Некоторые грозные признаки, которым надо внять, чтобы не попасть под копыта обезумевших клиент-серверных проектов
Эд Куп слышал ужасные истории. Обезумевшие клиент-серверные системы. Тысячные, а иногда и миллионнодолларовые перерасходы. Руководители отделов информационных систем в осаде. Но он не думает, что медицинский центр Saint Agnes (Фресно, шт. Калифорния), где он - менеджер по ЛВС, попадет в число растоптанных.
Но на это было похоже некоторое время тому назад, когда центр Saint Agnes был готов к запуску системы мониторинга для отделения материнства. Система была предназначена для того, чтобы работники клиники могли с ПК на сестринском посту поминутно отслеживать жизненно важные показатели у полутора десятков рожениц. Но проекту явно предстоят трудные роды. Программное обеспечение клиентской части не давало сестрам нужной функциональности, и было ясно, что интегратор систем для центра Saint Agnes продвигается по неизвестной ему территории.
"При установке системы мы положились на тех, кто оказывается знает TCP/IP, NT и SQL Server совсем не так хорошо, как мы рассчитывали", - объяснил Куп, который в какой-то момент боялся, что отдел информационных технологий (ИТ) будет вынужден выбросить всю систему и начать с нуля.
Но вместо этого Куп натянул поводья, срезал расходы и загнал проект обратно на тропу. Увидев грозные признаки и, более того, среагировав на них, Куп смог избежать того, что постигло многие компании, выезжающие на клиент-серверную дорогу: они давали жизнь порочным проектам.
"В клиент-серверной среде куда труднее искать дефекты, поскольку методология разработки для мэйнфреймов вызревала более двадцати лет, - считает Ларри Фрейли, директор внутренней консультационной группы корпорации Intel (Чандлер, шт. Аризона). - А клиент-серверные технологии вырастали без этой дисциплины".
Кроме того, клиент-серверные разработки гораздо более открыты, чем мэйнфреймовские, в них используется гораздо больше переменных, неопробованных средств и неиспытанных технологий, что может завести в тупик фирмы, выбравшие клиент-серверную тропу.
Часто осложнения происходят из-за того, что конечные пользователи на свой страх и риск добавляют к системе непредусмотренные аппаратные и программные средства, предупреждает Гопал Капур, президент Center for Project Management (Сан-Хосе, шт. Калифорния). По его словам, "проект может выйти из-под контроля в тот самый момент, когда произносятся слова "клиент-сервер", потому что очень многие не знают, что эти слова значат на самом деле".
И Куп сделал все, чтобы гарантировать: в центре Saint Agnes такого не будет. Вот что сделала его команда: потребовала и закрепила пользователя, в обязанность которому вменили давать отзывы о системе, в частности об экранах клиентской части. Кроме того, надавили на системного интегратора, чтобы на проект были направлены более опытные работники. И в сентябре центр Saint Agnes выдал готовую систему для родильных домов.
А Куп по-прежнему бдительно относится к вопросам ведения проектов. "Когда оказывается, что ваш поставщик не разбирается в системе, становится страшновато", - со вздохом сказал Куп.
БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ
Группа "Ресурсы для консультирования и программирования" (Consulting and Programming Resources) корпорации Intel, конкурирующая со сторонними фирмами за контракты корпорации Intel на разработку, часто слышит предложения насчет грандиозных и престижных клиент-серверных систем.
"Б создании клиент-серверных систем действительно есть тенденция к излишнему усложнению, - предупредил Фрейли, возглавляющий это подразделение, которое со своими двумястами пятьюдесятью сотрудниками за полтора года своего существования создало более десятка клиент-серверных систем. - Мы стараемся упростить проекты до одного сервера и одной организационной среды. Много серверов и зданий - я от этого стараюсь держаться подальше".
С ним солидаризуется менеджер по информатизации из одного финансового учреждения на Западном побережье. Он объяснил, что придерживается "правила одного человека", а именно: "Если один человек не может говорить со всеми работниками проекта и руководить ими, то вы нарываетесь па неприятности".
ЗНАТЬ ПЛАН
Спросите Уэйна Шмидта, чем лечат бешенство клиент-серверных проектов, и первое, что он вам скажет, будет: заведите подробный план. Отсутствие такой "карты дорог" два года назад было серьезной проблемой, когда Шмидт был менеджером по разработке систем в United Behavioral Systems (Миннеаполис). Этот провайдер психиатрической службы здравоохранения разрабатывал клиент-серверную систему работы с информацией о пациентах для тридцати быстро растущих клиник, но проект увязал в трясине возникающих проблем. В компании не было предусмотрено ни штата информационного отдела, ни менеджера проекта, ни, что еще хуже, ясного плана руководства работниками, нанятыми по контракту для написания программ.
План проекта помог сконцентрировать усилия и разработать систему, которая оказалась лучше других систем того же назначения.
"Если фирма не написала план, значит, она не продумала проект", - подводит итог Шмидт, ныне президент консультационной фирмы Sirocco Group (Иген, шт. Миннесота).
НЕ БУДЬТЕ ПОДОПЫТНЫМ КРОЛИКОМ
Это то, чего с тех пор требует Куп из центра Saint Agnes. "Работать надо с теми, кто уже это когда-то делал", - заключил он.
А как менеджеру по информатизации узнать, действительно ли поставщик хорошо подготовлен или только делает вид? "Наведите справки, - советует Джейн Карри, консультант по информационным системам фирмы Project Management Mentors (Сан-Франциско). - А кроме того, опасайтесь стать испытательным стендом для неопробованной технологии. Проверьте, что это в самом деле работает. Если этого еще никто не использовал, тому могут быть причины".
Если фирма не написала план, значит, она не продумала проект |
Успех проекта очень зависит от ключевых фигур: менеджера проекта, "корпоративного спонсора", предлагающего идею высшему руководству, и ответственного за связи с конечным пользователем, который сообщает, что именно требуется от системы. И ни одна из этих фигур не была назначена в прошлом году, когда система для слежения за внешней торговлей в корпорации Intel вышла на грань катастрофы (об этом рассказано ниже). "Тогда мы остановили работу. Это привлекло внимание", - вспоминает Фрейли. Встреча с новым руководством для обсуждения проекта в результате обеспечила возобновление поддержки.
НЕХВАТКА ТАЛАНТОВ
Многие из работников отделов ИТ говорят, что критический фактор для клиент-серверных разработок - это правильная пропорция между своими работниками и консультантами со стороны. Консультанты часто бывают нужны, поскольку постоянные работники уже слишком загружены или не имеют должных технических знаний и навыков. Но слишком сильно полагаться на специалистов, работающих по контракту, тоже нельзя. "Консультанты кончают работу и уходят. Их умение уходит вместе с ними, - считает Шмидт. - Нужно, чтобы свои работники тоже принимали участие в работе, чтобы, когда что-то испортится, они могли это исправить".
Шмидт советует нехватку талантливых сотрудников компенсировать обучением тех, кто есть. Он считает, что если уж приходится звать консультантов для запуска проекта, то необходимо и постоянных работников обучить новой технологии. И при этом не скупиться. "После обучения вы еще не эксперт, а только информированный новичок. Многие фирмы стараются сэкономить деньги, обучая только несколько человек Это не экономия".
МОСТ НАД БУРНЫМИ ВОДАМИ
Оглядываясь назад, менеджер по информатизации фармацевтической фирмы The Darby Group (Уэстбери, шт. Нью-Йорк), Карл Эшкин видит, с чего начались трудности. Его фирма разрабатывала систему для предоставления клиентам круглосуточного доступа к тоннам данных по 47 000 продуктов фармацевтической промышленности. Клиентская и серверная части проекта требовали различных навыков и умений: разработки программ под DOS и Windows в клиентской части, программирования под Windows NT и SQL Server - для серверной.
"Ошибка состояла в том, что эти работы рассматривались как две отдельные", - заключил Эшкин.
Решение: должен существовать менеджер проекта, расписывающий партитуру для всего оркестра разработчиков. Сегодня возможность соединения имеют около тысячи клиентов фирмы The Darby Group.
Теперь Эшкин при создании клиент-серверных систем более осторожен, но признает, что его фирма не должна почивать на лаврах. Он объяснил: "Технология клиент-сервер очень нова и все время развивается. И часто трудно определить, когда клиент-серверная система выходит из под контроля. Быть начеку приходится все время".
Нил Боудетт - независимый автор. Живет в Арлингтоне, шт. Массачусетс.
Нил Боудетт