АНАЛИТИКА

По прогнозу аналитической компании PMR (www.pmrcorporate. com), в ближайшие годы российский рынок ИКТ будет быстро расти. С одной стороны, на это указывают планы телекоммуникационных операторов, которые намерены вложить значительные инвестиции в повышение пропускной способности сетей, а с другой - то, что Россия стоит на пороге превращения в крупный центр ИТ-аутсорсинга.

Хотя отечественный рынок ИКТ обладает огромными возможностями роста, западным компаниям, отмечают аналитики, об этом мало что известно. Государственная политика, дефицит информации на Западе о ситуации в России и слабое понимание местных особенностей зарубежными бизнесменами - все это приводит к тому, что в сфере ИКТ в нашей стране доминируют местные игроки.

Рост иностранных инвестиций в телекоммуникации

В последнее время сегмент ИКТ в нашей стране растет очень высокими темпами. Так, по предварительным данным Мининформсвязи, в 2006-м его объем вырос на 20% и достиг 1,1 млрд. руб.

По данным Росстата, в течение первых трех кварталов 2006-го зарубежные игроки вложили в российскую телекоммуникационную отрасль около 3,9 млрд. долл., т. е. вдвое больше, чем в аналогичный период 2005-го. Основную часть этой суммы - 3,6 млрд. долл. - составляют банковские кредиты, на долю прямых и пакетных инвестиций приходится 113 и 135 млн. долл. соответственно.

Все больше иностранных фирм открывают у нас не только представительства или отделения, но и исследовательские центры. Лишь в последние месяцы о намерении создать подобные структуры объявили такие ведущие компании, как Google, HP и IBM. Многие международные гиганты уже выполняют в России работы по НИОКР, в их числе - IBM, Intel, Motorola.

Поиск новых источников дохода

Россия - крупнейший телекоммуникационный рынок в Восточной и Центральной Европе как по доходу, так и по числу пользователей средств мобильной и фиксированной связи, а также интернет-услуг. Но с другой стороны, он еще далек от зрелости. Если поделить объем рынка на количество жителей, то на душу населения придется около 200 долл. Это самый низкий показатель в данном регионе - вдвое меньше, чем у лидирующих Чехии и Венгрии.

С точки зрения оборота первое место занимает сегмент мобильной связи. В 2006-м число абонентов сотовой телефонии достигло 152 млн., и российский рынок занял третье место в мире по размеру после Китая и США. Хотя статистически это значит, что каждый житель имеет хотя бы один сотовый телефон, на практике значительная часть SIM-карт, о которых рапортуют операторы, остается неактивной, а многие люди до сих пор не обладают мобильными трубками.

Но с другой стороны, приток новых пользователей уже вряд ли будет таким большим, как в 2003-2005 гг. В 2006-м число абонентов мобильной связи увеличилось на 26 млн., что вдвое меньше, чем в рекордном 2005-м. В связи с этим операторы стараются привлечь внимание своих нынешних пользователей к дополнительным услугам и изобретают методы повышения их лояльности (рис. 1).

Рис. 1. Развитие мобильной связи в России

Ожидания существенного роста доходов операторы связывают с приближающимся появлением услуг 3G, лицензии на которые будут распределяться уже в текущем году. Переход на 3G также положительно отразится на поставщиках продуктов для телекоммуникационных сетей. Но в то же время сегмент услуг широкополосной связи еще очень далек от насыщения и в ближайшие годы, по-видимому, будет самым быстрорастущим сектором российского телекоммуникационного рынка.

Станет ли Россия аутсорсинговым гигантом?

ИТ-рынок в нашей стране вдвое меньше телекоммуникационного. По предварительным данным Мининформсвязи, в 2006-м сегмент ИТ вырос на 17% и достиг 361, 5 млрд. руб. Одна из его особенностей состоит в быстром увеличении спроса на оборудование, причем у этого сектора еще остается большой простор для роста. Например, согласно результатам опроса, проведенного "Левада-Центром" в прошлом сентябре, лишь 22% семей имеют ПК (рис. 2).

Рис. 2. Распространение ПК среди российских семей

В данный момент на долю "железа" приходится около 65% объема продаж ИТ-продуктов, а на ПО и услуги - гораздо меньше. Преобладание аппаратного обеспечения указывает на то, что в нашей стране рынок ИТ еще находится в начальной фазе развития.

Однако в последние годы сегменты ПО и услуг растут гораздо быстрее, чем сектор оборудования. Поэтому их доля постоянно увеличивается. Эту тенденцию укрепляют недавние стимулирующие действия российского правительства, такие как освобождение поставщиков ИТ-услуг от налога на добавленную стоимость и создание специальных экономических зон и технопарков. Данная политика направлена на то, чтобы помочь экспортерам ПО выйти на зарубежные рынки и привлечь внимание иностранных заказчиков к российским разработчикам софта.

В 2006-м экспорт российских ИТ-продуктов вырос на 80% и достиг 1,8 млрд. долл. Видимо, такая динамика позволила Леониду Рейману, главе Мининформсвязи, предположить, что к 2010-му этот показатель может превысить 10 млрд. долл.

В ближайшие годы поставщики ПО ожидают увеличения спроса на ряд приложений (в частности, на системы ERP и средства управления данными), разработанные в нашей стране. С одной стороны, на это указывает то, что все больше российских компаний размещают акции на фондовых биржах, а с другой - быстро развивающийся сектор розничной торговли нуждается в специализированном софте, таком как системы для управления взаимоотношениями с заказчиками. К тому же в течение двух-трех лет у постепенно крепнущих предприятий сред-него и малого бизнеса должен увеличиться интерес к ПО. Поэтому, без сомнений, у отечественного софтверного рынка есть огромный потенциал роста.

Потребность в информации

Но несмотря на такие блестящие возможности, многие западные компании опасаются выходить на российский рынок. По мнению аналитиков PMR, одна из причин этого заключается в том, что зарубежные инвесторы получают мало англоязычных публикаций о ситуацию с ИКТ в России.

Версия для печати