Э-БИЗНЕС

Свое трехлетие организация ECR-Rus (www.ecr-edi.ru) отметила в конце ноября завершением почти полугодового процесса сертификации провайдеров услуг электронного обмена данными (Electronic Data Interchange, EDI) между торговыми партнерами в России. В результате проведенного тендера соответствующие сертификаты получили шесть компаний: CISLink (www.cislink.ru), "Корус консалтинг" (www.korusconsulting.ru), "1С:Сеть" (www.1c.ru), SINFOS B.I.P (www.sinfos.de), eXite (www.exite.com.ua) и ISI-Saphety (www.saphety.net).

В общем-то процедуры вручения различных дипломов и сертификатов уже давно не пользуются повышенным вниманием российской ИТ-общественности. И все же описанное событие не входит в категорию рядовых, поскольку речь скорее идет о переломном моменте в развитии очень важного сегмента отечественного ИТ-рынка, и может быть, что 2007-й станет в нашей стране годом быстрого развития EDI.

Отметим, что термин "электронный бизнес", столь популярный еще несколько лет назад, в последние годы как-то незаметно отошел на задний план в публикациях о корпоративных информационных системах. Казалось бы, это объясняется довольно просто: э-бизнес из некой диковинки превратился в обыденную вещь. Однако, приглядевшись, можно легко увидеть, что в подавляющем большинстве случаев речь идет только об одном виде взаимодействия: поставщик - потребитель (B2C) или, как частный случай, поставщик - партнер.

Термин "электронный бизнес", столь популярный еще несколько лет назад, в последние годы как-то незаметно отошел на задний план в публикациях о корпоративных информационных системах.

Наверное, это вызвано тем, что именно такие варианты общения являются наиболее востребованными на рынке. Но есть и другой аспект вопроса - подобные системы гораздо проще в реализации по сравнению со схемой B2B (поставщик - поставщик), с которой как раз и связывается в основном понятие "электронный бизнес".

Ведь в случае задействования схемы B2C клиент может довольно легко отыскать в интерактивном режиме нужные ему товары, даже если каждый продавец будет прибегать к собственной системе справочников и каталогов. А в варианте B2B такое взаимодействие должно производиться в автоматическом режиме, что практически невозможно без использования единых правил описания продукции, унифицированных систем классификации, кодирования и т. д. Одно из направлений решения этих задач - как раз применение технологий EDI - передачи структурированных данных в виде стандартных сообщений между компьютерными приложениями по электронным каналам при минимальном участии человека. Такие системы и стандарты (например, X12, UN/EDIFACT, EANCOM, GS1 XML) активно развиваются на международном уровне.

Продвижение идей EDI в России

Существенное расширение сферы применения подходов EDI произошло несколько лет назад на рубеже веков в связи с появлением протоколов передачи данных, ориентированных на передачу сообщений EDI по обычным каналам Интернета. Что же касается России, то она фактически только сейчас подходит к этапу реального использования идей EDI.

Как обычно, передовым отрядом отечественных предприятий, осваивающих новые электронные технологии, и на этот раз выступают торговые организации, для которых вопросы повышения эффективности управления товарными запасами являются фактически вопросами жизни и смерти бизнеса. В настоящее время в стране (по крайней мере, в столице и крупных городах) фактически заканчивается формирование системы торговых сетей, нуждающихся в обеспечении информационного взаимодействия как внутри самих этих сетей (склады, торговые точки), так и с внешними контрагентами.

Тут нужно отметить, что схема двухточечного взаимодействия в модели B2B применяется на самом деле довольно редко. Более жизнеспособной оказалась схема "звезды" со специализированным сервис-провайдером в центре. Именно развитие сферы таких услуг - одна из задач в деятельности ECR-Rus.

Эта организация, созданная осенью 2003 г., является российским отделением международного некоммерческого партнерства "Эффективный отклик на запросы потребителей" (Efficient Consumer Response, ECR), объединяющего производителей товаров и розничных торговых сетей с целью осуществления совместных проектов по оптимизации цепочек поставок от производителя до потребителя. ECR-Rus реализует в России целый ряд проектов: по оптимизации наличия товаров на полках (Optimal Shelf Availability, OSA, www.ecr-osa.ru), электронному обмену данными (Electronic Data Interchange, EDI, www.ecr-edi.ru), сокращению потерь (www.shrinkage.ru), разработке стандартов упаковки и кодирования, категорийному менеджменту и др. В выполнении этих задач ключевая роль отводится использованию EDI-технологий на основе международных стандартов.

В настоящее время ECR-Rus насчитывает 35 членов. 27 из них - это производители продуктов (преимущественно продовольственных): "Быстров", "Кока-Кола", "Данон", "Галина Бланка", "Вимм-Билль-Данн" и пр. Остальные - их оптовые покупатели, в роли которых выступают предприятия розничной торговли (крупные сети, а также ассоциации небольших компаний). Состав весьма примечателен - все это "заказчики" с точки зрения ИТ-отрасли; членство в ECR-Rus поставщикам ИТ-услуг не разрешено уставом этой организации.

Еще в самом начале своей деятельности члены ECR-Rus пришли к выводу, что реализация совместных проектов, в частности внедрение электронного обмена данными, силами лишь управлений автоматизации торговых компаний трудновыполнима. Конечно, крупная торговая сеть, имеющая необходимый штат специалистов, может решить задачу подключения внутренней системы ERP к каналам EDI самостоятельно. Однако налаживание внешних отношений с поставщиками и партнерами, среди которых очень много малых и средних предприятий, не имеющих возможности быстрого внедрения новых технологий без помощи извне, становится уже почти неразрешимой задачей.

Учитывая это, в 2004 г. ECR-Rus начала реализацию процесса под названием RFP (Request for Proposal), его целью было развитие рынка услуг EDI в России. Уже в конце того же 2004-го был проведен конкурс среди потенциальных сервисных EDI-провайдеров, в результате которого сертификат для работы в России получили три компании: GXS, "Корус консалтинг" и CISLink. Правда, британская GXS (www.gxs.com) так и не начала свой бизнес в нашей стране в сфере оказания EDI-услуг.

Ситуация с использование EDI стала меняться два года назад с приходом в Россию крупных европейских операторов EDI-услуг и производителей, которые уже привыкли к применению этих технологий в Европе.

Весной нынешнего года ECR-Rus приняла решение возобновить процесс сертификации, сделав его постоянным, и утвердить новые требования к сервис-провайдерам. В мае был объявлен тендер, об итогах которого мы рассказали в начале статьи.

Такова формальная сторона этой темы, а внутри нее скрываются серьезные структурные изменения в сфере электронного обмена данными, с их результатами мы наверняка столкнемся в 2007 г. в виде обострения конкуренции и появления новых игроков.

Что год грядущий нам готовит?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательнее посмотреть на то, как складывалась ситуация в предыдущие годы. По мнению экспертов, в России она выглядела примерно так.

Реализация совместных проектов по внедрению электронного обмена данными силами лишь управлений автоматизации торговых компаний трудновыполнима.

До 2004 г. в нашей стране применялись в основном B2B-системы типа "точка - точка" (прямая связь между поставщиками и продавцами), их основными заказчиками и пользователями были наиболее развитые в плане ИТ торговые сети. Обмен носил преимущественно однонаправленный характер и предназначался для информирования поставщиков о продажах и остатках товаров, рассылки заказов на поставку, предоставления сведений о взаиморасчетах. По сути это был программный модуль, который периодически автоматически выгружал из учетной системы розничной торговли информацию и рассылал ее поставщикам по электронной почте. Это был очень прогрессивный способ обеспечения взаимодействия участников рынка, но, увы, еще весьма далекий от реальной э-торговли.

Ситуация стала меняться два года назад с приходом в Россию крупных европейских операторов EDI-услуг и производителей, которые уже привыкли к использованию EDI в Европе, где доля документооборота между торговыми партнерами с помощью этой технологии достигает 80%.

В начальный момент работы на российском рынке EDI-провайдеры основные ресурсы направляли на консалтинг и обучение специалистов своих клиентов правилам организации электронного документооборота. В результате только за 2006 г. число компаний-клиентов возросло почти вдвое - до 3000. Например, по словам директора департамента ECOD "Корус консалтинг" Леонида Якубовского, только его фирма имеет в России около 2000 клиентов, которые обмениваются 120 тыс. документов в месяц. Десятки компаний ежемесячно выполняют проекты по интеграции с EDI своих учетных систем ("1С", Navision, Axapta, SAP, Oracle и др.), торговые сети вводят в действие региональные распределительные центры и активно начинают использовать новые типы документов и операций взаимодействия.

В целом же текущую ситуацию в России коммерческий директор CISLink Михаил Лисичкин характеризует так: "Если раньше, года три-четыре назад, провайдерам приходилось в основном заниматься "просветительством" участников рынка EDI, объясняя им пользу и эффективность применения данной технологии, то теперь уже достаточно большая их доля осознала необходимость внедрения современных, зарекомендовавших себя на Западе методов работы".

Казалось бы, все понятно: компаниям нужно повышать эффективность своей деятельности, увеличивается спрос на технологии EDI, растет заинтересованность и расширяется спектр предложений со стороны сервис-провайдеров. Хотя при этом российский EDI-рынок находится, конечно, еще в стадии формирования. Сейчас мы только подходим к решению проблемы создания единого EDI-пространства - обеспечению взаимодействия сетей отдельных сервис-провайдеров. Для этого нужно решить ряд технических, но еще больше организационных вопросов (напрашивается аналогия с ситуацией на рынке мобильной связи, наблюдавшейся несколько лет назад). Тут же неминуемо начнется борьба между поставщиками электронных каталогов продукции, в том числе между российскими и западными.

Есть и еще один любопытный аспект предстоящих сражений, на котором стоит остановиться отдельно.

Новый поставщик EDI-услуг - "1С"

Если посмотреть на список сертифицированных компаний, то легко увидеть, что почти все они - опытные поставщики услуг, давно специализирующиеся именно на предоставлении подобного сервиса. В основном это либо западные фирмы (из Австрии, Германии, Португалии), либо наши, но с сильной опорой на сотрудничество с зарубежными сервис-партнерами. Но есть среди них одно явное исключение - "1С:Сеть". На эту компанию стоит обратить особое внимание, поскольку речь идет о том, что в борьбу за продвижение технологий EDI вступил один из крупнейший российских поставщиков торговых ИТ-систем фирма "1С".

В условиях расширения того или иного сегмента рынка появление новых игроков - дело совершенно естественное. Но когда предоставлением подобных сервисов (предназначенных для обеспечения взаимодействия разнородных учетных систем клиентов) начинает заниматься производитель прикладного ПО, то вполне очевидно, что его стратегической целью являются не услуги как таковые, а продвижение собственных программных продуктов. В сугубо же технологическом аспекте это означает, в частности, что такой разработчик будет стремиться не адаптировать предлагаемые им решения под отраслевые спецификации обмена данными, а, наоборот, будет продвигать собственные стандарты, обеспечивающие преимущественное положение на рынке своим прикладным системам.

Напомним, что еще в 2000 г. "1С" при поддержке специалистов Microsoft начала разработку российского формата CommerceML для обмена коммерческой информацией на базе стандартов XML. Позднее развитие этого проекта перешло под эгиду межрегиональной общественной организации "Стандарты обмена деловой информацией" (МОО СОДИ, www.moo-sodi.ru.), которая в конце февраля 2006 г. утвердила новую редакцию стандарта CommerceML 3.0. Но вот важный момент: формат CommerceML, а самое главное, бизнес-операции на его основе отличаются от того, что предлагают технологии обмена данными на базе международных стандартов.

Любопытно, что шесть лет назад, представляя первые результаты работы по применению экзотического тогда XML-формата, директор "1С" Борис Нуралиев подчеркивал, что не ожидает от реализации этого проекта какого-то быстрого эффекта, и говорил больше о далеких и не очень понятных перспективах и о "дани моде". Судя по всему, период моды здесь уже давно закончился и начались реальные бизнес-сражения.

Весной 2006-го "1С" объявила о начале формирования фактически собственной, внутренней сети электронного обмена данными "1С:Сеть" (см. PC Week/RE, N 18/2006, с. 24). Техническая реализация этого проекта заключалась в создании Центра обработки данных, разработчиком и провайдером которого стал известный поставщик технологий для поддержки электронного бизнеса UnitSpace (www.

unnitspace.ru) при участии "1С". Сама же "1С" выпустила весной программное расширение для своих прикладных решений, обеспечивающее возможность автоматического подключения к новому сервису для выполнения ряда популярных операций между торговыми партнерами.

Любопытный момент: с одной стороны, система была явно нацелена на приоритетную поддержку пользователей именно "1С"-решений, а с другой - фирма еще на этапе пилотных проектов начала активно пропагандировать свои стандарты среди крупных заказчиков, в том числе использующих ERP-решения конкурентов (например, это торговая сеть "Перекресток", в которой задействована Microsoft Axapta).

Это, конечно, лишь предположение, но тогда, весной, именно выход на рынок EDI такого нового игрока заставил ECR-Rus активизировать свою деятельность в этой сфере: объявление о новом тендере по сертификации сервис-провайдеров появилось через месяц после сообщения о создании компании "1С:Сеть". Известно также, что с того времени между "1С" и ECR-Rus велись активные переговоры о возможности сотрудничества (речь шла о стыковке бизнес-операций на базе различных стандартов формата).

Они, судя по результатам тендера, завершились на этом этапе успешно, хотя, как видно, заняли довольно много времени. Отметим, что за это время "1С:Сеть" предстала уже в существенно ином виде: теперь это уже полностью дочерняя структура фирмы "1С".

На самом деле за всеми этими событиями в частном сегменте видятся очень серьезные структурные изменения российского ИТ-рынка в целом. До сих пор, говоря о проблеме ИТ-стандартизации, мы приводили примеры исключительно из зарубежной жизни. Теперь и у нас в России конкурентная борьба перемещается на более высокий уровень - в сферу стандартов, протоколов и пр. Мы видим типичную западную ситуацию, когда поставщик ПО понимает, что перспективы его развития связаны с необходимостью реализации новых технологических решений, бизнес-моделей и пр. Опираясь на свои сильные позиции в прикладных решениях, он продвигает собственные спецификации в пику общеотраслевым... И вот уже традиционные сервис-провайдеры заявляют о готовности поддерживать не только международный стандарт EANCOM, но и российский СОДИ...

Как конкретно будут развиваться события на рынке EDI, мы увидим уже в нынешнем году. Но можно уверенно прогнозировать, что к борьбе на этом фронте неминуемо подключатся и другие поставщики ERP-решений. Ведь электронный бизнес - это не работа отдельных клиентских систем, а их взаимодействие между собой.