БИЗНЕС
В середине февраля московское представительство компании To-shiba (www.toshiba.com.ru) обнародовало результаты своей деятельности в области продажи мобильных компьютеров в минувшем году. Сославшись на "немного уточненную" информацию аналитических агентств IDC и Gartner, Игорь Снытко, генеральный менеджер Toshiba по странам СНГ и Балтии, сообщил, что по итогам прошлого года его компания заняла в сегменте блокнотных ПК третью позицию, получив 11-процентную долю российского рынка ноутбуков (по расчетам IDC и Gartner, в 2006 г. он превысил 1,8 млн. устройств; собственные оценки Toshiba свидетельствуют о несколько меньшем объеме рынка - на уровне 1,6 млн. изделий). При этом японская компания продемонстрировала почти вчетверо более высокие темпы прироста объема сбыта (в количественном выражении - 216% по отношению к 2005-му) в сравнении с соответствующим показателем для рынка в целом (55%).
Игорь Снытко: “До недавнего
времени работа с партнерами
второго уровня была одним
из наших слабых мест”
Выходу компании на нынешние позиции, по словам ее представителей, способствовало несколько факторов. В частности, традиционно фокусируясь на более дорогих моделях портативных ПК, Toshiba активизировалась в последнее время и в других ценовых сегментах. По информации компании, модель начального уровня Satellite L30 в своем сегменте является одной из самых популярных среди российских потребителей. Не исключено, что в нынешнем году в портфеле Toshiba могут появиться ноутбуки, оснащенные процессорами AMD (до сих пор весь модельный ряд портативных ПК японской компании базируется на микрочипах Intel). " В настоящее время вопрос об использовании в наших мобильных ПК процессоров AMD обсуждается", - пояснил ситуацию Игорь Снытко. Возможно, расширение портфеля ноутбуков за счет моделей, оснащенных компонентами AMD, позволит Toshiba укрепить позиции в среднем ценовом сегменте: это одна из основных задач компании на 2007-й.
Тем не менее, как отметил г-н Снытко, наиболее сильные позиции Toshiba по-прежнему занимает в верхнем ценовом сегменте рынка блокнотных ПК. В активе компании - 17-дюймовые ноутбуки Satellite P100 (игровая станция) и Qosmio G30 (мультимедийный центр, оснащенный приводом HD DVD для работы с видеоизображениями высокой четкости). Что касается блокнотных ПК с диагональю 19 дюймов и более, то, по мнению специалистов Toshiba, будущего у таких ноутбуков нет. Малоперспективными на данном этапе они считают также ультрапортативные ПК (UMPC): этот вывод подкреплен собственным прошлогодним опытом вывода на рынок устройств Libretto с малым форм-фактором.
Стоимость и ценность Как показали исследования Toshiba, существует дисбаланс между реальной стоимостью различных компонентов ноутбука и представлениями пользователей об их ценности. Наличие этой разницы означает, что, приобретая портативный ПК, пользователь с большей готовностью отдаст деньги (в рамках фиксированного бюджета) за то, чтобы в его мобильном компьютере был установлен более емкий жесткий диск, имелся повышенный объем оперативной памяти, более производительная графическая плата, а не за то, чтобы получить конфигурацию с самым мощным процессором. |
"Важнейшая тенденция развития российского рынка в нынешнем году связана с тем, что потребительские предпочтения сдвигаются в сегмент более старших моделей, - отметил Игорь Снытко. - Это означает, что покупатель все меньше ориентируется на цену ноутбука". По его словам, прошлогодняя статистика продаж свидетельствует о том, что самые простые и дешевые мобильные системы пользовались меньшей популярностью, чем ноутбуки с более совершенной конфигурацией.
"Для потребителей очень важна вполне определенная функциональность портативного компьютера, - пояснил региональный генеральный менеджер. - Например, теперь они обращают внимание на наличие в ноутбуке DVD-привода с поддержкой всевозможных стандартов записи: во второй половине прошлого года мобильные ПК, оснащенные комбодрайвами, обеспечивающими только чтение DVD-дисков, практически перестали пользоваться спросом".
Тенденция к увеличению в нынешнем году средней цены покупки ноутбука обусловлена в том числе выпуском операционной системы Windows Vista, более требовательной к ресурсам компьютера (прежде всего к объему оперативной памяти и графической подсистеме).
По словам Игоря Снытко, в последнее время наметилась еще одна закономерность: при выборе компьютера потребитель обращает внимание не на тип устройства (настольный ПК или ноутбук), а на сочетание его потребительских свойств. "Этот сдвиг в сознании индивидуального потребителя наметился еще в 2005 г., а у корпоративного пользователя начался в прошлом году, - пояснил региональный генеральный менеджер. - Такое изменение восприятия очень важно для ПК-рынка в целом, поскольку способствует увеличению доли сегмента портативных компьютеров".
В нынешнем году Toshiba намерена двигаться вперед столь же динамично, как и в минувшем: ее планы развития предусматривают доведение рыночной доли до 15%. При этом в компании склоняются к тому, что темпы роста российского рынка мобильных ПК в 2007-м превысят 30%, а объем продаж этих устройств за год составит от 2 до 2,2 млн. шт.
В числе наиболее перспективных сегментов, которые будут содействовать росту российского рынка ноутбуков в этом году, представители Toshiba выделяют корпоративную и образовательную среды. Хотя спрос на портативные компьютеры в этих сегментах, по словам г-на Снытко, до сих пор характеризуется нестабильностью и небольшим масштабом закупок, предубеждение в том, что на роль рабочей станции может претендовать лишь десктоп, здесь постепенно исчезает.
В 2007 г. российское представительство Toshiba планирует также активизировать работу с партнерами второго уровня, проведя их более детальную сегментацию и обеспечив каждой группе соответствующий уровень маркетинговой поддержки.