IBM никогда не расточительствует. С окончательным присоединением Lotus "голубой гигант" начал переговоры, направленные на рационализацию затрат на выпускаемые продукты.

Вы можете подумать, что, постепенно прибирая к рукам приложения Lotus для настольных ПК, корпорация решила осчастливить исполнительного директора Lotus и будущего старшего вице-президента IBM Джима Мэнзи. Ведь на протяжении всего года он, возможно, больше всего мечтал избавиться от этих приложений. В недавнем (до IBM) интервью он так и не нашел приемлемого ответа на вопрос, как же восстановить их разработки. Кроме того, его пожелания относительно передачи в другие руки приложений Lotus хорошо описаны в договоре между IBM и Lotus.

Вдобавок к вялым продажам имеются и другие признаки того, что для приложений Lotus наступает период заката. Notes и cc:Mail заменяют редкие упоминания о SmartSuite или о приложениях для настольных ПК на странице Lotus в сети Web (www. Lotus.com.  -  это одно из лучших мест в Web). Щелкните на пиктограмме "Информация о продуктах" и вы не получите почти никакой информации о таких приложениях. Последний пресс-релиз, касающийся новых разработок 1-2-3, вышел 20 июня 1994 г. В нем дается местами противоречивая информация о том, что Lotus в данное время занимается новыми разработками приложений для настольных ПК.

Имеется миллиард вопросов о том, как же будет осуществлен этот переход. Каким образом Notes и cc:Mail втиснутся в Star-Office? Сколько у Lotus останется прав на использование имени и технологий? Будут ли поддерживаться тысячи макрокоманд, написанных ранее для Lotus 1-2-3? Какое направление позволит Novell и Microsoft принять в игру карту FUD? И что же будет в Lotus с разработчиками приложений для настольных ПК?

Даже в период упадка значение приложений Lotus остается огромным. Ясно, что IBM не до конца осознала свое место в этом объединении. Трудно себе представить, что IBM сможет уничтожить эти приложения одним коварным ударом. Наоборот, в течение десятилетий пользователи наблюдали происходившие смелые и быстрые перемены в самой IBM.

Уж если IBM рассталась с 3,5 миллиарда наличных, то полумер по сохранению наследства можно было и не предпринимать. "Голубой гигант" должен заглянуть в будущее и обрезать некоторые связи с прошлым. Болезненные, но необходимые решения в самом начале выглядят абсолютно правильным подходом.

Возможно, IBM изучила некоторые последние приобретения компаний, занимающихся программным обеспечением, которые не принесли желаемого результата. Только сейчас мы начинаем понимать и принимать покупку WordPerfect фирмой Novell, осуществленную более полутора лет назад. Клиенты так и не смогли переварить покупку Ashton-Tate фирмой Borland, которая сильно повлияла на положение дел последней.

Существует множество вариантов дальнейшего развития событий. Нам остается лишь высматривать воодушевляющие знаки перемен, быстро и решительно проводимых IBM в союзе с Lotus.

Сезам! Скажи, каким путем идти IBM? Вы можете послать свои сообщения Джону Доджу по адресу Internet: jdodge@pcweek.ziff.com, по CompuServe: 72241,303 или по почте МС1:239-3520. Для интерактивного обсуждения оставьте сообщения в секции Джона Доджа сети ZiffNet (GO PCWEEK).

ДЖОН ДОДЖ