C августа 1993 года, когда была выпущена система NetWare 4.0, фирма Novell стремилась “привесить” к своему продукту ярлык “для предприятий”. Однако несовершенства этой первой версии, особенно в отношении интеграции каталогов и простоты использования, помешали фирме соответствующим образом сформировать мнение покупателей. Версия 4.1 решила проблемы интеграции, предоставив средства, облегчающие миграцию, расширив возможности администрирования сред 4.x и 3.x и улучшив функции работы с каталогами.
Затраты на вычислительную сеть
Как и было обещано в декабре 1993 года, пользователи ранних версий получили эти улучшения бесплатно (хотя и с девятимесячным опозданием), а цена системы NetWare 4.1 фактически была снижена до уровня цены NetWare 3.12. Эти изменения оказали интересное влияние на покупателей продуктов фирмы Novell и на характер вопросов, задаваемых Gartner Group о NetWare. В течение 1994 года наиболее часто звучал такой вопрос: “Зачем возиться с переходом на NetWare 4.01 или 4.02 ?” - причем на самом деле многие (или большинство) клиенты фирмы Novell, купившие в свое время ее СОС (сетевую ОС), решили оставить у себя версии 3.x. В 1995 году основным вопросом стал следующий: “Почему не стоит переходить на NetWare 4.1?”.
При оценке полных затрат на установку и поддержку вычислительной среды локальной сети важно иметь в виду, что цена СОС составляет лишь небольшую ее часть. На самом деле 73% стоимости сети приходится на оплату работы персонала и лишь 27% - на все остальное, включая концентраторы, коммутаторы, кабели, серверы и ПО. Даже расчет по каталожным ценам (хотя никто не платит по каталогу) показывает, что доля цены СОС в этих затратах составляет всего 3%.
Сравнительный график по затратам при разном количестве серверов
Зачем же тогда тратить время, высчитывая стоимость перехода на NetWare 4.1? А затем, что результаты этого исследования показывают выигрыш в цене от перехода на 4.1, а не цену самого перехода. Мы рассмотрим, какие с финансовой точки зрения последствия сулит переход к среде 4.1 в течение четырех лет. Реальный выигрыш заключается в экономии средств на обслуживание, в улучшении эффективности и в повышении гибкости работы, а также в расширении доступности сети. Для проведения этой оценки мы изучили основные действия, которые должны производить администраторы и обслуживающий персонал в отношении среднестатистической ЛВС, и сравнили соответствующие затраты для сред NetWare 3.x и 4.1.
Мы рассмотрели такие категории затрат, как цена модернизации серверов (модернизации СОС) и клиентов, поддержка работоспособности сети, копирование дисков со сжатием информации, обучение персонала и административная поддержка. Для административного и технического персонала брались величины $35 000 и $58 000 (составляющие соответственно их годовую заработную плату); во всем исследовании использовался коэффициент обратного вложения прибыли 40%. Был выбран проектный объем дисков в 2 Гб на сервер при оценочной стоимости в $950 за 1 Гб, а годовой прирост объема хранимой информации оценивался в 28% при среднем коэффициенте сжатия 50%. Для установки СОС на уже существующих серверах использовали базовую лицензию на 100 пользователей NetWare при стоимости модернизации $2795 на каждый сервер. Для этой модели мы не запланировали никакой экономии за счет консолидации на других серверных платформах.
Суммарные затраты для 30-серверной среды
Полученные результаты отражают ситуацию в полностью обновленной сети, поэтому покупателям нужно их скорректировать в соответствии с собственными планами внедрения новой среды. Так, выигрыш за 4 года может варьироваться от нескольких тысяч до 2,5 млн. долл. Не ожидайте, что эти деньги можно будет непосредственно вычесть из бюджета отделов информационных технологий, поскольку большая часть экономии реально означает непотраченные деньги (т. е. появляется возможность отсрочить обновление дисков) и освобождение времени для выполнения других задач, что позволит перенести или отменить расширение штата.
Мы не стали уменьшать число требуемых серверов (хотя это определенно возможный вариант), снизив вместо этого дополнительные административные затраты на поддержку среды. По мере того как мы разобрались в свойствах этой модели, нам стало ясно, что ключ к экономии затрат и повышению эффективности работы лежит в использовании высокоуровневых служб работы с каталогами (причем не на уровне ОС, а на сетевом уровне). Кроме того, чем сложнее сеть и шире требования каждого клиента к серверу (или к службам), тем труднее становится организовать администрирование и управление безопасностью и тем больше выигрыш от использования каталога всего предприятия.
Это оценочные затраты, причем многие цифры взяты из интервью с клиентами, проведенных Gartner Group, и в таком виде могут считаться представительными для обычных вычислительных сред локальных сетей. Единственное, что можно отнести к субъективным характеристикам, - это оценка коэффициента сжатия диска, затрат времени технического персонала на проведение модернизации и ежедневной экономии времени администраторов после модернизации. Мы рекомендуем клиентам использовать эти данные как точку отсчета для создания своей собственной модели соотношения затрат и выгоды, прежде чем делать выбор между стратегиями перехода на новую среду и бездействия.
Исходя из опыта мы оценили административное время в 30 мин на одного пользователя в год при работе в среде NetWare 4.1 и в 45 мин - для существующих сред NetWare 3.x. Снижение затрат непосредственно связано с упрощением средств управления системой 4.1, а также с сокращением изменений в расчете на пользователя при обращении к множественным серверам. Очевидно, что чем выше требования доступа (число серверов в расчете на пользователя), тем больше потенциальная экономия. По мере увеличения сложности сети и расширения числа функций, специфических для определенных серверов (или служб), эта экономия продолжает расти.