ИНТЕРВЬЮ
Марко Буркхардт - персона на российском рынке хорошо известная и во многом уникальная. Ему удалось поработать в таких известных компаниях-вендорах, как SAP, Hewlett-Packard и SAS. Восемь лет вплоть до 2001 г. г-н Буркхардт возглавлял представительство SAP AG в странах СНГ, с его именем связано становление бизнеса SAP в нашей стране. За время своей профессиональной карьеры он приобрел также неоценимый опыт работы на стороне консультанта и системного интегратора в известных российских корпорациях. Сегодня Марко Буркхардт занимает должность исполнительного директора ИКТ. О проблемах внедрения тяжелых решений на российских предприятиях Марко Буркхардт рассказал в беседе с научным редактором PC Week/RE Сергеем Свинаревым.
PC Week: Входящая в состав группы ИКТ фирма "ИКТ-консалт" давний партнер компании SAP, с которой связан большой период вашей деятельности в России. В какой мере ваша нынешняя работа связана с консалтингом в области бизнес-приложений? За какие направления ИКТ вы отвечаете?
Марко Буркхардт: Я отвечаю за все направления, включая техническое развитие группы компаний, внедрение систем автоматизации энергообеспечения и управления ИТ-инфраструктурой, а также за общую финансовую эффективность деятельности ИКТ. Столь широкий круг обязанностей лично мне приходится выполнять впервые. Тем не менее особое внимание я по-прежнему буду уделять сегменту ERP. Как известно, ИКТ была одной из первых российских компаний, с которыми SAP в 90-е годы заключила партнерский контракт (я тогда подписывал это соглашение со стороны SAP). И сейчас, хотя мы не ограничиваемся бизнес-приложениями SAP, это наш основной партнер в данной области. Недавно ИКТ подписала прямой контракт с офисом SAP AG в Вальдорфе, давший нам статус Global Support Partner (в России его имеет только наша компания).
PC Week: Сегодня вы гораздо теснее общаетесь с заказчиками, чем в те времена, когда работали в компаниях-вендорах. Какие задачи сейчас стоят перед предприятиями и что вы можете им предложить?
М. Б.: Одна из важнейших задач, которые мы ставим перед собой, - помочь предприятиям перейти к новым методам ведения бизнеса. Фактически мы предлагаем им воспринять лучший опыт, наработанный западными компаниями. У такого подхода есть и достоинства, и недостатки. Конечно, заманчиво выстроить свои бизнес-процессы на основе передового опыта ведущих мировых фирм. Но для этого нужно провести реинжиниринг собственных бизнес-процессов, а любое изменение такого рода вызывает дополнительные проблемы, а иногда и отторжение со стороны персонала. Мы предлагаем вести с нашей помощью бизнес-реинжиниринг параллельно с автоматизацией предприятия, так как отрыв бизнес-реинжиниринга от автоматизации приводит к серьезным проблемам. Нередко бизнес-консультанты дают массу полезных рекомендаций, совершенно не задумываясь о том, насколько трудно их бывает реализовать средствами ERP-системы. Поэтому мы сейчас применяем у всех заказчиков методику, призванную совместить ИТ- и бизнес-консалтинг.
Марко Буркхардт
И здесь возникает проблема методологии внедрения. Нередко в крупных российских холдингах на получение консолидированной финансовой отчетности уходит целый месяц, тогда как во многих западных концернах аналогичного масштаба это занимает не более четырех дней. Причиной такого положения обычно называют сложность и запутанность российского законодательства. В определенной степени это миф. На самом деле причина в том, что на предприятиях эксплуатируется масса всевозможных приложений, данные которых бывает очень трудно интегрировать. Очевидно, что внедрение такой системы, как SAP ERP, на всех предприятиях холдинга существенно упростит консолидацию отчетности.
Но и на этом пути есть свои трудности. Многие пытаются внедрять ERP-систему в полном объеме поочередно в каждом филиале холдинга. Такая методология внедрения порочна - проект растягивается на годы, и все это время высшее руководство не получает с нужной оперативностью полной картины деятельности компании даже по ограниченному кругу показателей (например, финансовых). Другое дело, если на единой платформе автоматизировать сначала, скажем, финансовый контур, потом перейти к учету материальных ресурсов и т. д. При таком подходе проблемы интеграции не откладываются на потом, а решаются в ходе проекта внедрения. Западные предприятия пришли к этому, учась на собственных заблуждениях: им сегодня приходится решать очень сложную задачу интеграции разнородных систем. Многие российские компании, только вступающие на путь автоматизации управления, могли бы при правильном подходе избежать подобных проблем в будущем.
Чтобы в полной мере использовать мировой опыт, ИКТ заключила партнерские соглашения с рядом зарубежных компаний. Крупнейшая из них - Computer Sciences Corporation (CSC). Это означает, что в случае необходимости мы в дополнение к своим консультантам, работающим на проекте, можем привлечь специалистов нужного профиля из CSC.
PC Week: Есть примеры такого сотрудничества в российских проектах?
М. Б.: Да, сейчас ИКТ ведет работы в одной крупной нефтяной компании, и в них участвуют специалисты CSC. Хочу уточнить, что, как правило, речь идет о предприятиях, где базовая ERP-функциональность была внедрена еще три-пять лет назад. Их руководство хотело бы оптимизировать некие специфические для данной отрасли бизнес-процессы, но предпочитает делать это на основе опыта таких мировых лидеров, как Exxon Mobil или Shell. А специалисты CSC подобным опытом обладают.
Работа в связке выгодна и CSC. Ведь не секрет, что крупным международным консалтинговым компаниям не удается развернуть свой бизнес в России на уровне, соответствующем их потенциальным возможностям и объему местного рынка. А причина в том, что им трудно добиться взаимопонимания с заказчиком из-за языкового барьера, незнания местных условий, иного менталитета и т. д.
PC Week: А каковы особенности в подходе российских предприятий к внедрению ERP-систем?
М. Б.: В целом следует признать, что по уровню автоматизации управления российские компании заметно отстают от западных. И это во многом обусловлено той методологией внедрения, о которой я уже говорил. Если автоматизированы не все предприятия холдинга или они автоматизированы разнородными средствами, консолидировать отчетность, да и увидеть общую картину, очень трудно.
PC Week: В последнее время много говорится об интеграции всех информационных ресурсов предприятия, включая и весь парк эксплуатируемых им бизнес-приложений. Насколько актуальна эта задача для заказчиков? Готовы ли к ее решению системные интеграторы?
М. Б.: Эта проблема в России есть, и мы предлагаем свои услуги по ее решению. Следует помнить, что особенно важно правильно интегрировать основные данные, используемые в разных бизнес-приложениях. Для этого приходится кропотливо строить таблицы соответствия между данными такого рода, фигурирующими в разных прикладных системах, и следить, чтобы они корректно отражались во всех бизнес-процессах. Сами же бизнес-процессы тоже должны одинаковым образом интерпретироваться в разнородных приложениях. Задача эта сложная, и на Западе ее "решили" весьма своеобразно. Суть "решения" в том, чтобы уменьшать количество применяемых приложений, а не тратить ресурсы на их интеграцию. В России, к сожалению, этого пока не понимают и иногда даже ратуют за то, чтобы расширять число таких "лучших в своем классе" решений на предприятии. Преимущество мощных ERP-систем в том, что все их компоненты изначально хорошо интегрированы. Но чтобы воспользоваться этим преимуществом, нужно досконально знать систему и понимать проблемы бизнеса.
PC Week: Компания SAP в настоящее время переводит свое ERP-решение в архитектуру SOA и стимулирует у старых заказчиков апгрейд с R/3 на mySAP ERP 2005. Каково сегодня отношение отечественных системных интеграторов и заказчиков к SOA и к необходимости переходить на самую последнюю версию ERP-системы SAP?
М. Б.: Очень много российских предприятий, внедривших когда-то системы SAP, используют старую версию 4.6, и тем из них, кто выразил желание перейти на сервисно-ориентированную версию SAP ERP 2005, мы помогаем сделать это. Но мы предлагаем не просто механический апгрейд, а полный комплекс работ, включающий и бизнес-реинжиниринг, который поможет компаниям повысить свою эффективность на основе передового мирового опыта. Ведь не секрет, что многие предприятия сегодня недовольны качеством эксплуатируемых ими систем управления. Некоторые склонны связывать это с недостатками установленных у них программных продуктов.
Меня удивляет, когда консультант, объясняя мне причину своего неоптимального решения в том или ином проекте, ссылается на то, что этого хотел заказчик. Ведь одно такое неверное решение влечет за собой массу негативных последствий: необходимость дополнительных разработок, некорректное функционирование других модулей, невозможность консолидировать отчетность и т. д.
PC Week: Но и консультанта можно понять. Он заинтересован в том, чтобы как можно быстрее сдать свою работу заказчику, и если тот сам настаивает на упрощении решения, почему бы не пойти ему навстречу?
М. Б.: Я это называю погоней за короткими деньгами. В конечном итоге такая погоня заканчивается большими потерями как для предприятия, так и для консалтинговой фирмы, вынужденной впоследствии доводить до ума плохо спроектированную систему. В моей практике были случаи, когда я категорически отказывался выполнять подобные пожелания заказчика вплоть до угрозы расторжения контракта. Чтобы избежать таких ситуаций, мы сейчас формируем в ИКТ наблюдательный экспертный совет, призванный следить за качеством выполняемых проектов. Если консультант будет принимать какие-то сомнительные решения, его тут же попросят обосновать их. Кроме того, на экспертном совете мы намерены обсуждать общие проблемы, стоящие перед широким кругом заказчиков. И именно здесь будут вырабатываться подходы, которых должны придерживаться все наши консультанты.
PC Week: Но давайте вернемся к проблеме апгрейда.
М. Б.: Если система внедрена неправильно, то не так уж важно, на основе какой версии программного продукта она построена. Вы можете поменять версии продукта, но так и не достигнуть желаемого качества управления бизнесом. В этом смысле не так важен апгрейд с SAP R/3 v.4.6 на SAP ERP 2005 (некоторые компании до сих пор успешно работают и на R/2), как рациональное построение бизнес-процессов. Одно только рациональное разделение планов счетов бухгалтерского и управленческого учета может дать предприятию колоссальный эффект в смысле качества управления. Именно это должно стать первым шагом к западным стандартам корпоративного менеджмента.
Трудность в том, что сегодня многие крупные российские заказчики подошли к решению очень сложных и глубоких вопросов, а консалтинговой поддержки такого уровня в России, к сожалению, еще нет. Отдельные точечные задачи решаются, но проблемы глобального масштаба, стоящие, например, перед крупными нефтяными компаниями, работающими на мировом рынке, остаются нерешенными. И причина опять же в изначально неудачно заложенной базе. Неправильно спроектированная система требует впоследствии множества настроек и переделок, а в результате заказчик получает нечто уродливое, заметно уступающее по функциональности исходному продукту SAP.
PC Week: Каковы потребности в системах корпоративного управления со стороны так называемых средних предприятий (по функциональности, по цене, по сложности внедрения и сопровождения)?
М. Б.: Я бы сказал, что главное отличие средних российских предприятий от крупных состоит в том, что у них нет таких больших денег, а потому они вынуждены делать только правильные внедрения, т. е. в максимальной мере использующие стандартную функциональность и проверенные мировой практикой бизнес-процессы. Системы mySAP All-in-One, предварительно жестко сконфигурированные для решения задач определенной узкой отрасли, - первый шаг в этом направлении. Но, кроме того, нужны методологии, позволяющие за короткий срок развертывать на предприятиях отдельные контуры управления (финансы, логистику, кадры) на базе общепринятых стандартов, с тем чтобы быстро получать отдачу от системы. Мы в ИКТ готовы включать в состав mySAP All-in-One и имеющиеся в нашем арсенале решения АСУ ТП.
PC Week: Спасибо за беседу.