ВЗГЛЯД И НЕЧТО
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Это особенно верно для презентаций, в первую очередь деловых. Слово "презентующего" должно быть подкреплено иллюстрацией. Именно подкреплено, ибо просто видеосопровождение делу не помогает, а иногда и мешает. Это знает каждый, кто пытался одновременно смотреть кино по телевизору и говорить по телефону.
Выражаясь научно, аудио- и видеоканалы восприятия аудитории должны быть синхронизированы. Очевидная вещь, скажете вы? Наверное, но не так давно я был на семинаре дилеров одной крупной компании, где все доклады делались на самом высоком техническом уровне. Однако слайды представляли главным образом текст тезисов доклада. Каждый такой слайд включал примерно трехминутный кусок доклада, по принципу "чем больше влезет, тем лучше".
Когда слайд открывался, аудитория, естественно, пыталась читать его с начала до конца, не очень вслушиваясь в речь докладчика. А потом у нее начинались трудности с определением, о чем именно из написанного на слайде говорит докладчик в данный момент. Ни о какой синхронизации не могло быть и речи.
Михаил Донской
В хорошо оформленной презентации на каждом слайде ровно одна "работающая" фраза, остальные либо отсутствуют, либо "затенены". С другой стороны, слайд должен давать представление о структуре доклада. Грубо говоря, надо непрерывно отвечать на самый главный для аудитории вопрос - "Еще долго?". (Его модальность меняется в зависимости от того, нравится доклад или нет, но сам вопрос всегда остается.) Поэтому "затененные" фразы - обычно подзаголовки, а не тезисы, которые уже обсуждены. В научных кругах считается обязательным начинать доклад с представления его структуры.
Второе, что меня неприятно поразило на этом семинаре, - необдуманный дизайн слайдов. Вы можете спросить, в чем заключается дизайн текста. Во-первых, конечно, в подборе шрифтов, их размеров и начертаний. Во-вторых, в оформлении "фона".
На Западе сегодня становится стандартным присутствие па всех слайдах логотипа фирмы, особенно для бизнес-презентаций. Кроме того, приятное впечатление оставляет постоянное присутствие на слайде (в "затененном" виде, конечно) даты и названия мероприятия (семинара, конференции, презентации), где делается доклад и соответственно демонстрируются слайды. Это дает ощущение уникальности события и приобщенности к нему аудитории.
Наконец, цветовая гамма презентации играет, быть может, не менее важную роль, чем остальные элементы. На том же семинаре представитель Novell читал доклад, сопровождавшийся слайдами в фирменных тонах - красные буквы на белом фоне. Для художников-профессионалов такой подбор - как ножом по стеклу. Но и утилитарная сторона - легкость чтения текста на слайдах - при этом находится ниже всякой критики.
В последнее время в "журнальном" дизайне стали модными "тисненые" фоны, на которых при внимательном рассмотрении можно увидеть рисунок или дополнительный текст (см. любой номер "Коммерсантъ-Weekly"). Надо сказать, что воплощение этой идеи в презентационных слайдах лично на меня произвело очень приятное впечатление.
До сих пор я говорил только о слайдах, каким бы способом они ни были изготовлены и показаны на экране. Но с приходом презентационного оборудования, связывающего компьютер с проектором, на сцену вышли недоступные прежде выразительные приемы, В этой технологии, например, сменить дату доклада на слайдах можно за считанные секунды.
Но главное преимущество компьютерных слайдов с точки зрения дизайна - это возможность их анимации. Сегодня такой анимацией пользуются в основном для "украшательства". Это можно объяснить тем, что на рынке презентационных пакетов доминирует PowerPoint. Поэтому эффектные "перемигивания" слайдов кочуют из презентации в презентацию.
Однако анимация может использоваться гораздо эффективнее. Например, анимация популярных во всех презентациях гистограмм (сравнительных столбцов) может дать почти физическое ощущение роста продаж и/или доходов фирмы.
Вообще анимация дает новое измерение презентации. Кроме последовательности слайдов появляется понятие времени жизни одного слайда. На арену выходят все присущие анимации радости: привлекательность, наглядность, доходчивость - со всеми ее проблемами для создателя: необходимостью точного выбора времени экспозиции, проектирования динамических эффектов и так далее. Но все идет к тому, что максимум через два года анимация станет правилом хорошего тона презентаций, таким же, каким сегодня является наличие самих слайдов.
Михаил Донской, президент фирмы DISCo, с ним можно связаться по E-Mail donskoy@kaissa.msk.su.