ИНТЕРВЬЮ
Технология HSDPA (High Speed Download Packet Access) призвана повысить емкость и производительность сетей UMTS (Universal Mobile Telecommunication System), дать гарантированную полосу для предоставления контент-сервисов и обеспечить абоненту широкополосную мобильность. Достигнутая в настоящий момент скорость в 14,4 Мбит/c будет дополнительным преимуществом для операторов сетей 2-2,5G в их стремлении инсталлировать у себя современные сети третьего поколения и запустить интерактивные контент-сервисы. О будущем подобных протоколов передачи данных для сетей 3G и об особенностях внедрения таких систем с Микаэлем Бэком, вице-президентом, руководителем направления WCDMA компании Ericsson (www.ericsson. com), беседует научный редактор PC Week/RE Максим Букин.
PC Week: Уточните, пожалуйста, чем интересен HSDPA в практическом плане. Каковы отличия теоретической скорости передачи данных от практической?
Микаэл Бэк: Как известно, технология HSDPA довольно молодая - только в декабре 2005 г. Cingular Wireless запустила первый в мире коммерческий сервис на ее базе. Тем не менее с тех пор практически все ведущие компании, и Ericsson в том числе, смогли не только вывести на рынок коммерчески доступные решения, но и обеспечить их внедрение для ряда крупнейших операторов по всему миру. Не секрет, что внедрение HSDPA требует от операторов UMTS лишь обновления ПО без расширения спектра используемых частот, а это означает его низкую стоимость. На начало 2007 г., по данным Ассоциации GSM, в мире существует 149 HSDPA-операторов, которые функционируют в 69 странах. При этом 96 сетей в 53 странах находятся в коммерческой эксплуатации.
Микаэл Бэк
В настоящее время мы можем говорить о трех основных уровнях этой технологии, каждый из которых вбирает в себя несколько релизов (так производители обозначают различные версии протоколов передачи данных, выпускаемые друг за другом - Прим. ред.). Первый уровень, реализованный в самом начале, позволял достичь скорости передачи данных от базовой сети к пользователю порядка 1,8 Мбит/c, а практически - до 1,2 Мбит/с. Второй уровень, используемый сейчас во многих странах Европы, - это 3,6 Мбит/с в теории (пиковая скорость) и порядка 3 Мбит/с на практике. Скажем, сегодня, перед нашим интервью, в сети Ameno (речь идет о крупном мобильном операторе Испании. - Прим. ред.) мой мобильный модем работал со скоростью примерно 2-2,5 Мбит/с. Третий уровень, монтаж которого ожидается уже в 2007 г., имеет более интересные технические характеристики: здесь пиковая скорость достигает 14,4 Мбит/с при практически достижимой 7-7,9 Мбит/c.
PC Week: Каких решений в этой связи можно ожидать в России?
М. Б.: Скорее всего российские операторы связи начнут закупать HSDPA-лицензии сразу со второго уровня, первый был использован на "ранних рынках" (речь идет о рынках сотовой связи стран Западной Европы, где развитие сетей 3G началось на рубеже 2000-х годов. - Прим. ред.), и сейчас его активация экономически нецелесообразна, ведь уже есть достаточное количество терминалов для более скоростного доступа. Преимущество, которое получили операторы в России, - время. По вполне понятным причинам политического характера им пришлось ждать дольше европейских коллег, но после инсталляции сетей они смогут продемонстрировать своим пользователям действительно значимые отличия в росте скорости по сравнению с GPRS/EDGE, которые используются в сетях 2-2,5G в настоящее время.
PC Week: Какие мероприятия оператору связи необходимо будет провести для того, чтобы внедрить HSDPA в своей UMTS-сети?
М. Б.: Понимаете, это как бы специальная надстройка к уже существующей сети. В UMTS можно использовать протокол передачи данных, поставляемый "по умолчанию", но это будет слишком медленно. Поэтому выбор поставщика оборудования и тех технологий, которые он может развивать, достаточно значим для оператора связи - ему ведь надо будет постоянно увеличивать скорость. Мы уже давно поставляем базовые станции HSDPA-ready, поэтому для внедрения HSDPA оператору связи необходимо только смонтировать в сети соответствующее оборудование и внести вендору за лицензии фиксированный единовременный платеж. При переходе на другую, более скоростную версию протокола снова будет лицензионный платеж, так что с самого начала имеет смысл активировать наиболее скоростные версии протоколов, но только в тех географических областях, где они будут пользоваться реальным спросом. Таким образом, тактика внедрения HSDPA по типу "островов" при действующей сети 2G является самым оптимальным выходом в данной ситуации - постепенное стимулирование спроса и возможность гибкого наращивания емкости сети.
Естественно, один из главных вопросов активации такой надстройки - экономическая целесообразность. При грамотном расчете бизнес-плана здесь возможно несколько основных вариантов. Сначала можно предоставлять только быстрый доступ в Интернет для корпоративных клиентов, потом постепенно внедрять контент-сервисы, к примеру IMS (подсистема IP-мультимедиа, разработанная отраслевым комитетом 3G Partnership Project. - Прим. ред.) и мобильное ТВ.
PC Week: Что в этой связи можно сказать о будущем, в частности о системах LTE (Long-Term Evolution)?
М. Б.: Вполне резонный вопрос. На наш взгляд, LTE - это более "продвинутый" протокол широкополосной сети мобильной связи, определенный организацией по стандартизации связи третьего поколения 3GPP (Third Generation Partnership Project) и вступивший в силу в начале 2007 г. На "3G-Конгрессе" наши системы достигли пиковой скорости передачи данных до 144 Мбит/с с полосой пропускания 20 МГц в диапазоне 2,6 ГГц. Безусловно, это идеальные условия работы, в реальности же скорость будет раза в 3-4 раза меньше, но и это гораздо быстрее, чем могут предложить конкурирующие системы. Скажем, WiMAX, особенно его мобильная версия. Однако текущая версия протокола позволяет использовать его только в тестовых сетях, в коммерческой эксплуатации он будет доступен не раньше 2009 г.. В будущем пользователи перейдут с HSDPA на LTE, так же как сейчас они переходят с EDGE на HSDPA.
PC Week: Кстати, а почему Ericsson отказался от развития мобильного WiMAX? Какие причины повлияли на такое решение?
М. Б.: Причины в основном экономические - весьма небольшое количество наших заказчиков готовы закупать подобные системы не только сейчас, но и в краткосрочной перспективе. Дело в том, что операторам не очень нравятся частотный диапазон такого рода систем (в разных странах он различен - чаще всего это от 2,3; 2,5; 3,3 и 3,5 ГГц), сложности со взаимной совместимостью терминалов и невозможность совместить работу сетей 2G и WiMAX в одном пользовательском устройстве. Фактически - никакой преемственности, поэтому мы считаем это нишевым рынком. Исследования, которые нужны для совершенствования в данной области, мы продолжаем, но это как бы венчурный проект. Пока - без особых надежд.
PC Week: Спасибо за беседу.