Проекты

 

Два мнения о ходе осуществления проекта системной интеграции

 

Согласие есть продукт непротивления сторон. Во всякой сделке присутствуют как минимум две стороны  -  продавец и покупатель, заказчик и исполнитель. Нам показалось интересным выяснить, как они взаимодействуют и как уживаются в ходе выполнения проекта системной интеграции.

 

Желанными клиентами системных интеграторов являются крупные государственные структуры. Им в меньшей степени, чем коммерческим структурам, свойственны такие проблемы, как недостаток информации или нестабильность организации. Поэтому наш корреспондент остановился именно на государственном учреждении.

 

С трудом прорвавшись через охрану учреждения, ведающего правительственной связью, я встретился с сотрудником "Системы" Григорием Федоровичем Свердловым, который и ответил на мои вопросы.

 

PC Week: Когда вы решили прибегнуть к системной интеграции?

 

Г.С.: Ну, системная интеграция  -  это громко сказано. У нас осуществляется проект, который связан с организацией базы данных. Он предусматривает создание средств, обеспечивающих комплексное ведение различных вариантов БД. По существу, интеграция у нас сводится к автоматизации некоторых информационных процессов. Наша фирма выросла из Государственного правового управления, а там мы на протяжении трех лет проводили различные работы, которые можно назвать системной интеграцией: мы оснастили свой корпус локальными вычислительными сетями, работающими с СУБД.

 

PC Week: Каким образом вы выбирали исполнителя?

 

Г.С.: "Форс" был нам хорошо известен ранее. Мы долгое время работаем с ПО Oracle, еще с тех пор, когда не были НТЦ "Система". Поэтому, когда пришло время устанавливать оборудование, опыт сотрудничества с различными фирмами, которые занимались Oracle в Москве, навел нас на мысль, что первый, к кому стоит обращаться,  -  это "Форс".

 

PC Week: Какие проблемы возникали у вас в процессе осуществления системной интеграции?

 

Г.С.: Возникали чисто технические проблемы. СУБД Oracle на разных платформах ведет себя весьма по-разному. Мы пробовали ее на IBM, но там она работала плохо. Потом был негативный опыт работы с Oracle на новых сетях, точнее, не столько на сетях, сколько на новом сервере. В конце концов мы пришли к тому, что работаем на Unix-сервере фирмы Hewlett-Packard.

 

PC Week: Вы отдаете предпочтение НР?

 

Г.С.: Я бы не сказал. Мы не отдаем предпочтения какой-либо одной платформе, скорее так сложилось исторически. Этот сервер нас вполне устраивает. Все проблемы заключались в том, что мы, как головная организация, должны были вести центральное ядро базы данных, для чего нужен был достаточно мощный аппаратно-программный комплекс.

 

Другая проблема  -  телекоммуникации. Связь в нашей стране бывает только двух типов: плохая и бесплатная или хорошая, но безумно дорогая. В промежутке между этими двумя вариантами ничего нет. Сейчас в лучшем случае скорость передачи данных по обычному телефонному каналу составляет по Москве 19200 Кбит/с, по стране  -  9600 Кбит/с. Правда, мы изучаем возможность использования Internet, может быть, такой способ передачи информации окажется более действенным.

 

PC Week: Какие качества вы бы хотели видеть у интегратора?

 

Г.С.: Думаю, это касается не только "Форса". Как правило, я сталкивался с людьми, которые являются специалистами в сравнительно узкой области, например, либо исключительно в программном, либо исключительно в аппаратном обеспечении. Ясно, что системный интегратор должен ориентироваться во всех этих вопросах (пусть и не на самом глубоком уровне), потому что проблемы всегда возникают на стыке разных областей. Я думаю, первое, что требуется от системного интегратора,  - умение ориентироваться на стыке областей: ПО и технического обеспечения, компьютерных систем и телекоммуникаций и т. д.

 

PC Week: Были ли у вас проблемы с открытостью информации?

 

Г.С.: Нет, таких проблем не возникало, по крайней мере по этому проекту. Мы государственная организация, и наша БД состоит из открытых данных.

 

После беседы с заказчиком на вопросы корреспондента

 

PC Week ответил генеральный директор фирмы "Форс" Алексей Голосов.

 

А.Г.: Наша фирма позиционирует себя как solution provider (не путать с системным интегратором). Это подразумевает консалтинговую деятельность, по окончании которой мы либо разрабатываем, систему, для клиента, либо предлагаем другое решение, например покупку какого-нибудь западного пакета. Продажа компьютерного оборудования не основной бизнес фирмы.

 

PC Week: По какому принципу вы выбираете своих поставщиков и партнеров? Кому отдаете предпочтение?

 

А.Г.: Главным образом мы работаем с НР, хотя есть и другие: Sun, IBM, Data General. Но наши базовые машины  -  НР и Bull. Это не случайно, своих партнеров мы серьезно выбираем. Кроме качества техники, НР отличается гибкостью, быстрой реакцией, правильной стратегией в работе с партнерами. НР видит в нас не только компанию по продаже оборудования, но и поставщика решений. Фирма старается помочь, что и делает работу с ней привлекательной. То же самое касается и Bull.

 

PC Week: Чем отличаются госучреждения и коммерческие структуры как клиенты? Какой клиент для вас предпочтительней?

 

А.Г.: У коммерсантов лучше с финансами, зато с государственными структурами, как правило, устанавливается лучший контакт. В госструктурах люди лучше организованы и более дисциплинированны, они понимают, что такое документация. Но, честно говоря, предпочтение отдается не по принципу принадлежности. В первую очередь в расчет принимается финансовый критерий, а потом учитывается, насколько внедрение системы будет эффективно, насколько полезной окажется для клиента предлагаемая информационная технология. Последнее приносит чувство удовлетворения от сделанной работы, а это на самом деле очень важный стимул.

 

PC Week: Что вы можете сказать о проекте для НТЦ "Система"?

 

А.Г.: Специфика проекта в том, что "Система" не является конечным потребителем информации, мы и они  -  субподрядчики в крупном проекте правовой информатизации всей страны. Это создает дополнительные трудности: нет возможности общаться с конечным пользователем  -  юристом, адвокатом и т. д. Поэтому изменения приходилось вносить на ходу.

 

PC Week: Что значит, по-вашему, "хороший" и "плохой" клиент?

 

А.Г.: По-моему, "плохой" клиент  -  такой, который плохо понимает, что ему нужно, и не очень-то заинтересован в том, чтобы разобраться, что ему нужно. Его психология: сделайте мне что-то такое, чтобы было хорошо. Но для того, чтобы стало хорошо, нужно еще самому постараться. Нельзя просто взять коробку, поставить и запустить. Это не просто система, а новая технология, она не для того, чтобы думать меньше, она должна помогать задаваться некоторыми новыми вопросами и не тратить силы на рутину. Кроме того, от клиента могут потребоваться дополнительные затраты средств и энергии на обучение людей, какую-либо реорганизацию и т. д. Намного приятнее и интереснее работать с клиентом, который понимает эти вопросы и готов к сотрудничеству. Но вообще-то, по жизни у нас гораздо больше хороших клиентов, чем плохих.

 

PC Week: НТЦ "Система" указывала, что при осуществлении проекта СИ проблемы в основном возникают на стыке областей, и не только с "Форсом", но и с любыми интеграторами. Как вы выкручиваетесь в такой ситуации?

 

А.Г.: Это серьезная проблема, и мы сталкивались с ней на протяжении всего существования "Форса". Нужно иметь специалистов, которые могут решать такие проблемы. Но иметь специалистов на все случаи жизни может позволить себе только фирма-гигант, у которой персонал, скажем, человек 10 000  -  20 000.

 

Поэтому нужно иметь механизм привлечения экспертов, создавать сообщества. Нет специалистов  -  есть партнеры, мы можем их пригласить, чтобы те помогли нам. Мне кажется, такая консолидация сил на рынке информационных технологий очень важна. Пора отказываться от жесткой конфронтации и начать создание цивилизованного способа взаимодействия между компаниями. Проблемы становятся все более сложными, и в одиночку решить их трудно.

 

Сергей Филимонов

 

Итак, заказчик

 

Анкета:

 

Название: научно-технический центр правовой информации "Система".

 

Род деятельности: проведение работ в области правовой информатизации.

 

Количество работающих: около 80 человек.

 

Кто осуществлял проект СИ: фирма "Форс".

 

Центр был создан около 2 лет назад по специальному указу Президента РФ о проведении работ в области правовой информатизации как подразделение ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации). Он создает базы данных нормативных актов Российской Федерации и обеспечивает доступ к ним.

 

Основными клиентами центра являются властные структуры: Администрация Президента, Правительство, Государственная Дума, Совет Федерации, Конституционный суд, несколько министерств. Кроме них базами данных центра пользуются региональные управленческие структуры, специализированные журналы, адвокатские конторы и т. д.

 

Продукция распространяется электронной почтой, по телефонным каналам, курьерами на дискетах. Кроме эталонной базы правовых актов РФ и законодательства РФ, у центра есть и более специфические продукты, например Свод законов Российской Империи  -  его, в частности, поставили Патриарху Всея Руси, Президенту РФ и Государственной Думе.

 

Первое, что требуется от системного интегратора,  -  умение ориентироваться на стыке областей....

 

Анкета:

 

Фирма учреждена 4,5 года тому назад

 

На момент образования в фирме было около

 

10 сотрудников, сейчас  -  130

 

Основные направления деятельности: разработка больших информационных систем, в первую очередь на базе продукции фирмы Oracle.

 

"Плохой" клиент - такой, который плохо понимает,  что ему нужно...