ЗАМЕТКИ ИЗ ЛАБОРАТОРИИ
Программное отслеживание трафика на уровне маршрутизатора
Версия 3.0 ПО маршрутизатора Router Manager/AutoBahn подразделения StonyBrook Software фирмы StonyBrook Services (Богемия, шт. Нью-Йорк) включает дополнительные средства поддержки баз управляющей информации MIB II, усиленную поддержку протоколов, возможности планирования и 32-разрядной код, более подходящий для работы с ОС Windows 95 и Windows NT корпорации Microsoft. Все это упрощает управление сетями с оборудованием от разных поставщиков.
Для многих компаний поддержка более широкого спектра продуктов и глубина функций управления, предоставляемые Router Manager/ AutoBahn, может оказаться именно тем, что им нужно. Но поскольку такие пассивные функции Router Manager/AutoBahn, как наблюдение за трафиком, а также поиск и устранение неисправностей сети, являются главными, его активные функции, связанные с конфигурированием устройств, не безупречны.
Во время испытаний в Тестовом центре PC Week Labs мы обнаружили, что функциональные возможности конфигурирования изменяются от продукта к продукту: от практически полной поддержки маршрутизаторов фирмы Cisco Systems до предоставления чуть больших возможностей, чем встроенные инструментальные средства для доступа Telnet к другим устройствам. Поэтому те администраторы, которым необходимы графические инструментальные средства конфигурирования, чтобы упростить сеансы с консолью маршрутизаторов при помощи замысловатых командных строк, должны по-прежнему обращаться к поставщикам соответствующей аппаратуры.
32-разрядная Windows NT/Windows 95-версия продукта Router Manager/AutoBahn была выпущена в продажу в конце ноября (16-разрядная версия для Windows 3.x появилась в начале октября). RM/ AutoBahn (цена $1995) включает в себя стандартные функции управления маршрутизатором, расширенную по сравнению с более ранней версией поддержку одного типа маршрутизаторов и лицензию для управления одним SNMP-устройством. Лицензия для каждого дополнительного SNMP-устройства стоит $495. Также доступны версии, предназначенные для работы с такими платформами управления, как ManageWise фирмы Novell или Polycenter on NetView for Windows NT корпорации Digital Equipment.
Шесть единиц, половина дюжины...
Фирма StonyBrook могла бы продавать 32-разрядную Windows-версию своего 16-разрядного продукта RM/AutoBahn, но этот продукт не изменил бы всего, что требовалось.
Во время установки мы были сбиты с толку, когда компонент SNMP продукта RM/AutoBahn отказался запускаться, не позволяя нам работать с ПО управления. Поразмышляв несколько минут, мы поняли, что вначале нужно было отключить службу SNMP, встроенную в Windows NT.
Мы были также удивлены, узнав, что RM/AutoBahn не может работать как NT Service. Вместо этого он потребовал от администратора вначале выполнить регистрацию.
С другой стороны, установка RM/AutoBahn на ПК фирмы Micron Electronics на базе процессора 90 МГц Pentium, работающего под управлением Windows NT Server 3.51, прошла довольно легко. Нам просто нужно было ввести IP-адрес в каждый маршрутизатор сети, для того чтобы задать полное описание каждого устройства.
Затем RM/AutoBahn автоматически создал окно (BoxMap - на языке StonyBrook), в котором были указаны модель маршрутизатора, версия внутреннего ПО, доступные порты и основные статистические данные. Выбирая пиктограммы, соответствующие последовательному или Ethernet-порту маршрутизатора, мы могли выбирать что-либо из набора инструментов управления сетью в режиме реального времени.
Получить одновременное представление на экране линейных графиков коэффициента использования центрального процессора нашего маршрутизатора Cisco 4700 и интегральной пропускной способности пакетов порта каналов T-1 глобальной сети было простым делом.
RM/AUTOBAHN может в режиме реального времени
выводить на экран диаграммы, которые представляют
коэффициенты использования по каталогу из протоколов
Чтобы увидеть картинку в натуральном размере дважды щелкните мышкой по этой строке.
Более сильное впечатление произвела на нас способность RM/AutoBahn распределять эти показатели по категориям (мы увидели, что пакеты IPX создавали большую часть трафика).
RM/AutoBahn был даже способен отображать трафик через последовательный порт маршрутизатора Cisco 2509, сконфигурированный под сеть frame relay. Графики иллюстрировали коэффициент использования различных идентификаторов связи Data Link Connection Identifiers в режиме реального времени.
Поддержка протокола ретрансляции кадров (frame relay) является новой возможностью 3.0 продукта RM/AutoBahn, и даже фирма Cisco еще не встроила такие возможности в свою платформу управления CiscoWorks.
Пока вы спите
В RM/AutoBahn встроены функции автоматической регистрации и подачи сигнала тревоги. Используя диалоговое окно планировщика, мы смогли составить процедуру, которая автоматически собирает данные о IP-трафике только в рабочие дни, пропуская время ланча. Можно было даже задать определенные группы маршрутизаторов, которые должны контролироваться.
Также можно использовать специальное инструментальное средство анализа БД, которое с помощью планировщика может генерировать отчеты по зарегистрированным событиям. Там, где это возможно, эти отчеты содержали средние значения параметров.
Звуковой сигнал тревоги
Условия генерации сигнала тревоги в RM/AutoBahn также легко конфигурируются. Передвигая линию по делениям, которые появляются в графическом окне, мы смогли задать условия, при которых сигнал тревоги генерируется всякий раз, когда IP-трафик достигает - 30% коэффициента использования для данного последовательного порта глобальной сети маршрутизатора Cisco 4700.
Если администраторы хотят установить автоматическую генерацию пейджинговых сообщений или сообщений электронной почты при обнаружении ошибок, необходимы версии RM/AutoBahn для платформ Polycenter или ManageWise.
Чтобы помочь обнаружить и устранить проблемы в глобальной сети, StonyBrook включила в свой продукт средство Path Finder, создающее подробную карту маршрута, по которому должны следовать данные, чтобы достичь любого SNMP-устройства. Оно показывает коэффициенты использования всех каналов связи на этом маршруте, подсвечивая те сегменты каналов, в которых произошли ошибки.
К сожалению, эти функции управления поддерживаются не для всех типов маршрутизаторов.
StonyBrook разработала специальные модули расширения для маршрутизаторов Cisco, DEC, Novell, 3Com и Bay Networks, но функциональные возможности этих моделей различны. Средства конфигурирования позволят администраторам выгрузить файлы установок из большинства поддерживаемых маршрутизаторов, но изменения конфигурации могут быть загружены только в продукты фирмы Cisco. Для конфигурирования маршрутизатора фирмы Bay Networks продукт RM/AutoBahn вызывает ПО Site Manager, предоставляемое производителем маршрутизатора. Для аппаратуры других производителей RM/AutoBahn может сделать немногим больше, чем поддержка Telnet для ручного конфигурирования.
В StonyBrook Software можно позвонить по телефону: (516) 567-6060 или обратиться по адресу: http://www/sbrook/com.
Майкл Суркан