Слова, что в наше время оперативный доступ к разнообразной информации приобретает жизненно важное значение, уже стали банальностью. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является развитие и использование систем и средств телекоммуникаций.
Для информационного обслуживания населения нужно создать такие средства доступа, которые позволят человеку без особых усилий в любом населенном пункте страны получить необходимые данные (предложения о продаже и покупке, расписание движения транспорта, справки о работе службы быта, сведения о погоде).
В месте доступа к этим услугам желательно иметь пункт коллективного пользования. Поскольку такие услуги, как факсимильная, телексная связь или электронная почта, длительное время будут популярны.
Развитие современного информационного рынка России в значительной мере сдерживается отсутствием инфраструктуры, способной развить эти средства до приемлемого уровня и приблизить их к конечному потребителю. К тому же очевидно, что при общей окупаемости такой системы часть ее элементов будет работать в убыток. Следовательно, ее создание необходимо вести под эгидой государственных служб.
Прекрасными возможностями в этом плане обладает почтовая служба России, имеющая налаженную структуру управления и разноплановые технические отделы. Уже более двух лет в рамках Федерального управления почтовой связи при активном участии специалистов Московского авиационного института ведутся работы по созданию ведомственной сети передачи данных (СПД).
Были определены задачи, в соответствии с которыми предполагалось использовать сеть:
- оперативный сбор и распространение управленческой и технологической информации в системе предприятий почтовой службы России;
- предоставление разнообразных телекоммуникационных услуг предприятиям и отдельным физическим лицам, т. е. работа в режиме телекоммуникационной сети общего доступа;
- пересылка факсимильных и телеграфных сообщений через соответствующие шлюзы;
- внедрение новых информационных технологий в процесс обработки почтовых отправлений (контроль прохождения посылок, заказной почты, денежных переводов, обмен подписной информацией).
Отличительной особенностью сети является ее размер: она должна охватить все регионы страны, т. е. более 50 000 почтовых отделений. В связи с этим концепция построения сети предусматривает постепенный ввод ее в эксплуатацию по мере оснащения районов необходимой аппаратурой, каналами связи и подбора квалифицированного обслуживающего персонала.
Принципы, заложенные в основу построения СПД, учитывают возможность ее эволюции по мере расширения сферы услуг, роста объемов передаваемой информации, перехода на новые типы линий связи и т. д.
Кроме того, рынок диктует необходимость создания работоспособной и близкой к самоокупаемости системы за максимально короткий период при выделении относительно небольших финансовых ресурсов.
Перед реализацией опытных фрагментов сети был проведен анализ различных способов ее построения. Предлагалось два основных варианта: на базе оборудования X.25 и на основе протоколов TCP/IP и UUCP.
Сети X.25 требовали прокладки к узлам СПД выделенных линий, а также дорогостоящего оборудования. При этом выяснилось, что X.25 пропускную способность арендуемой линии использует менее эффективно, чем IP.
Было учтено и то, что выделенные междугородные линии начинают окупать себя при более чем 20%-ной загрузке. Для средней скорости 9600 бит/с это означает передачу по каналу около 15 Мб информации в сутки, а оценка предполагаемых потоков первой очереди в звене область - центр была на порядок меньше. И, что особенно важно, использование X.25 затрудняет эволюцию сети, в первую очередь из-за жесткой зависимости от конкретного поставщика ПО.
В результате было принято решение ориентироваться на коммутируемые линии связи и семейство протоколов UUCP с дальнейшим переходом к выделенным каналам и TCP/IP.
Это решение основывалось на том, что в узлах используются машины, работающие под управлением ОС типа Unix. После сравнения имевшихся на момент анализа вариантов (SCO 4.2, UnixWare 1.1 BSD/386 1.1 и FreeBSD 1.1R) выбор был остановлен на BSD/386 версии 1.1 как обладающей наиболее развитыми сетевыми средствами и достаточно стабильной для промышленной эксплуатации.
В связи с невозможностью быстрого создания собственной сетевой инфраструктуры на начальных этапах предполагалось формировать сеть как наложенную, когда автономные фрагменты используют ресурсы уже функционирующих общедоступных сетей для обмена собственной информацией.
В качестве транспорта допускалось использование как сети Relcom, построенной по сходной технологии, так и сетей X.25 (РОСПАК, РОСНЕТ, СПРИНТ).
При выборе конфигурации аппаратной части узла были приняты во внимание следующие факторы:
1) среднестатистическая область России состоит из 30 - 40 районов;
2) длительное время будет преобладать обмен между районными и областными центрами; причинами этого являются стабильность используемой в этом звене иерархии отчетности и замыкание коммерческой информации, связанной с обращением к базам данных, внутри области;
3) анализ информационных потоков показал, что суммарный объем технологических данных, который необходимо передавать в звене район - область, не превышает 100 - 150 Кб в сутки.
Выбранный вариант представляет собой машину фирмы Compaq или Gateway на базе процессора i486DX-66 с 8 Мб оперативной памяти, двумя жесткими дисками емкостью 850 - 1000 Мб каждый и шестью асинхронными последовательными портами. Узел комплектуется модемами ZyxEL и Bullet, а в особо “тяжелых” случаях - IDC и AnCom STE.
Типичный фрагмент сети, устанавливаемый в настоящее время, состоит из узловой машины в областном центре и нескольких (как правило, трех-четырех) абонентских пунктов в районных центрах.
Наличие последних является эффективным стимулятором дальнейшего развития сети “снизу”, показывающим преимущества использования электронной почты, факсимильного и телеграфного шлюзов.
Первой опытной зоной была выбрана Калужская область, после успешной сдачи в течение 1994 года было установлено еще два фрагмента - в Челябинске и Ярославле. Это позволило опробовать устанавливаемое ПО и проверить в разнообразных условиях несколько типов модемов. Значительное время было потрачено на выявление проблем, связанных с низким качеством телефонных линий, и на поиск путей их устранения.
На основании данных, полученных по результатам опытной эксплуатации, было принято решение о дальнейшем развитии сети и установке фрагментов на поточной основе. Для этого предстояло решить следующие проблемы:
- необходимость обучения большого количества персонала для работы в сети;
- отсутствие центрального узла, выполняющего в создаваемой сети объединительные функции;
- определение стандартной конфигурации программных средств узловой и абонентских машин.
К весне 1995 года стало ясно, что ОС BSD/386 отстает по темпам развития и предоставляемым возможностям от распространяемой бесплатно ОС FreeBSD. По этой причине была произведена смена базовой ОС узла.
Специалисты МАИ и фирмы Cronyx сгенерировали и протестировали программное обеспечение стандартного узла, а также разработали методику, позволившую существенно ускорить процесс его установки на новые машины.
Местом для Центрального телекоммуникационного узла (ЦТУ) был выбран Центр автоматизации оперативно-технического управления связью (ЦАОТУС). В основном его установка была завершена к лету 1995 года, но работы по усовершенствованию и расширению узла интенсивно ведутся и в настоящее время.
Параллельно в МАИ были организованы курсы для администраторов узлов и пользователей абонентских пунктов.
Хотелось бы отметить такой этап построения сети, как создание экспериментального фрагмента в районном управлении почтовой связи г. Домодедово, который использовался для отработки способа интеграции узлового программного обеспечения с ПО, работающим в локальных сетях.
Сейчас узлы СПД почтовой связи установлены в 18 областях России, ведутся работы по дальнейшему расширению сети. Предполагается, что к концу следующего года их число достигнет или даже превысит 40. На основании имеющихся данных можно предположить, что силами сотрудников узлов областных центров будет заметно увеличено число подключенных районов.
Ведутся работы по переводу сети в режим промышленной эксплуатации, что предполагает обязательный 24-часовой режим работы узлов и их непосредственную связь с центральным узлом по телефонной сети Искра-2. Переход большей части узлов в подобный режим должен привести к постепенному отказу от услуг транспортных сетей. Завершение этого этапа будет также означать формирование собственной сети передачи факсимильных и телеграфных сообщений.
Такой режим резко повышает требования к надежности работы центрального узла, который должен быть связан с узлами других сетей (Relcom, СПРИНТ, РОСПАК, РОСНЕТ) и иметь аппаратное и программное обеспечение для корректного взаимодействия с ними.
Предполагается расширение информационного сервиса: организация специализированных баз данных по услугам почтовой связи, в том числе и в оперативном режиме, а также предоставление пользователям других сетей услуги почтовых шлюзов. Это означает, что посланное по электронной почте письмо доходит до максимально близкого к адресату пункта сети и далее доставляется уже в бумажном виде.
Анатолий Бутко, Игорь Артамонов, Леонид Савченко