СТРАТЕГИИ

Минувшая зима стала для Dell (www.dell.com) сезоном важных перемен. Для инвесторов, пожалуй, главные изменения связаны со сменой руководящего состава этой американской корпорации. В самом конце января было объявлено, что ее основатель - Майкл Делл - вновь займет должность генерального директора (он находился на этом посту с момента создания компании в 1984 г. до 2004-го, когда Dell возглавил Кевин Роллинс, пришедший в корпорацию в 1996-м).

С одной стороны, уход Роллинса был логичным: аналитики - порой справедливо, а порой и нет - связывали с его именем все постигнувшие Dell неудачи последних двух с половиной лет. В первую очередь это сдача позиций лидера на мировом рынке ПК и неудовлетворенность пользователей уровнем технической поддержки со стороны Dell. Компания не только уступила первенство своему главному конкуренту - Hewlett-Packard, но и демонстрирует гораздо более скромные темпы роста: так, в 2006-м поставки персональных компьютеров у HP выросли на 19,2% по сравнению с 2005-м, в то время как у Dell соответствующий показатель составил всего 3,5%. Эксперты связывают этот результат с приверженностью компании модели прямых продаж, указывая, что HP, например, в отличие от Dell умело объединяет сбыт через Интернет и реселлерский канал.

А достижимы ли цели?

Эксперты отмечают конфликтность целей, которые ставит руководство Dell. Так, требование снижения расходов компании соседствует с необходимостью улучшения сервисного обслуживания заказчиков, призывы внедрять инновации не сопровождаются соответствующим увеличением инвестиций в НИОКР, а намерению участвовать в ценовых войнах сопутствует желание повысить прибыльность компании.

С другой стороны, отставка Роллинса выглядела отчасти неожиданной, поскольку буквально накануне бывший руководитель Dell участвовал вместе с Биллом Гейтсом и Стивом Балмером в знаковом мероприятии Microsoft, посвященном запуску нацеленных на потребительский сегмент версий Windows Vista.

Уход Кевина Роллинса стал лишь одним их многих шагов, предпринятых Dell для реорганизации менеджмента компании. В последнее время к управлению корпорацией были привлечены, в частности, Стив Шукенброк, работавший прежде в Electronic Data Systems (он возглавил глобальное подразделение Dell, отвечающее за сервисное обслуживание заказчиков); Майкл Кэннон, ранее занимавший пост генерального директора Solectron (он назначен на должность президента Dell по глобальным операциям и будет контролировать деятельность всех производственных предприятий компании), а также Рон Гаррик, бывший исполнительный вице-президент Motorola (теперь он занял позицию президента Dell по потребительской продукции). Агентство Reuters сообщает также, что в числе принятых в Dell менеджеров высшего ранга есть бывшие сотрудники American Airlines, General Motors, Amazon, Well Fargo и - даже! - HP.

После 2,5-годичного перерыва

Майкл Делл вновь возглавил

созданную им компанию

Предполагается, что "свежая кровь" поможет в реализации объявленной осенью прошлого года серии инициатив под названием Dell 2.0. Так, Майкл Кэннон, по-видимому, займется укреплением отношений компании с одним из крупнейших в мире контрактных производителей электронной продукции компанией Solectron, в обороте которой на долю Dell пока приходится менее 10%. А в обязанности Стива Шукенброка входит улучшение сервисного обслуживания клиентов - одного из ключевых направлений стратегии Dell 2.0: отделение корпорации, предоставляющее услуги (в настоящее время годовой объем этой части бизнеса Dell оценивается приблизительно в 5 млрд. долл.), развивается опережающими по сравнению с ростом компании в целом темпами (например, по итогам III кв. текущего финансового года, который завершился 3 ноября, отмечено пятикратное превышение).

Для клиентов перестановки и замены в управляющем звене компании вряд ли играют столь уж значимую роль: их больше волнуют конкретные результаты реализации стратегических замыслов. Между тем, главный объект критики - политика прямых продаж, которой компания твердо придерживалась с момента своего основания, пока остается неизменной. Впрочем, эксперты рассчитывают, что здесь тоже произойдут подвижки. По крайней мере, Майкл Делл пообещал, что его компания воспользуется новыми идеями и займется "некоторыми экспериментами".

Повод для оптимизма есть: в конце концов Dell же отказалась от длительной лояльности по отношению к Intel, начав - в том числе и под нажимом заказчиков - использовать в своих серверах, настольных и мобильных ПК процессоры AMD. Другим примером отказа от лояльности к партнеру-поставщику (в данном случае Microsoft) в пользу лояльности к клиентам стало недавнее объявление Dell о том, что в качестве предустановленной на ее компьютерах ОС будет применяться не только Windows, но и Linux. (В этой связи вспоминают, что Dell уже предлагала Linux на своих ПК, но в 2001 г. стала продавать исключительно Windows-компьютеры.) Принятию подобного решения также способствовала позиция пользователей: на недавно открытом сайте www.dellideastorm.com (который призван собирать информацию о пользовательских потребностях и предпочтениях) десятки тысяч людей высказались в пользу предустановки открытого ПО - Linux и OpenOffice. По информации Dell, в настоящее время компания работает с Novell над вопросом сертификации под SUSE Linux продукции корпоративного назначения (настольных ПК OptiPlex, ноутбуков Latitude и рабочих станций Precision).

Клиенты Dell могут воспользоваться даже более радикальным вариантом: приобрести ПК вообще без какой-либо ОС. Правда, такая возможность есть пока только у жителей США, а кроме того, набор предоставленных для выбора компьютеров (они условно объединены в семейство nSeries: буква "n" означает отсутствие операционной системы) в данном случае до сих пор весьма ограничен.

Еще одним важным решением Dell, особенно с точки зрения создания продукции корпоративного назначения, стало недавнее вступление компании в консорциум по технологии HyperTransport (www.hypertransport.org). Аналитики считают, что в корпоративном сегменте Dell должна наращивать экспертизу по блейд-серверам, комплексным корпоративным решениям, подсистемам хранения, а также в области ПО для управления компьютерными системами.

Наметились изменения политики компании и в потребительском сегменте. Она, в частности, объявила о начале прямых продаж ЖК-мониторов Sony и обещала в дальнейшем расширить ассортимент продукции и перечень ее поставщиков (здесь также уместно напомнить, что прежде компания уже занималась прямым сбытом цифровых камер Sony и принтеров Lexmark).

Как считают специалисты, для улучшения своего финансового положения Dell просто вынуждена искать новые более прибыльные ниши. Предполагают, что компания может выйти на бурно растущий рынок мобильных игровых приставок (формата UMPC) или пойти по пути копирования опыта Apple с iPhone’ом (в связи с этим замечают, что бывший руководитель Motorola появился в руководстве Dell вовсе не случайно). Тем более что основной конкурент Dell - компания HP - уже представила на недавнем 3GSM-конгрессе собственный смартфон.

Наряду с позитивными в потоке зимних новостей оказались и плохие: в американских СМИ снова появилась информация о дефектных ноутбуках Dell (теперь речь идет о перегреве не батарей, а системных плат в ряде моделей семейства Inspiron), а также о скандале, связанном с "некорректным" использованием денежных средств, которые компания получила в рамках сотрудничества с Intel.

Версия для печати