КЛИЕНТ-СЕРВЕР
Разгорается бой поставщиков программ всех типов с молодыми компаниями, производящими лучшие в своей области приложения. Кого-то ждет нокаут. Но в этой схватке поставщиков финансовых приложений будут и победители
Если бы рынок финансовых программ был видом спорта, то это был бы крокет. Чопорный, любезный. И наблюдать за ним почти так же интересно, как за прорастанием травки, не так ли? Пожалуй, нет. Будь он спортом, то куда больше походил бы на те игрища, которые проходят на ринге, за канатами.
Финансовые приложения, программы, проникающие в самую суть бизнеса, могут стать предметом грядущей драки, определяющей пути развития всей отрасли.
Почему? В большинстве сетей финансовые программы занимают центральное место в среде клиент-сервер. Производство, распределение, работа с кадрами, электронные обмены - все это связано с основными законами бизнеса и транзакциями. "Финансовые программы - точный барометр состояния всего рынка клиент-сервер, - отметил Барри Уилдермэн, вице-президент отдела Application Development Strategies Service фирмы Meta Group. - Все остальное подчиняется финансовым приложениям".
А кто основные соперники? В правом углу: тяжеловесы, поставляющие программы всех типов, - SAP, Oracle и PeopleSoft. Возможности их продуктов не ограничиваются финансами и включают такие функции, как производство, распределение и работа с кадрами. В левом углу: армия лучших в своей области молодых компаний со своими ноу-хау для архитектуры клиент-сервер, поддерживающих собственные приложения в отличной боевой форме. Кому-то предстоит рухнуть на маты. По мнению Джеффа Компорта, директора по исследованиям отдела Applications Solutions Group фирмы Gartner Group, треть из ныне существующих пятисот поставщиков финансовых программ станет "неконкурентоспособной".
Терри Роджерс, исполнительный вице-президент фирмы
Hyperion Software, держащей второе место на рынке систем
клиент-сервер, уверен, что его компания обладает
лучшими чертами обоих направлений
Компорт уверен, что первые раунды останутся за гигантами, но и другие не уйдут с арены. После того как придет время объектной ориентации (а это неизбежно) и будут установлены новые правила, потребности рынка настолько возрастут, что на нем найдется место пяти тысячам поставщиков. Лучшие в своей области выиграют. "С началом нового столетия само понятие "поставщик" изменится, люди будут специализироваться на производстве отличных финансовых приложений для конкретных областей бизнеса", - говорит Компорт.
Попал ли Компорт в точку? Пока неясно. "Идеи Компорта интересны, но я с ними не согласен", - сказал Уилдермэн. С другой стороны, Даг Крук, аналитик фирмы Montgomery Securities, полагает: "Компорт прав. Я вижу, как компании разделяют обязанности, специализируясь в разных областях вертикального рынка".
Ставки в этой игре так высоки, что могли бы разорить шулеров Лас-Вегаса. В прошлом году во всем мире 33 цента из каждого доллара, потраченного на системы клиент-сервер, ушли на бухгалтерское ПО. В совокупности - 922 млн. долл. По подсчетам IDC, в будущем году на финансовые программы придется половина всех вложений в технологии клиент-сервер и сумма достигнет 1,7 млрд. долл. К 1999 г. доходы этого рынка составят 3,2 млрд. долл. Движущей силой рынка стало ненасытное желание клиентов иметь в своем распоряжении самые современные финансовые программы. "Даже консервативные в техническом отношении организации увлекаются новыми инструментами и приложениями", - сказал Компорт.
Посмотрим внимательней на расписание схваток - в них участвуют разные весовые категории. "На рынке явно образуются три типа поставщиков, - считает Терри Роджерс, исполнительный вице-президент корпорации Hyperion Software (Стэмфорд, шт. Коннектикут), - две-три компании, которые предлагают полные наборы программ; те, кто заполняет пустующие ниши, выпуская специализированные продукты; производители самого высокого класса, занимающие теплое местечко между ними со своими решениями ряда финансовых проблем".
Труднее всего придется тем, кто не производит ни полного спектра программ, ни лучших в своей области приложений. Это поставщики старых программ - Dun & Bradstreet, Ross Systems и Platinum Software. Они оказались между Сциллой устарелых БД и Харибдой конструктивных технологий, которые несовместимы с их продуктами. Ross Systems, например, закончила финансовый 94/95 год с чистыми потерями в 11,4 млн. долл., а доля фирмы D&B, которая когда-то владела 25% рынка бухгалтерских программ, теперь измеряется однозначными цифрами.
Победа в первых раундах достанется крупным поставщикам программ всех типов, в частности SAP, Oracle и PeopleSoft. Они выпускают приложения, возможности которых гораздо шире обычного бухгалтерского учета. SAP, например, предлагает модули для распределения и для производства, которые прямо увязаны с ее финансовыми приложениями. Хотя PeopleSoft (Плезантон, шт. Калифорния) заявила о себе на рынке систем клиент-сервер как первый и лучший поставщик программ для работы с кадрами, постепенно она превратилась в производителя программ всех типов и сейчас предлагает собственное семейство финансовых продуктов. "Крупные разработчики типа SAP, Oracle и PeopleSoft владеют огромной долей рынка, - отметил Компорт из фирмы Gartner. - Именно эта группа скорее всего пройдет через все потрясения без потерь".
Очевидно, большие размеры дают выигрыш в финансовом плане. Поэтому неудивительно, что у победителей окажется достаточно средств, чтобы вкладывать их в разработку и исследования и тратиться на консультационные расходы.
А кто еще имеет шанс стать новатором в этой области? Компании, достаточно "сообразительные" и не обремененные опытом работы с мэйнфреймами, В эту группу войдут фирмы типа SQL Financials International, Flexi International Software и Kapre Software. Они вступили на этот рынок, уже имея опыт работы с технологиями клиент-сервер, что сделало их терпимыми к нововведениям. В сущности, если Oracle или SAP будут действовать по-прежнему, молодые могут очутиться в том же углу, вместе с поставщиками программ всех типов. "Через пять лет мы были бы рады стать создателями интегрированной среды, для которой другие фирмы писали бы свои специализированные приложения", - сообщил Барт Фостер, директор по бизнес-разработкам корпорации Oracle.
К тому же существует и Hypenon Software. Отчасти это крупный новатор, отчасти - лучшая компания в своей области. У нее достаточно средств и достаточно интереса к технологии клиент-сервер, чтобы встать в один ряд с ведущими конкурентами. Так что пока SAP лидирует в области финансовых приложений клиент-сервер, захватив 26% мирового рынка, Hypenon занимает второе место - ей принадлежат 9%. Продукты основного семейства фирмы Hypenon - Enterprise Financial Management стали любимой игрушкой финансовых директоров, которые хотят найти простой способ обрабатывать сложные финансовые отчеты и укреплять рыночную конъюнктуру. Сейчас Hyperion выступила с предложением финансовых транзакций, выпустив набор модулей, который позволяет работать с гроссбухом, входящими и исходящими счетами, закупками и фиксированными активами.
А что же лучшие? В начале этого года IDC обратилась к 102 финансовым директорам с просьбой сказать, какой подход они предпочитают. Ответ оказался неожиданным: 43% сообщили, что они выбрали бы лучших из молодых, и только 16% предпочли бы поставщиков программ всех типов.
Как ни дели рынок, а то, что останется от него после того как крутые ребята заберут свою часть, будет принадлежать специалистам. Посмотрите: если SAP и Oracle захватят мир, нынешние молодые подключатся к созданной ими интегрированной среде. Если выиграет Hyperion, рынок превратится в подвижное созвездие приложений, каждое из которых будет предназначено для обслуживания потребности конкретной области бизнеса, и горизонтальный рынок сойдет на нет.
Рассмотрим случай фирмы FourGen Software (Сиэтл). В 1991 г., когда эта компания впервые вышла на рынок, практически вся область финансовых программ клиент-сервер принадлежала ей. Затем появился пакет Oracle Financials. Философ Гэри Гэглайрди, президент и исполнительный директор FourGen, сумел понять, что будущее за вертикальным рынком. "Горизонтальные пакеты теперь не обеспечат победы, - заявил Гэглайрди. - Их либо невероятно сложно настраивать, либо они слишком обобщены и их нельзя дифференцировать".
После всех этих потрясений рынок расширится так, что на нем найдется место для 5000 поставщиков, и производители лучших в своей области программ одержат верх над поставщиками программ всех типов |
Поэтому FourGen, доходы которой за прошлый год составили 19 млн. долл., сконцентрировала свои усилия на программах для управления торговыми сетями. Подключаясь к основным транзакциям, эта программа помогает клиентам переносить готовые товары из складов в магазины. Выгоды: FourGen укрепила свои позиции в узкой области, которую она создавала все эти годы, и осталась вне досягаемости пятисот конкурентов, активизировавшихся на рынке. Гэглайрди собирается еще больше специализировать свою деятельность, и без того ориентированную на узкие области политики компании, готовя программу для сетей овощных магазинов и дистрибьюторов спиртных напитков. По мере того как FourGen будет развиваться, Гэглайрди планирует создать бизнес-отделы, работающие в узких областях. "Идея состоит в том, чтобы разделить компанию на такие мелкие подразделения, которые смогут по-настоящему сфокусировать свое внимание на каждой области бизнеса, - считает Гэглайрди. - Позвольте компании слишком разрастись - и ей будет трудно меняться в соответствии с изменяющимися условиями".
Все дело в быстрой реакции. Это именно то, о чем поставщикам следует побеспокоиться. Например, в молодой компании SQL Financials адаптация к рынку - непременное условие. Фирма постоянно отслеживает состояние технологий, отыскивая "самородки" для включения в свои продукты. Даже PeopleSoft, которой ее большие размеры идут на пользу, превратила 8 региональных торговых отделов в независимые филиалы. "Это разделение помогает нам оставаться достаточно маневренными в разработках, - считает Марк Ниттлер, директор по стратегии продуктов фирмы PeopleSoft. - На этом рынке приходится постоянно следить за всеми техническими новинками". С ним согласен и Роджерс из фирмы Hyperion: "Чтобы оставаться на переднем крае и при этом с него не сорваться, подход должен быть достаточно новаторским".
Именно здесь лучшие в своей области с их повышенным вниманием к объектному программированию и открытому взаимодействию имеют самые хорошие шансы. "Мегаархитектуры более замкнуты, и поэтому их производители менее способны к переходу на приложения будущего", - сказал Компорт.
И что все это значит? Что тяжеловесов, поставляющих программы всех типов, ждут неприятности? Если не заглядывать далеко в будущее, то это почти невероятно. А если заглянуть? Найдется ли на этом рынке место для 5000 поставщиков, как предсказывает Компорт? Несомненно, это случится не скоро. Но тогда, пять лет назад, тоже никто не ожидал, что технологии клиент-сервер нанесут оглушающий удар поставщикам старых систем. Эта игра совсем не похожа на крокет.
Рошель Гарнер - независимая писательница из Сан-Карлоса (шт. Калифорния).
РОШЕЛЬ ГАРНЕР