АНАЛИТИКА

В начале февраля МТС (www.mts.ru) и "ВымпелКом" (www.beelinegsm. ru) озвучили свои предположения о развитии рынка мобильной связи на год вперед. Хотя руководители обеих компаний были весьма осторожны в своих прогнозах, тем не менее они затронули такие вопросы, как стратегия работы на рынке России и стран СНГ, конвергентные проекты, а также перспективы строительства сетей третьего поколения и планы по развитию широкополосного доступа в Интернет.

Коррекция развития МТС

Основной постулат в развитии компании на будущее, озвученный Леонидом Меламедом, президентом МТС, предельно консервативен. "Мы должны быть максимально предсказуемыми", - отметил он, подчеркнув, что период гонки за "умами и душами" абонентов закончился, наступил период плавного роста и, что самое главное, увеличения доходов компании. Фактически в ближайший год управленцы МТС будут заняты в общем-то рутинными делами - оптимизацией издержек (в компании с недавнего времени постоянно действует комитет по оптимизации расходов), повышением качества связи и наращиванием емкости сети, а также активным развитием на новых рынках (Узбекистан, Туркменистан), где строительство сетей начато недавно. В России и на Украине (здесь планируется ребрендинг по российскому образцу), которые в сумме дают компании больше 90% доходов (73% приходится на нашу страну), сотрудники МТС будут заняты оптимизацией нагрузки на сеть и снижением числа поставщиков телекоммуникационного оборудования. Некоторое разнообразие в эту картину может быть внесено лишь в связи с выдачей лицензий на сети 3G в России и развитием на Украине сети для передачи данных по радиоканалу в несвойственном для компании стандарте CDMA2000 (напомним, у нас так работает "Скай Линк", www.skylink.ru, а МТС использует стандарт GSM).

Леонид Меламед: “Тендер

 среди поставщиков оборудования

 для сетей 3G в России мы

планируем провести в

апреле - мае”

Как следует из заявлений руководства МТС, получить лицензии на сети 3G оператор попытается на всех рынках, где присутствует в настоящее время, - даже в тех местах, в которых проникновение сотовой связи остается весьма низким (республики Средней Азии). По мнению аналитиков сотового оператора, строительство сети в таком стандарте более выгодно в крупных мегаполисах, а потому необходимо "застолбить" за собой как можно больше территорий - в будущем это поможет заказывать четко спланированное количество оборудования со значительными скидками и уменьшить капитальные затраты на оборудование.

Запланированные на нынешний год общие инвестиции компании в капитальное строительство во всех странах присутствия составляют 1,8 млрд. долл. (сюда входит как монтаж сети, так и поддержание объектов связи в исправном техническом состоянии и т. д.). Еще 200-500 млн. долл. в статью расходов могут добавить проекты строительства 3G-сетей. Вопрос в том, кому из производителей достанутся эти деньги: в настоящее время у компании пять вендоров, а к 2009-му, как заявлено, их будет уже три на страну и не более двух на каждый отдельный макрорегион. "Нам нужны только лучшие цены и условия обслуживания", - подчеркнул Леонид Меламед, отметив, что тендер на выбор поставщиков оборудования для сетей 3G в России компания планирует провести в апреле - мае. Участвовать в нем, скорее всего, будут Ericsson, NEC, Siemens-Nokia, Alcatel-Lucent, Huawei, Motorola.

В 2007-м для МТС меняется понятие "домашний рынок" - это уже не только Россия, но и страны СНГ, ситуацию в которых в компании знают достаточно хорошо. Выход за пределы СНГ оператору, конечно, интересен, но речь идет лишь о телекоммуникационных рынках с низким уровнем проникновения и большим потенциалом роста - фактически о таких, какими были рынки России, Белоруссии и Украины несколько лет назад; в подобных условиях МТС работать умеет. Все самые интересные активы, по мнению руководства сотового оператора, стоят слишком дорого, поэтому значимых приобретений, в том числе на рынках Азии и Дальнего Востока, которые потенциально интересны компании, пока ожидать не приходится.

Александр Изосимов: “Мы

 не будем дотировать

UMTS-трубки для сетей 3G”

Общий объем рынка стран СНГ тем временем вырастет за 2007 г. на 17% - показатели увеличения числа абонентов замедляют свой рост, поскольку две крупнейшие страны (Россия и Украина) уже перешли 100-процентный рубеж проникновения сотовой связи. Хотя, по данным МТС, реальное проникновение по России составляет лишь 68% от всего населения, остальное - это "мертвые души" (неактивные абонентские контракты) и двойные, пересекающиеся абоненты. Основная задача оператора на развитых рынках на нынешний год - стимулировать пользователей говорить больше. Это, естественно, будет отражаться на росте показателя среднего количества минут, которое приходится на одного пользователя (MOU), и в конечном итоге на росте ARPU (по прогнозу МТС, он составит 8% к итоговому показателю 2006 г. и достигнет 8 долл. в конце 2007-го). К слову, подобная стратегия, предусматривающая рост MOU, была избрана "ВымпелКомом", основным конкурентом МТС, еще в 2006 г., что даст свои плоды в 2007-м. По мнению ряда аналитиков, стоимость ценных бумаг этих двух компаний на Нью-Йоркской фондовой бирже сравняется к концу этого года (сейчас лидирует МТС).

Среди приоритетов компании наконец появился пункт о совершенствовании программ лояльности клиентов, направленных на сокращение оттока последних (средние цифры по этому показателю на рынке составляют порядка 25-27% от абонентской базы). До сих пор все завлекательные предложения были нацелены на вновь подключенных абонентов - видимо, в компании в горячке погони за лидерством по количеству пользователей забыли, что привлечение одного нового абонента стоит в пять раз дороже, чем удержание старого. Повышению лояльности клиентов поможет планируемое внедрение сетей 3G: для ускорения окупаемости оператор будет внедрять специальные предложения по стимулированию перехода абонентов в новую сеть. Правда, уточнить, будут ли это дотации на телефоны или более низкие цены на голосовые услуги и услуги передачи данных, руководство сотового оператора отказалось.

Упорядоченная стратегия "ВымпелКома"

Руководители второго по величине сотового оператора России были более скромны в прогнозах и более сдержанны в выдаче информации. Объявленная стратегия развития их компании на следующий год тоже не отличается новизной. Имея меньшее количество зарубежных активов, чем МТС, "ВымпелКом" сосредоточит свое развитие в России и продолжит позиционировать себя не просто как оператора сотовой связи, а как сервисную компанию, обеспечивающую помимо голосовой связи еще и быстрый доступ в Интернет при помощи протокола EDGE. По информации Дмитрия Плесконоса, вице-президента "ВымпелКома" и генерального менеджера московского региона, за 2006 г. оператор увеличил количество активных пользователей услуги скоростного доступа в Сеть на 50% (точные данные по этому показателю будут известны после официального подведения итогов года в марте).

В ближайший год управленцы МТС будут заняты рутинными делами - оптимизацией издержек, повышением качества связи и наращиванием емкости сети, а также активным развитием на новых рынках, где строительство сотовых сетей начато недавно. "ВымпелКом" же вполне успешно позиционирует себя не просто как оператора сотовой связи, а как сервисную компанию, обеспечивающую помимо голосовой связи еще и быстрый доступ в сеть Интернет при помощи протокола EDGE.

Особое внимание "ВымпелКом" будет уделять нишевым абонентам - национальным диаспорам, специальным предложениям для гостей крупных городов и т. д. Кроме того, не охвачены адекватными тарифными планами (ТП) такие категории пользователей, как спортивные и игровые сообщества, правоохранительные органы и т. д.; необходимо будет понять основные закономерности профиля их потребления как по голосовым услугам, так и по дополнительным информационным сервисам (ТП для большого количества разговоров, для передачи данных, для звонков по выходным и пр.) и сделать им такое предложение, от которого они не смогут отказаться. В итоге тарифные модификаторы и конструкторы, с успехом применяемые третьим важным игроком российского рынка компанией "МегаФон" (www. megafon.ru), возьмут на вооружение и МТС с "ВымпелКомом" . Однако, по словам генерального директора "ВымпелКома" Александра Изосимова, делать это будут осторожно - пользователь сможет выбирать из нескольких простых альтернатив, чтобы у него не было шанса в них запутаться.

Чувствуя растущий уровень конкуренции на развитых рынках внутри страны (в основном в городах-миллионниках), "ВымпелКом" провел реорганизацию управленческого звена, выделив в отдельную структурную единицу дирекцию по работе с корпоративными клиентами. Вероятно, предложения в этом сегменте будут уже направлены не на ценовой демпинг, а на расширение списка услуг, перевод с авансовой оплаты на кредитную, а также на предоставление широкого спектра услуг по передаче данных и информационно-развлекательных сервисов.

Согласно объявленным цифрам, общие капитальные затраты компании в этом году чуть снизятся по сравнению с 2006-м и составят 1,5 млрд. долл. против 1,6 млрд. При этом в отличие от МТС расходы "ВымпелКома" на строительство сетей 3G, скорее всего, будут включены в эту сумму. Очевидно, после получения компанией лицензии на строительство сети третьего поколения будут урезаны какие-то другие статьи расходов.

Более точные прогнозы "ВымпелКом" дал в отношении строительства 3G-сети. По всей видимости, первая зона новой сети передачи данных будет построена в столице, на которую, по подсчетам аналитиков, приходится до половины платежеспособного спроса. Здесь абоненты готовы приобретать дополнительные услуги и, самое главное, современные терминалы. Вопрос строительства 3G-сети распадается на два основных момента: 1) апгрейд базовой сети для пропуска многократно возросшего трафика (до получения лицензии эти работы не ведутся); 2) аренда позиций и строительство современных базовых станций, поскольку плотность покрытия сетью 3G должна быть значительно больше, чем в сетях 2-2,5G. Трудности ввода в эксплуатацию, прогнозируют в "ВымпелКоме", будут связаны даже не с масштабами строительства (операторы это уже проходили), а с получением от регулирующих органов многочисленных разрешений, требующихся для ввода сети в коммерческую эксплуатацию.

А вот дотировать терминалы UMTS, с помощью которых можно будет работать в новой сети, как это делают операторы в Европе и США, провайдер мобильной связи не готов. По мнению Дмитрия Плесконоса, небольшое количество таких трубок (в основном новинки конца 2006-го) уже есть у абонентов в России, и этого на первое время будет достаточно. Очевидно, оператор не станет стимулировать лавинообразный спрос, рассчитывая на весьма ограниченные затраты для спокойного строительства не очень емкой сети следующего поколения. С другой стороны, полагает Александр Изосимов, в России достаточно сильно развиты программы потребительского кредитования и оператору связи проще договориться с какой-либо торговой сетью федерального уровня по поводу предоставления льготных кредитов для своих абонентов, чем отстраивать новый сегмент бизнеса с нуля.

Факторы роста

Основными на рынке сотовой связи России и стран СНГ, как считают операторы, могут стать несколько перспективных технологий.

Во-первых, это конвергентные решения. МТС реализует их совместно с компаниями группы "Система Телеком" с целью создания новых сервисов для конечных пользователей и снижения издержек участников проектов. Однако достижений в этом направлении пока немного. Реализованные в 2006 г. проекты еще не вышли на сколько-нибудь значимый оборот. К примеру, число премиальных SMS, получаемых за перевод по сотовым телефонам оплаты за работу с хотспотами, у МТС составляет всего несколько тысяч рублей в месяц (между тем пользователей МТС с ноутбуками в крупных мегаполисах - значительно больше). Проект FMC (Fixed-Mobile Convergence) с МГТС только стартовал и не достиг стадии коммерческой эксплуатации; продажи мобильных модемов "Скай Линка" в розничной сети МТС показывают не самую лучшую динамику (главным образом из-за слабой рекламы). Если усилия в этом направлении не будут структурированы, данный пункт можно смело отнести к несбывшимся мечтам.

А отдельного списка конвергентных проектов в "ВымпелКоме" нет. С одной стороны, по мнению руководства оператора, в России пока невелик спрос на подобные решения, особенно со стороны корпоративных клиентов, а с другой - в отличие от МТС, входящей в группу "Система Телеком", у "ВымпелКома" нет "родственных" компаний, с которыми в режиме наибольшего благоприятствования можно было бы договориться о тестовых испытаниях тех или иных сервисов.

Второе перспективное направление - создание федеральной сети WiMAX. МТС, правда, проявляет к этому интерес только теоретический - планов реального строительства сети пока нет, но есть намерение получить лицензии и частоты на максимально большой территории России и Украины. Фактически, по мнению г-на Меламеда, это задел на будущее, на 2008 г., когда производители смогут предложить действительно согласованный и работоспособный вариант мобильного протокола WiMAX (в настоящий момент более-менее разработан только фиксированный стандарт этого протокола передачи данных), который МТС будет использовать как базовый канал для создания мобильного офиса. Сейчас для этого в России используется преимущественно EDGE (средняя скорость 80-100 кбит/с), что не удовлетворяет корпоративных клиентов ни по скорости работы, ни по надежности каналов связи, ни по стоимости услуги. Напомним, что по протоколу 802.16e можно достичь скорости в 2 Мбит/с на каждого пользователя, причем она не падает в автомобиле при движении на скоростях до 120 км/ч. К слову, стратегии развития EDGE-сети по регионам представлено не было, что в целом разумно - оператор будет делать ставку на скоростные протоколы передачи данных в UMTS.

На 2007 г. общие затраты на капитальное строительство во всех странах присутствия у МТС составляют 1,8 млрд. долл., еще 200-500 млн. долл. в бюджет расходов могут добавить проекты строительства 3G-сетей. Другая арифметика у "ВымпелКома" - всего 1,5 млрд. долл., причем расходы на строительство сетей 3G, скорее всего, также включены в эту сумму.

У "ВымпелКома" ситуация несколько иная. После неудачного получения лицензии на WiMAX в декабре 2006-го, когда оператору были выделены частотные присвоения в 32 городах второй и третьей категории с суммарным количеством населения всего в 5 млн. человек (города к тому же не были сконцентрированы в одном федеральном округе, а "размазаны" по всей стране), "ВымпелКом" избрал крайне осторожную стратегию предоставления своим пользователям широкополосного доступа в Интернет. Все ресурсы брошены на 3G, а WiMAX будет развиваться по остаточному принципу. Компания не исключает возможности покупки действующих или будущих игроков с целью получения лицензий сразу на большей территории страны, но, как и МТС, ожидает определенности со стандартизацией оборудования для мобильной версии этого протокола передачи данных.

Еще один, третий, двигатель прогресса, который пока не получил должного внимания со стороны обоих операторов связи, - развертывание сети хотспотов. У МТС их сейчас насчитывается всего 80 (еще 70 - у "Комстара"). Однако при лавинообразном росте точек доступа по всей стране (активные проекты в этой области развивают "Голден Телеком", "Корбина", ЮТК, "Дальсвязь", "Квантум" и т. д.) компания может выступить в роли агрегатора приема платежей. Не секрет, что в настоящее время оплатить даже по кредитной карте доступ в Интернет по воздуху весьма сложно - чаще провайдеры эмитируют свои предоплаченные карты, найти которые непросто. А вот способ оплаты с помощью премиальных SMS (уже внедрен с хотспотами "Таскома" и "Комстара") пришелся бы как нельзя кстати (о статистике реальных запросов сказано выше). По информации Леонида Меламеда, этот сервис будет реализован до конца года, вдобавок начнется активное строительство хотспотов (совместный проект с "Комстаром") на Украине - там МТС еще работает под брендом UMC. Конкретные цифры по данным проектам, к сожалению, не названы.

"ВымпелКом" в 2007 г. делает упор на нишевые тарифы для частных пользователей и особое внимание уделяет корпоративным контактам. Во втором случае предложения будут направлены не на ценовой демпинг, а на перевод с авансовой оплаты на кредитную, а также предоставление широкого спектра услуг по передаче данных и информационно-развлекательных сервисов.

Аналогичный проект "ВымпелКома" пока в худшем положении - у компании не больше дюжины хотспотов, половина из них находится в столичных аэропортах. Договориться об оплате услуг сторонних провайдеров с электронного счета мобильного телефона было бы в общем-то логичным развитием подобного проекта, однако альянс с глобальной Wi-Fi-сетью "Голден Телекома", несмотря на то что обе компании связывает долгая история взаимовыгодного сотрудничества, еще не состоялся. В отношении строительства собственной сети точек доступа Александр Изосимов был более скептичен - по его мнению, этот вид бизнеса оператору не интересен, перспективней заняться более "дальнобойными" технологиями в виде сетей 3G и WiMAX.

Четвертое по счету направление - дополнительные неголосовые сервисы (VAS) - также интересует операторов мобильной связи. Однако кроме уже известных и порядком наскучивших пользователям картинок, мелодий и рингтонов, SMS-викторин, чатов и не всегда работающих Java-игр, ничего нового они предложить не в состоянии. Дело в том, что скорость передачи информации в их сетях не позволяет передавать крупный контент: видеофильмы и мобильное видео, быстро загружать интересные игры, деловые приложения и т. д. Единственная новинка прошлого года, которую, похоже, собираются продвигать и в будущем, - реклама контента, связанного с известными фильмами (у МТС это был новый фильм про Джеймса Бонда, картина "Волкодав" и т. д.; реклама предлагалась одновременно с их премьерой), или концертов и шоу популярных исполнителей ("коронный номер" прошлого года от "ВымпелКома" - концерт Мадонны в Москве). Несмотря на всплеск интереса, эти акции носят временный характер и привлекательны в основном для молодежи. Развитие таких популярных у западных операторов связи услуг, как реалити-шоу с трансляцией коротких видеоподкастов, создание сети мобильного ТВ с адаптированным контентом специально для мобильных телефонов пока не планируется ни одним оператором связи.

У компаний разный подход к собственной мобильной рознице. У МТС она считается перспективной, и, по информации Михаила Шамолина, вице-президента сотового оператора и директора бизнес-единицы "МТС Россия", к нынешним 450 собственным салонам, которые построены в России на конец 2006 г., в этом году МТС добавит еще как минимум две сотни магазинов. В них будут не только подключать новых абонентов МТС и торговать сотовыми телефонами стандарта GSM, но и предлагать в ассортименте пакеты для подключения к компании "Стрим" (высокоскоростной доступ в Интернет по технологии ADSL), мобильные модемы для работы в сети "Скай Линка"; планируется также принимать оплату за сотовые телефоны МТС, станционарные МГТС и за любые другие, в том числе и прямых конкурентов - компаний "ВымпелКом" и "МегаФон". По мнению г-на Шамолина, абонентов с двумя-тремя контрактами от конкурирующих операторов связи в крупных городах хватает. В подобных центрах обслуживания будут расположены места экспресс-поддержки пользователей, где можно будет получить настройки для отправки MMS и доступа в Интернет с помощью протокола GPRS/ EDGE.

Совершенно иной подход у "ВымпелКома". В настоящий момент дочернее подразделение мобильного оператора, занимающееся розничными продажами, - это "Мобайл-центр" с 20 салонами (раньше их было 37; 17 закрыты из-за нерентабельности), располагающимися только в Москве (в регионах своих розничных точек продаж у оператора нет). Открытие 16 новых салонов планируется по примеру "МегаФона" в городах-спутниках недалеко от Москвы. Никакой региональной экспансии не предполагается. Как отмечает Дмитрий Плесконос, сотовый оператор считает, что ему вполне комфортно работать с теми торговыми сетями по продаже цифрового оборудования, с которыми уже установлены партнерские отношения. В условиях развитого рынка и снижения маржи этих торговых сетей, продолжает он, "самое время проявить добрую волю и не заставлять их конкурировать еще и с розницей оператора". При этом пик подключения новых абонентов уже прошел, заниматься продажей сотовых трубок из-за низкой маржи оператору неинтересно - масштаб его сети в несколько десятков или сотен торговых точек не позволит ему зарабатывать достаточно денег даже для работы на грани рентабельности - для этого нужны глобальные сети. Поэтому есть смысл сосредоточиться на основном бизнесе и совместно заняться просвещением пользователей и помощью им в настройке абонентского оборудования.

Версия для печати