АНАЛИТИКА
Недостаток энергии заставит провайдеров задуматься
В ближайшем будущем перед операторами мобильной связи встанет нелегкая проблема выбора между развертыванием новых сетей и оптимизацией энергопотребления, считают в ABI Research (www. abiresearch.com). Дело в том, что затраты на электроэнергию сегодня входят в тройку крупнейших статей расхода на поддержку сетей. А в течение нескольких лет, когда объем передаваемых по сотовым сетям данных возрастет примерно в три раза по сравнению с современным, затраты на монтаж оборудования и его энергообеспечение практически сравняются с получаемой за трансляцию трафика прибылью, отмечают аналитики. Если в 2005 г. на мобильные услуги широкополосного доступа было израсходовано 42,8 млрд. кВт · ч, то к 2011-му эта цифра увеличится до 124,4 кВт · ч, причем большей частью этого роста индустрия будет обязана Азиатско-Тихоокеанскому региону.
В течение нескольких лет затраты на монтаж оборудования и его энергообеспечение практически сравняются с получаемой за трансляцию трафика прибылью. |
Чтобы избежать кризиса, вместо планомерного перехода на технологии третьего, а затем и четвертого поколений владельцам сетей WCDMA и CDMA2000 предлагается внедрять в зонах с повышенным уровнем трафика сети на базе менее энергоемких стандартов WiMAX или Wi-Fi. По расчетам ABI Research, подобный подход к формированию инфраструктуры позволит снизить удельные расходы на энергоснабжение сети в расчете на одного человека с прогнозируемых к 2011-му 14 долл. в год до суммы, незначительно превышающей 1 долл.
Развивающиеся рынки спасут производителей сотовых
На протяжении следующих пяти лет свыше 80% новых абонентов сотовых телефонных сетей будет зарегистрировано на развивающихся рынках, причем потребители там предпочтут аппараты сверхнизкой ценовой категории (Ultra Low Cost Handsets, ULCH) стоимостью до 80 долл., считают специалисты ABI Research. На большинстве развивающихся рынков, отмечают аналитики, проникновение сотовой связи все еще не превысило 50%, а следовательно, вендоры смогут за их счет снизить темпы падения своих продаж, вызванные перенасыщением развитых рынков.
В странах Западной Европы, Азии и Северной Америки ситуация складывается с точностью до наоборот. По прогнозу Canalys, в этих регионах повышенным спросом станут пользоваться конвергентные сотовые аппараты, совмещающие в себе мобильный телефон, миниатюрный компьютер с возможностью доступа к сети Интернет, mp3-плейер, мощную цифровую фотокамеру. В некоторых сегментах потребительского рынка эти аппараты, по мнению аналитиков, за пять лет окончательно вытеснят как классические трубки, способные лишь передавать голос и текстовые сообщения, так и получившие широкое распространение специализированные телефоны, например камерофоны или модели, "заточенные" для более-менее качественного проигрывания музыки. Однако в Западной Европе, Азии и Северной Америке конвергентные трубки в штучном выражении составят всего 30% от общего объема поставок.
Что придет на смену SMS?
Число пользователей мобильных сервисов передачи данных вырастет с 1,8 млрд. в 2007 г. до 2,5 млрд. в 2011-м, считают специалисты Strategy Analytics (www. strategyanalytics.com). В денежном выражении затраты подписчиков на эти услуги (к ним относятся передача данных, обмен сообщениями и доступ к контенту) за тот же период увеличатся со 125 млрд. до 200 млрд. долл. Немалую роль здесь сыграют так называемые "драйверы", или мультимедийные сервисы, - скачивание и потоковая передача музыки и видео, мобильное ТВ. Согласно прогнозу, затраты на такие услуги в глобальном масштабе за четыре года возрастут практически в два раза - с 32 млрд. до более чем 64 млрд. долл.
Что же касается Европы, то, по расчетам Jupiter Research (www.jupiterresearch. com), доход от продажи контента, обеспечения доступа к информационно-развлекательным сервисам и передачи текстовых и мультимедийных сообщений увеличится с 21,9 млрд. евро в 2006 г. до 27,7 млрд. к 2011-му. В частности, суммарные прибыли от первых двух услуг за этот период вырастут с 2,2 млрд. до 7,9 млрд. евро. Рост популярности MMS и интернет-пейджеров (версии программ-клиентов для ICQ, GoogleTalk, Skype и т. д. можно найти для устройств, работающих под управлением Windows Mobile) окажется более чем достаточным для компенсации снижающихся доходов от SMS, тогда как передача видео, музыки и игр принесет в три раза больше денег, чем мобильная персонализация (логотипы, мелодии для индивидуализации мобильного устройства и т. п.).
За IV квартал 2006 г. в Восточной Европе продано 57,8 млн. сотовых телефонов
Именно такие цифры называет IDC (www.idc.com) в своем очередном исследовании рынка стран Западной Европы. Этот показатель на 6% больше, чем в аналогичном периоде 2005-го. За весь 2006-й было продано 185 млн. сотовых телефонов - рост рынка составил 9%, что меньше показателей 2005-го. В частности, несмотря даже на сезонный пик продаж, сегмент традиционных мобильных телефонов за квартал вырос всего на 4%.
А вот продажи смартфонов за тот же квартал подскочили на 29% - до 4,7 млн. единиц (за год продано 13,9 млн. шт.). Если не принимать во внимание сезонные колебания спроса, то основное влияние на рост этого сегмента оказало завершение переходного периода, который длился практически весь 2006-й, когда ключевые игроки рынка - Sony Ericsson, HTC, HP и Palm - активно расширяли спектр производимых систем. Свою роль сыграли и такие продукты, как BlackBerry Pearl и HTC S310. Они заполнили нишу систем стоимостью менее 300 евро, а в результате сегмент смартфонов разросся до 8% всего объема рынка мобильных телефонов.
В IV квартале 2006-го рынок стал еще более консолидированным: 86% контролируются четырьмя ведущими вендорами - Nokia, Motorola, Samsung и Sony Ericsson. Однако несмотря на рост продаж, эти гиганты были вынуждены снизить цены на свою продукцию. Такое развитие событий соответствует ранним прогнозам IDC, считающей, что сохранить долю рынка без расширения предложения в области малоприбыльных систем среднего и нижнего ценового диапазона с течением времени будет все сложнее.
Единственным исключением из правила стала Sony Ericsson, которая сохраняет положение в группе лидеров, не сокращая маржу, - за счет четко дифференцированных предложений в сегменте hi-end. Но и ей аналитики пророчат некоторые проблемы в 2007-м, связанные с расширением товарного портфеля решений бюджетного уровня.
Согласно прогнозу, затраты на мультимедийные сервисы в глобальном масштабе за четыре года возрастут практически в два раза - с 32 млрд. до более чем 64 млрд. долл. |
IDC приводит и ряд конкретных показателей по отдельным вендорам. Так, лидирует в Западной Европе Nokia, увеличившая свою долю рынка до 36%. Несмотря на снизившийся рост продаж, составивший 6%, финской компании удалось справиться с позиционированием своих устройств в сегменте музыкальных телефонов, воспользовавшись ценовыми нишами, не закрытыми линейкой Walkman разработки Sony Ericsson.
Motorola по итогам квартала занимает второе место - рост продаж на 14% привел к контролю 17% рынка. Это на 1% больше, чем в предыдущем квартале. Закрепившаяся на третьей позиции Samsung растет быстрее рынка в целом - на 29% в год. И замыкает четверку лидеров Sony Ericsson - вторая в рейтинге по скорости роста (22% в год) с долей в 13% против 11% в прошлом году.
Некоторые данные по рынку сотовых телефонов, но уже в мировых масштабах опубликовала и Strategy Analytics. Общий объем поставок мобильников за год вырос на 25% и в штучном выражении составил порядка 1 млрд. шт. Из них в IV квартале было продано 300 млн. ед., что на 22% больше, чем за тот же период предыдущего года.
Лидером по объему поставок (347,5 млн. за год, 105,5 млн. за квартал) и доле рынка (35,2%) является все та же Nokia.
В 2007-м аналитики ожидают рост продаж телефонов на 12% - до 1,14 млрд. штук. Важную роль в этом сыграют растущие рынки Индии и Африки.