Оценка сети

 

Менеджеры сетей масштаба предприятия все больше и больше убеждаются, что создание комплексных решений по управлению сетями и системами сильно отстает от развития систем, которыми надо управлять.

 

Особенно парадоксально обстоят дела с управлением клиент-серверными приложениями. Как управлять приложением, две равнозначные части которого живут в двух совершенно непохожих мирах? Попросту говоря, клиент-серверные приложения обретаются в доменах с множественным управлением и вынуждают искать новые способы реализации управления.

 

В то время как клиент-серверные приложения представляются пользователю единым целым, они состоят из существенно различных компонентов и служб. Наиболее сложные программы (например, Notes) располагают собственными службами инфраструктуры, выполняющимися на сервере. Среди них  -  средства безопасности, работы с каталогами и репликации баз данных, маршрутизация почты. Это переводит серверную составляющую уравнения в одну часть с сетевой ОС. А что касается клиента, то, поскольку он существует вместе с другими рабочими пакетами и стандартными приложениями, его следует отнести к домену управления оболочками и серверами.

 

Пытаясь выбраться из черной дыры, имя которой клиент-серверное управление, несколько фирм пробовали создать специализированные управляющие пакеты, работающие и с клиентской, и с серверной частями клиент-серверных приложений. Но такой подход бесперспективен из-за грандиозности задачи. Возмужав, управляющие решения неизбежно распадутся на более специализированный сервер и более обобщенный клиент, в точности как в приложениях с непрерывным доступом к данным.

 

ИНСТРУМЕНТЫ ПОСРЕДНИЧЕСТВА

 

Например, покупатель обоснованно ожидает от производителей клиент-серверных приложений, что они обеспечат инструменты, необходимые для эффективного управления службами и инфраструктурой, существующими в серверной части. Такое специализированное управление удобно представить в виде “вертикального” управления, поскольку оно предназначено для специфической инфраструктуры приложения. Типичный пример вертикального управления  -  NotesView.

 

Для клиентской части вертикальное управление приложением не годится. Поведение клиента определяется сочетанием приложений, ОС и конфигурации аппаратных и программных средств. Lotus пришлось бы помучиться, чтобы управлять клиентами Notes так же, как и сервером, потому что на приложение могут влиять факторы, выходящие за рамки клиента Notes.

 

Для клиента больше подходит “горизонтальное” управление, как в приложениях для управления настольными системами. Горизонтальное управление учитывает все приложения и другое ПО, работающее на машине клиента, а также ОС, сетевую и машинную конфигурацию сети и аппаратуры. LANDesk Management Suite корпорации Intel и Systems Management Server корпорации Microsoft, например, осуществляют как раз такое горизонтальное управление.

 

Таким образом, целостный подход к управлению системами и оболочками должен включать продукты и для вертикального, и для горизонтального управления. В идеале приложения для вертикального и горизонтального управления должны работать на одной управляющей консоли под общим интерфейсом пользователя. Этот идеал пока еще не достигнут, и возникновение новых проблем по-прежнему неизбежно. Но, составляя долговременные планы, менеджеры должны понимать разницу между горизонтальным и вертикальным управлением и продуктами, которые их обеспечивают.

 

Джейми Льюис