СТРАТЕГИИ
К 2020 г. во всех странах азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества должны быть созданы всесторонние условия для ведения безбумажной торговли
Владимир Дрожжинов, Владимир Фролов
В ноябре 2006 г. в Ханое на саммите (www.apec2006.vn) стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в котором принял участие В. В. Путин, было подтверждено желание участников, чтобы к 2010 г. на безбумажную торговлю перешли развитые страны - члены АТЭС, а к 2020-му - развивающиеся, к каковым относится и Россия. "Электронная торговля помогает ускорить темпы экономической торговой глобализации путем расширения возможностей деловой активности, сокращения издержек, повышения эффективности и содействия в мировой торговле", - отмечается в принятом в Ханое соответствующем плане действий.
Восточная Сибирь и Дальний Восток как будущее России
В деловой части саммита было открыто сказано: в Тихоокеанском регионе вся торговля и инвестиционные потоки идут между шестью странами. Это Китай, Япония и Южная Корея - по одну сторону океана и США, Канада, Мексика - по другую его сторону. Шесть гигантов АТЭС вместе дают 90% всего тихоокеанского оборота денег и товаров. Из уст госсекретаря США Кондолизы Райс прозвучала цифра: две трети американской торговли сегодня приходятся на регион Тихого океана. В принципе, это сенсация мирового масштаба: США больше не атлантическое государство, да и для Европы это повод переосмыслить набор своих стратегических торговых партнеров. Одновременно это означает, что все угрозы и дисбалансы в тихоокеанских странах угрожают и США. С другой стороны, те десятки миллионов людей в зоне АТЭС, которые пока не получили полной выгоды от развития, - это резерв завтрашнего роста, десятки миллионов новых покупателей и производителей, в том числе и в России.
По мнению некоторых российских аналитиков (http://dv.rian.ru/economy/ 20060124/501860.html ), нынешнее состояние Востока страны - Восточной Сибири и Дальнего Востока - является сегодня главной внутренней угрозой для России. При том что в XXI в. вопрос о нашем единстве будет решаться именно на Востоке. После распада СССР эти регионы погрузились в глубокий кризис. Поэтому сейчас жизненно необходимо добиться "двойной интеграции" Сибири и Дальнего Востока, сохранив их как часть общероссийского пространства и одновременно сделав их составной частью динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). На фоне быстро дорожающих углеводородов в стремительно растущем АТР зависимость от внешних источников углеводородов к 2030 г. достигнет 66%. Из входящих в АТЭС экономик (всего их 21) только одна - Россия - является действительно крупным нетто-поставщиком нефти и газа. Именно эти соображения, видимо, и привели в последнее время к активизации присутствия нашей страны в АТР.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, www.apec.org) - международная региональная организация. АТЭС - крупнейшее экономическое объединение, на которое приходится свыше 60% мирового ВВП и 47% объема мировой торговли (данные на 2004 г.). Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах АТЭС, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным "сухопутным мостом" между странами так называемого тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой. В 1994 г. в качестве стратегической цели заявлено создание к 2020 г. в АТЭС системы свободной и открытой э-торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые страны должны осуществить либерализацию к 2010 г. Каждая страна самостоятельно определяет свой статус и сроки введения новых режимов на основе индивидуальных планов действий (www.apec-iap.org). В АТЭС входит 21 страна Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и две территории - Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами - членами АТЭС, а экономиками АТЭС. Россия участвует в АТЭС с 1998 г. Состав АТЭС: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Южная Корея, Япония. При этом Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины входят и в другое экономическое объединение АТР под названием Ассоциация стран Юго-Востока Азии (Association of SouthEast Asian Nations, ASEAN, www.aseansec.org). Помимо перечисленных в эту ассоциацию входят Лаос, Мьянма и Камбоджа. |
20 декабря 2006 г. в Кремле В.В. Путин провел заседание Совета безопасности, которое было целиком посвящено проблемам Дальнего Востока России. Последний раз аналогичное совещание проводилось еще в 2002 г. Но, по словам Путина, "качественного изменения ситуации на Дальнем Востоке пока не произошло". "Не удается переломить тенденции, ставшие для региона хроническими. Прежде всего это убыль населения, глубокие диспропорции в структуре производства и внешнеэкономических связей. Дальний Восток слабо привязан к общероссийскому экономическому, информационному, транспортному пространству. Естественные конкурентные преимущества округа, включая транзитные коридоры, используются крайне неэффективно. Сохраняется серьезное несоответствие между потенциальными возможностями округа и текущим состоянием его экономики и социальной сферы. И все это представляет серьезную угрозу для наших политических и экономических позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе, для национальной безопасности России в целом", - отметил Президент (www.kremlin.ru/ text/appears/2006/12/115650.shtml )*1.
_____
*1 В ходе дискуссии, развернувшейся на сайте “Эксперт Online” после публикации 22 декабря 2006 г. статьи, освещавшей заседание Совета безопасности по Дальнему Востоку (http://www.expert.ru/articles/2006/12/22/dvputin/), один из участников для радикального изменения ситуации предложил перенести столицу России во Владивосток, подобно тому, как Петр Великий перенес столицу России из Москвы на Дальний Запад и основал С.-Петербург. Другой участник сравнил Москву с Нью-Йорком, который вполне успешно развивается и без выполнения столичных функций. Cобственно, таких городов в США масса.
Электронная коммерция в АТЭС
Сектор электронной коммерции за последние годы завоевал устойчивые позиции и продолжает бурно развиваться. В 2005 г. объем мирового корпоративного (В2В) интернет-рынка достиг 3,5 трлн. долл. Несколько скромнее выглядят цифры розничной интернет-торговли (В2С). В США в 2003 г. этот показатель вышел на уровень 96 млрд. долл., а в 2004-м - уже на 117 млрд., что составило 6% от общего объема розничных продаж в стране.
Практически все развитые страны уже сделали определенные шаги в направлении перехода к электронным госзакупкам. В частности, извещения о проводимых конкурсах госзакупок и конкурсная документация сейчас, как правило, публикуются в Интернете. В то же время, если говорить об электронной поддержке последующих стадий проведения конкурсов, то нельзя не отметить, что достигнутые здесь результаты пока имеют весьма широкий разброс - от электронных извещений о конкурсах до полной электронной реализации проведения конкурса. Например, в Мексике в 2005 г. около 50% госзакупок полностью реализовано по электронным каналам.
"Россия, как евразийская держава, во многом связывает планы социально-экономического развития (особенно подъема сибирских и дальневосточных районов) с активным участием в региональной интеграции. Этот подход для нас - естественный и стратегически принципиальный". Президент РФ В.В. Путин (источник:www.kremlin.ru/text/ appears/2006/11/113926.shtml) |
В Австралии воплощается национальная стратегическая программа по автоматизации всех технологических этапов проведения конкурсов на поставку товаров для государственных нужд. Для публикации информации о торгах издается специализированный электронный бюллетень с бесплатными полными комплектами конкурсной документации. Организован прием от поставщиков электронных заявок на участие в конкурсе, функционирует информационно-справочная система, ведется реестр поставщиков, в Интернете в онлайновом режиме публикуются законодательные и другие документы, касающиеся электронных торгов. Доступны средства электронного оформления, регистрации, сопровождения и оплаты контрактов.
Зарубежный опыт может многое подсказать при построении системы российских электронных госзакупок (см. PC Week/RE, N 37/2006, с. 8). В то же время, несмотря на общие черты, ни одна из стран-лидеров не пошла по пути абсолютного заимствования: созданы самостоятельные национальные системы электронных госзакупок, во многом различающиеся и в плане алгоритмов, и в плане общего дизайна. Однако основная масса применяемого ПО весьма специфична из-за серьезных ограничений, накладываемых либо жесткими временными рамками (онлайновые биржи), либо чрезвычайно широким кругом потенциальных участников сделок (электронные магазины). Поэтому нельзя всерьез рассчитывать на то, что некоторый готовый программный продукт, обслуживающий соседний сектор электронной коммерции, покроет весомую часть потребностей электронных торгов для государственных нужд. Причина здесь, по-видимому, прежде всего в специфике национальных законодательств в области госзакупок, а также в нежелании делать весьма существенный компонент национальной экономики зависимым от внешних факторов.
Международный форум АТЭС призван устанавливать порядок проведения политики в области глобальной электронной коммерции, отслеживать ее результаты и при необходимости корректировать содержание с позиции социально-экономического развития стран. Цели форума состоят в том, чтобы совершенствовать измерение показателей структуры и объемов э-торговли, углублять понимание ее воздействия на бизнес различных видов, анализировать ее влияние на общее социально-экономическое развитие, а также определять, каким образом э-коммерция изменяет требования к уровню квалификации рабочей силы и степень трудовой занятости.
Из-за различия политических, экономических, законодательных и технологических аспектов развития страны АТЭС по-разному понимают и реализуют э-коммерцию. Кроме того, в связи с отсутствием универсальных критериев трудно объективно и всесторонне оценить уровень реального воплощения безбумажной торговли в различных экономиках. Все это стало препятствием для продвижения электронных методов ведения бизнеса в странах АТЭС и даже еще больше увеличило цифровой разрыв между государствами АТР.
На таком фоне в 2005 и 2006 гг. прошла череда форумов АТЭС, на которых представители входящих в него стран обменивались опытом по части э-торговли. Так, в Китае в сентябре 2005 г. был организован симпозиум стран АТЭС по безбумажной торговле (см. PC Week/RE, N 19/2006, с. 50). Затем в сентябре уже 2006 г. в Ханое (Вьетнам) состоялся семинар АТЭС на тему "Прозрачность в сфере государственных, в том числе электронных закупок". Кроме официальных представителей 16 экономик АТЭС в нем приняли участие представители Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка, Азиатского банка развития, Японского банка международного сотрудничества и Канадского агентства международного развития.
В ходе сентябрьского семинара в Ханое были обсуждены вопросы, связанные, в частности, с конфликтом интересов в процедурах государственных закупок, политикой управления процедурами закупок для государственных нужд, вопросами защиты интеллектуальной собственности, обеспечением безопасности электронных закупок и др.
Обмен опытом показал, что системы электронных закупок различных экономик региона находятся на разных этапах становления и развития. При этом представители тех экономик, где опыт в этом деле насчитывает пять и более лет, выделили несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание с целью достижения максимального эффекта при использовании этой формы закупок. Например, представитель Новой Зеландии показал, что, во-первых, каждой стране необходим индивидуальный подход к созданию и организации деятельности системы электронных закупок. Комплексная система электронных закупок географически больших государств может быть совершенно невостребована в малых странах из-за их ограниченных потребностей и ресурсов. Во-вторых, многие государственные организации еще недостаточно подготовлены к использованию преимуществ электронной системы закупок. Специализирующиеся в данной сфере учреждения до объявления конкурса должны выполнить огромный объем работ, таких как выработка стратегии, политики и процедур закупок, установление планов поставок, стандартизация каталогов продукции и др. При этом новозеландская сторона выразила сомнение в целесообразности дальнейшего расходования средств в тех случаях, когда уже первые полученные результаты показывают, что достижение запланированной цели не предвидится.
Текущее положение дел в электронной торговле и госзакупках АТЭС
В октябре 2006 г. в КНР прошел практический семинар АТЭС на тему "Электронная торговля, поддержка системы управления и поставки в сфере государственных, в том числе электронных закупок". Его цель заключалась в том, чтобы проанализировать текущее положение дел, тенденции, механизмы принятия решений, связанных с закупками для государственных нужд и, в частности, с системой электронных торгов, оценить плюсы и минусы разных систем государственных закупок.
В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы:
- внедрение электронной торговли в Китае - презентация центра информационных данных э-порта КНР (www3.chinaport.gov.cn/en/index.html). Был дан обзор ключевых мероприятий при создании центров электронной торговли, а также набора необходимых мер и операций для эффективного ведения безбумажной торговли;
- упрощение бизнес-процессов и усиление государственного управления ими. Социологические исследования по использованию дешевых решений системы электронной торговли (Малайзия, http://etrade.business.com.my/index.my). Была представлена модель электронных торгов и опыт законодательных инициатив для решения проблем, связанных с внедрением системы электронного управления и поставки;
- использование продвижения электронной коммерции в целях анализа международного рынка (США);
- развитие и преимущества безбумажной торговли в Южной Корее. Была представлена государственная платформа для ведения электронной коммерции, дан обзор преимуществ безбумажных торговых операций;
- государственная поддержка в области электронных закупок в целях улучшения эффективности торговли (китайский Гонконг);
- опыт ряда экономик АТЭС в создании электронной системы закупок (Китай, Малайзия, китайский Гонконг, Южная Корея и др.);
- сотрудничество и развитие безбумажной международной торговли (бизнес- альянс по электронной коммерции АТЭС, www.apec-ecba.org/english/index.jsp#).
Представитель Китая выразил мнение о том, что целесообразно продолжать работы по исследованиям и обобщению мирового опыта в области систем электронной закупки товаров на международном уровне, а также в решении проблем, возникающих при введении единой сертификации и стандартизации товаров, услуг и таможенной документации на межгосударственном уровне.
Рейтинг стран АТЭС по уровню развития безбумажной торговли
Примерами положительного решения стандартизации торговых процедур стало внедрение государственной системы управления и поставки в Южной Корее и китайском Гонконге. Например, в Гонконге уже внедрена система международной безбумажной торговли с восемью экономиками АТЭС, причем ПО для проведения безбумажной торговли может быть адаптировано под совместное использование с различными программными продуктами, которые уже разработаны в других, не участвующих в этом проекте экономиках.
В целом участники семинара сформулировали рекомендации членам АТЭС для дальнейшей работы по созданию электронных систем госзакупок и коммерции в экономиках, что напрямую касается и России как члена этой организации:
1. Гармонизировать нормативно-правовые базы стран - членов АТЭС в сфере электронной торговли, а также стандартизовать их таможенные процедуры, что может способствовать привлечению коммерческих структур АТЭС к участию в проводимых там конкурсах по закупкам для государственных нужд (такая возможность уже заложена, в частности, в российское законодательство).
2. Продолжить изучение опыта и подходов экономик АТЭС к процедурам государственных закупок, что даст национальным (в том числе и российским, особенно из Восточной Сибири и Дальнего Востока) компаниям возможность в перспективе расширить свое участие в региональной э-торговле.
3. Обобщить опыт разработки и внедрения различных платформ электронных систем закупок в экономиках АТЭС, что позволит экономикам, включая Россию, проводить сравнимый по результатам анализ эффективности безбумажной торговли, разрабатывать стратегию, политику и процедуры проведения международных электронных торгов, а также успешно интегрироваться в международную систему торговли.
4. Экономикам АТЭС подготовиться к введению единой сертификации и стандартизации товаров, услуг и таможенной документации на межгосударственном региональном уровне, где пока такая работа проводится явно недостаточно.
О позиции России в области безбумажной торговли среди стран АТЭС
Обзор состояния дел в странах АТЭС по безбумажной торговле, приуроченный к упомянутому выше симпозиуму стран АТЭС по этой теме, отразил не только различные ее формы, но и состояние инфраструктуры, юридический базис, политику в области ее поддержки, уровень стандартизации, а также практическое применение и показал, что она развивается вполне успешно, однако достигнутый уровень этого развития значительно различается в различных экономиках (см. таблицу).
Характеристики стартовых условий и первоначального развития подразумевали, что электронная коммерция поддерживается во всех без исключения экономиках АТЭС. Тем не менее консолидированная эффективность безбумажной торговли в этих экономиках пока еще недостаточна, а также неочевидна ее интеграционная эффективность. Несколько экономик скорее только вступили на путь, ведущий к безбумажной торговле, нежели применяют ее на практике; в частности, к ним относится и Россия.
В других, более развитых экономиках, которые имели более высокий уровень торговой либерализации, безбумажная торговля выражалась в широком использовании схем В2В, G2B и соответствующих подсистем торгово-сбытовых сетей. В них практически завершено формирование юридической среды для безбумажной торговли, установлены стандарты для обмена коммерческими данными. При этом и бизнес, и органы госуправления полностью удовлетворены состоянием и преимуществами безбумажных форм торговли. Такие экономики миновали стадию становления и реально вступили в фазу широкой реализации безбумажной торговли. Среди них - Сингапур, Гонконг, Южная Корея, США, Австралия, Тайвань, Япония, Канада, Новая Зеландия и, наконец, Чили. Причем некоторые из них пока еще находятся в середине пути (средний уровень развития): Южная Корея, США, Австралия, Тайвань. Другие еще не догнали их, но достигли значительного прогресса в формировании и эффективном использовании э-коммерции в стадии первичной реализации: Япония, Канада, Новая Зеландия и Чили. Значительный консолидированный эффект от применения безбумажной торговли зафиксирован в Сингапуре и Гонконге, которые уже вступили в "продвинутую" стадию применения э-торговли: в них практически полностью сформированы условия (или завершен процесс их построения) для свободного правоприменения, опробованы стандартные формы и формуляры.
Взаимосвязь уровня развития безбумажной торговли (УР) и степени зависимости
национальной экономики от торговли с зарубежными странами (СЗ)
Весьма интересной является взаимосвязь уровня развития безбумажной торговли, который мы только что обсудили выше, и степени зависимости национальной экономики от торговли с зарубежными странами*1 (см. рисунок). Хорошо видно, что экономики с самой большой зависимостью от внешней торговли (Гонконг и Сингапур) имеют и высший уровень развития э-торговли. Высокий уровень в США определяется тем, что там огромный внутренний рынок, существенно превышающий внешний. Россия же реализует непрерывную монотоварную поставку на внешний рынок по трубопроводам газа и нефти, которая совмещена с параллельным "бумажным" потоком таможенной документации без остановки торговли. Торговля дискретными товарами, конечно, в наибольшей степени требует электронной поддержки для ее непрерывности.
_____
*1 Степень зависимости (национальной экономики) от торговли (с зарубежными странами), или Trade Dependency Ratio, - сумма объемов продаж товаров и услуг за границу и их приобретений за границей в процентах от ВВП страны.
Исходя из сказанного выше, России следует акцентировать внимание на следующих первоочередных направлениях развития системы государственных и муниципальных закупок:
- во-первых, совершенствование нормативной правовой базы, устранение противоречий и неточностей, а также подготовка подзаконных нормативно-правовых актов;
- во-вторых, усиление контроля за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов и наказание должностных лиц, допускающих нарушения;
- в-третьих, улучшение подготовки специалистов для системы государственных и муниципальных закупок;
- в-четвертых, разработка и ввод в действие системообразующих правовых документов (например, законов об электронном документе и электронной, т. е. безбумажной, коммерции), в том числе определяющих развитие безбумажной торговли с зарубежными странами ( с определенными оговорками);
- в-пятых, глубокая детальная проработка перспективы развития э-торговли в плане международного сотрудничества России, в том числе исходя из передового опыта, накопленного большинством экономик АТЭС.