БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Специалист центра "Анкей" анализирует особенности адаптации информационных систем фирмы CITIL

СITIL (Citicorp Information Technology Industries Limited)  -  дочерняя компания крупнейшей финансовой организации Citicorp (известная банковская организация CitiBank входит в ее структуру), занимающейся производством программных продуктов и их внедрением во всем мире. Штаб-квартира CITIL находится в Индии (что экономически выгодно, учитывая дешевизну труда индийских разработчиков), однако программные продукты этой компании построены по технологии Citicorp, т.е. соответствуют стандартам, принятым в США. Таким образом, организация работ в CITIL изначально ориентирована на адаптацию к различным местным условиям.

Российский рынок традиционно привлекателен для зарубежных компаний, и CITIL не является исключением. С точки зрения Citicorp, наши банки (даже самые крупные по российским меркам) относятся к среднему уровню в силу, во-первых, ограниченности их международной деятельности и, во-вторых, степени сложности предоставляемых ими услуг. Кроме того, система банков в России напоминает американскую, в частности, небольшим количеством филиалов, имеющихся у банков.

Заблуждение, которое часто встречается

Приступая к адаптации банковского информационного продукта, следует как можно скорее понять, что собственно "русификация", т.е. перевод текстов надписей на экранах, -совсем не главная, хотя и достаточно кропотливая работа, требующая внимания

Одна из российских фирм, с которыми CITIL установила партнерские отношения,  -  московский центр инженерных исследований "Анкей". Я обратилась к Алексею Епифанскому, руководителю банковского проекта центра "Анкей", с просьбой рассказать об опыте совместной деятельности с CITIL по "пересаживанию" передовых, но зарубежных банковских технологий на российскую почву. Предполагалось провести эту беседу в виде интервью, однако она приняла форму проникновенного монолога, который можно было бы озаглавить "Плач по банковской системе России".

НЕСКОЛЬКО ВВОДНЫХ СЛОВ

По словам А. Епифанского, специалисты CITIL накопили значительный опыт выявления специфических особенностей финансово-банковских технологий страны-заказчика, однако процесс настройки ПО при этом достаточно трудоемок, требует длительного вживания в местные условия и потому практически невозможен без привлечения местных экспертов из числа банкиров, специалистов по финансовому законодательству и информационным технологиям. В результате такого подхода, с одной стороны, сохраняется принятая в Citicorp информационная технология, а с другой  -  российские банкиры продолжают работать в традиционной манере (сохранив, например, привычные для клиентов и банков номера счетов и правила их формирования). Это нетривиальная задача, поскольку в американской банковской системе всего четыре счета, а у нас их примерно шестнадцать.

У РАЗЛИЧНЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ -РАЗНЫЕ ЦЕЛИ

Самое главное отличие банковской технологии США от отечественной заключается в объеме услуг, предоставляемых клиенту. Можно сказать, что эти системы имеют разные задачи: наша ориентирована на перевод денег с одного счета на другой (т.е. обеспечение платежей), а система Citicorp  -  на предоставление клиентам широкого спектра финансовых услуг (депозиты, долгосрочные кредиты, фьючерсные операции, удобные инструменты оплаты  -  дорожные чеки, кредитные карточки и т.д.). Это весьма важно, поскольку залогом успеха разработки (или адаптации), а уж тем более тиражирования ПО является правильный ответ на вопрос: зачем это нужно? Здесь мы незаметно переходим в область идеологической постановки задачи адаптации: что нам, собственно, нужно: адаптировать продукт или реорганизовать финансовые институты?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Поскольку западная финансовая система предлагает клиентам богатый выбор услуг, нижний уровень соответствующей информационной модели (уровень клиента) имеет более гибкую структуру. Большее число услуг требует более развитых возможностей манипулирования данными, что, в свою очередь, связано с необходимостью ввода большего количества информации, т. е. обилие информации на нижнем уровне способствует легкости управления сервисом.

Однако разработка развитой информационной базы на нижнем уровне влечет за собой такие затраты, которые заведомо не могут компенсироваться полученными результатами. "Я думаю, что создание не самой сложной банковской системы сейчас потребует не менее 50 млн. долл.,  -  считает А. Епифанский.  -  При этом стоимость оборудования составит доли процента от общей стоимости проекта. Основные затраты приходятся на оплату знаний специалистов (банкиров, юристов), причем специалистов самого высокого уровня, профессиональный опыт которых оценивается очень дорого". Единственное, что может привлечь банкиров к инвестированию средств в подобные проекты,  -  это необходимость расширить спектр предлагаемых услуг. А потребность в этом должна появиться в первую очередь у самого банкира. "Покупка банковской системы  -  очень серьезное дело, которое требует не только вложения средств, но и серьезной психологической перестройки банковских руководителей",  -  пояснил А. Епифанский.

Такая информационная система должна быть многосвязной, с тщательно согласованными внутренними процессами во имя надежности ее функционирования.

Не последнюю роль в успешности ее разработки играет прогнозирование развития системы. Обязательно появятся новые услуги, видоизменятся старые, а система должна плавно настраиваться на новые условия. Например, постоянно обсуждаются вопросы о вводе новых видов карточек. За каждым решением о применении новой, пусть даже не самой значительной для всего населения страны услуги стоит работа по расчету риска, поскольку за принятием решения последует громадная работа по обеспечению функционирования огромной обслуживающей инфраструктуры.

Банковская система Citicorp, как, впрочем, и любая другая, претендующая на звание солидной, имеет в своем составе подсистему моделирования, отвечающую на вопрос "А что будет, если ...?". При адаптации к российским условиям следует учитывать и тенденции развития инфляции, и "долларизацию" страны, и свойственные ей с некоторого времени "коридоры". Следовательно, одно из главных прилагательных, которое должно сопутствовать названию банковской информационной системы у нас в стране,  -  "масштабируемая".

Таким образом, прежде чем начинать адаптацию зарубежного программного комплекса, необходимо не только осознать коренные различия двух финансовых систем, определить возможности их интеграции, но и правильно понять тенденции развития финансовой системы России хотя бы на ближайшие два года.

Где те эксперты, прогнозу которых можно доверить судьбу системы стоимостью в 50 млн. долларов? Откликнитесь!

Обязательным элементом современной информационной банковской системы является подробное документирование своей деятельности. "Если она не хранит историю и не содержит средства защиты банкира от сбоев в работе, эта система превращается в тривиальные счеты или пишущую машинку",  -  заметил А. Епифанский.

Проблема риска при осуществлении расчетов тесно связана с гарантиями платежей, в том числе и со стороны государства. По мнению А. Епифанского, Россия сейчас находится на уровне средневековья, где единственной мерой доверия является вручение наличных денег.

Западная банковская система уже прошла этап "коротких штанишек" (т. е. только обеспечения платежей) и перешла на уровень комплексного обслуживания клиентов, включая консультационные услуги. Это тот уровень, к которому следует стремиться, но в России он пока не востребован.

К Алексею Епифанскому можно обратиться по телефону: (095) 247-1499.

ЕЛЕНА ПОКАТАЕВА