Вознаграждение
Профессионалы в области информационных технологий получают самые высокие оклады, не считая подъемных и премий. Эта статья о том, как вытянуть свой счастливый билет
Марк Кристиан не смог бы добиться большего, даже если бы выиграл в лотерею.
Он не только получил работу, о которой мечтал всю жизнь, но и ощутил, как его основной оклад подскочил более чем на 40%. Одновременно с этим на него излился золотой дождь привилегий, положенных руководителям его ранга, и премий в сотни тысяч долларов. Блага, выражавшиеся в дополнительно оговоренных $80 000 премиальных и подъемных на переезд в размере $70 000, покупка опциона акций компании и участие в финансируемой фирмой программе 401К были только началом.
Звучит так, будто речь идет еще об одном счастливом исполнительном директоре. Ошибаетесь, Кристиан - всего лишь директор по информатизации.
Как, возможно, спросите вы, какой-то технарь и попал под золотой дождь? Ответ прост: он об этом попросил.
Никогда в прошлые времена руководители отделов информационных технологий (ИТ) не пользовались таким уважением и не получали столько затрещин, как сегодня, когда дело доходит до переговоров на тему об окладах и вознаграждениях. Группы ИТ вновь и вновь доказывают, что играют стратегическую роль, помогая компаниям добиваться своих целей. Теперь они используют эту выигрышную позицию, когда заходит речь о холодных и бездушных наличных.
“Эта тенденция получила развитие в последние пять лет. Отделы ИТ переместились в доходную часть балансовых отчетов, а на их руководителей стали обращать внимание как на людей, способных обеспечить компаниям преимущества в делах”, - считает Грег Сцилеппи, исполнительный директор отделения фирмы Robert Half International (Менло-Парк, шт. Калифорния), занимающейся консультациями по вопросам подбора кадров в отделы ИТ.
И вот результат: зарплата почти всех сотрудников отделов ИТ пришла в движение. Согласно данным выпущенного компанией Robert Half International (RHI) руководства по установлению окладов на 1996 г., ожидается, что в среднем по стране заработки сотрудников ИТ будут расти в этом году быстрее, чем заработки других специалистов. Но голый оклад, по оценкам экспертов, это только верхушка айсберга. Перспективно мыслящие профессионалы ИТ поняли, что компенсационные пакеты, в состав которых входит богатый ассортимент льгот и выплат, это именно тот ручей, где следует искать настоящее самородное золото.
“Сметливые специалисты по ИТ начинают понимать, что значит пользоваться спросом. Они учатся ставить это преимущество на службу своим интересам”, - заметил Виктор Янулайтис, президент фирмы Positive Support Review (Санта-Клара, шт. Калифорния), занимающейся консультированием специалистов ИТ по вопросам служебного роста.
Кристиан являет собой наглядный пример того, как сообразительный директор по информатизации может добиться исполнения всех своих желаний. Профессионал по ИТ с двадцатипятилетним багажом опыта и знаний, он уже доказал свой класс управляющего и техническую состоятельность на прежнем месте работы в должности руководителя отдела информатизации систем компании из Новой Англии, занимающейся технологическими разработками. Его потенциальные работодатели искали специалиста такого уровня, который помог бы вывести на международную орбиту их компанию, хорошо освоившуюся на рынке услуг связи внутри страны.
“Им требовались знания и опыт, которые я был в состоянии им предложить”, - считает Кристиан.
После того как он тщательно взвесил груз предстоящей работы и решил, что переход на новое место удачно вписывается в его стратегию продвижения по служебной лестнице, он сел за “домашнее задание”.
В расчетах учитывались и такие переменные, как более высокие расходы на поддержание его будущего статуса (ведь налоги на его новую собственность будут в два раза выше нынешних), издержки при продаже дома и переезде на Средний Запад, а также увеличение транспортных расходов, которые придется нести, пожелай он съездить к своей семье, проживающей на востоке страны. Вооружившись столь сильными
аргументами в свою пользу, Кристиан смог выторговать еще 10% к своей основной зарплате плюс дополнительные 30% в опционах на акции, да сверх того условие, что фирма поможет ему продать старый дом.
“Переговоры прошли прекрасно, и обе стороны получили то, чего хотели”, - вспоминает он.
Дон Доуден, президент фирмы Dowden & Co. (Дрексел-Хилл, шт. Пенсильвания), специализирующейся в области исследования кадровых ресурсов и маркетинга и выпускающей обзоры, посвященные окладам специалистов ИТ по регионам США, считает, что подготовка - это принципиальный момент. Ваша способность составить четкое представление о том, чем занимается ваш собрат, поможет рассчитать уровень оклада, а затем можно начать переговоры, да так, чтобы и другие выгоды не ускользнули из ваших сетей.
Как объясняет Доуден, множество разных переменных учитывается в игре, когда профессионал по ИТ старается разобраться, во сколько оценивается его голова во всевозможных формах полагающегося ему вознаграждения.
“Отрасль, размер компании, число сотрудников в отделе ИТ, а также географическое местоположение компании, где предложена должность, - все это следует учесть”, - продолжает он. Кроме того, надо учесть, что средний специалист по ИТ в Сан-Франциско будет загружен работой по крайней мере на 15 - 20% больше, чем его коллеги в других местах страны, - просто потому, что на таких городах держится рынок.
Влияние отрасли
На втором месте по значимости после территорий следует сектор промышленности - одна из самых важных переменных в уравнении для расчета оклада. В то время как труд профессионалов ИТ в таких сферах, как финансы и связь, оплачивается по самым верхним значениям шкалы окладов, сотрудники служб ИТ в академических и других учреждениях, не столь чувствительных в смысле оперативности информации, не смогут продать себя по такой же цене.
Отраслевой потолок хорошо виден на примере Нилии Кэтер*, являющейся высокопоставленным директором по ИТ и работающей в одной из “старых” отраслей на Северо-Западном побережье Тихого океана. Ее оклад составляет менее $80 000 в год, что, согласно обзору Доудена, значительно ниже среднего показателя по этому региону, равного примерно $115 000.
“Это на самом деле более старая отрасль, и информационные технологии в ней не ценятся так, как следовало бы”, - считает Кэтер. Она вспоминает, что три года назад, когда она начинала работать в этой должности, вопрос о компенсационных выплатах не стоял вообще. Сегодня Кэтер не получает никаких пособий, и, хотя она подчинена непосредственно исполнительному директору, не считается, что ее должность соответствует уровню исполнительной власти в компании.
“В том-то и проблема, что в одной отрасли вы приобретаете больше опыта, чем в другой, - полагает Доуден. - Это могло бы служить хорошим уроком для многообещающих руководителей отделов ИТ”.
Сцилеппи из RHI согласен, что очень важно знать среднеотраслевой уровень вашего основного оклада, но добавляет, что сильное сосредоточение на этом аспекте уменьшит ваши шансы на заключение действительно максимально выгодной сделки.
“Я видел людей, подставивших себе ножку, когда подходило их время совершить подъем по служебной лестнице, поскольку они зациклились на определенной величине оклада”, - объясняет он.
Свежим примером, который он привел, были переговоры, инициированные им между неким кандидатом на должность директора по информационным системам и компанией, очень заинтересованной в том, чтобы он занял это место. Работа определенно подходила ему, но кандидат уперся как баран, когда дошло до обсуждения зарплаты.
“Он вцепился в цифру $130 000, а они предлагали $110 000. Но он и слышать ничего не хочет, пока ему не предложат $130 000”, - вспоминает Сцилеппи.
Это была классическая ошибка, так как с учетом опционов на акции и других предлагаемых льгот фактический доход должен был превысить $170 000.
По словам Стивена Гибсона, консультанта по вопросам карьеры фирмы Ornel Publishing (Уильямсвилл, шт. Нью-Йорк), такого рода сделки становятся все более привычными. Установление баланса интересов при найме самых лучших руководителей отделов ИТ в данной отрасли и одновременно сохранение контроля над базовым уровнем окладов все острее требуют серьезного творческого планирования пакета компенсаций. “Трудно оправдать прием новых служащих или рост окладов на 20, 30 или 40 процентов, поэтому нужно использовать другие побудительные мотивы”, - считает Гибсон.
Новая тактика, применяемая некоторыми группами по подбору кадров, состоит в том, чтобы предлагать льготы, “скроенные” по индивидуальным меркам. В старину среди так называемых “мягких выгод” могли быть такие привилегии, как оплата расходов по членству в сельском клубе или льготные обеды в столовой для руководства, но сегодня предлагаемые морковки выглядят гораздо более экзотично. “Я слышал об одном исполнительном директоре, которому предложили путешествие в Южную Африку с оплатой всех расходов”, - рассказывает Гибсон.
Признавая значение сумм, предоставляемых в форме льгот, некоторые специалисты по ИТ, такие, например, как Сэм Уинслоу, директор по информационным системам из крупной фирмы, входящей в список Fortune 500, - производителя продуктов питания с Северо-Востока, с целью увеличения своих реальных доходов фактически соглашаются на более низкий основной оклад.
Уинслоу договорился об окладе, примерно на 15% меньшем, чем начальное предложение, чтобы получить гарантированные премиальные в размере от 20 до 50% годовой суммы основной зарплаты. Сверх того Уинслоу, проработавшему в этой должности более трех лет, также выплачивается премия за качество работы, которая может достигать 80% его оклада. За последний финансовый год Уинслоу получил основной оклад в размере $115 000 плюс премию $65 000. Он считает, что находится на равных с исполнительными директорами его уровня в других отраслях промышленности.
Что предлагается?
По мнению экспертов в области ИТ, стартовой площадкой для менеджера в отраслях высоких технологий чаще всего выступают компании, предлагающие пакеты типа “зарплата поменьше - льготы побольше”. И это действует.
Стив Хики* - один из тех, кто пять лет назад попался на этот крючок и очень доволен результатами. Он поступил на работу в начинающую фирму, имевшую восемь сотрудников и занимавшуюся поставкой медицинского оборудования, приняв условие 10-процентного снижения оклада в обмен на акции работодателя и возможность служебного роста.
“Я с лихвой восполнил то, что потерял при первоначальном ограничении зарплаты”, - считает Хики. Сегодня, имея выросшую за эти годы весомую долю в капитале предприятия и опыт руководства сильной командой по ИТ, насчитывающей 14 человек, этот 31-летний менеджер уверен, что принял правильное решение. Как и Кристиан, он теперь больше чем когда-либо убежден, что правильно выбрал путь продвижения по службе. Хотя подъемные не помешают, но существует одна привилегия, торговаться по поводу которой ему даже в голову не придет. “Главное состоит в том, что это действительно прекрасная работа”.
ЭЙЛИН КРОУЛИ