СЛИЯНИЯ
Продолжая политику расширения бизнеса за счет поглощения других игроков, корпорация Oracle приобрела компанию Hyperion Solutions, которая специализируется на системах бизнес-анализа (Business Intelligence, BI) и управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM). Сумма сделки - 3,3 млрд. долл.
У Oracle есть собственные средства BI и BPM, одни из которых были разработаны самостоятельно, а другие получены в результате поглощений. Так, в середине прошлого года компания начала продвигать пакет Oracle BI Enterprise Edition, основанный на технологии фирмы Siebel. Однако в корпорации считают, что серьезных пересечений в продуктовых линейках не будет, так как системы обеих фирм дополняют друг друга. "Благодаря этой сделке мы сможем стать лидером на быстро растущем рынке BPM", - заявил глава Oracle Ларри Эллисон. По его словам, объединение BPM-систем Hyperion с BI-пакетами и аналитическими приложениями Oracle позволит корпорации создать сквозное решение, включающее средства планирования, бюджетирования, консолидации финансовой отчетности, операционного анализа и составления отчетности.
Чарльз Филипс надеется,
что вместе с Hyperion его
компания получит
клиентов SAP
К тому же Oracle не скрывает планов нанести с помощью этого поглощения удар компании SAP, своему главному сопернику на рынке корпоративных приложений. "Тысячи заказчиков SAP применяют системы Hyperion для бизнес-анализа и подготовки отчетов, - заявил президент Oracle Чарльз Филипс. - Теперь они будут просматривать и анализировать данные через программы Oracle".
Однако в SAP тоже не сидят сложа руки. В конце февраля компания приобрела небольшую фирму Pilot Software - разработчика средств BI и OLAP (Online Analytical Processing - оперативная аналитическая обработка данных). Но SAP уверяет, что ее стратегия отличается от подхода конкурента. "Мы купили Pilot для получения передовых технологий, а Oracle приобретает компании для расширения клиентской базы. Поглощение Hyperion внесет еще большую сумятицу в и без того запутанный набор приложений Oracle", - считает вице-президент SAP Билл Уохл.
Тем не менее эта сделка позволит Oracle значительно обогнать SAP на рынке BI. Судя по оценке аналитической компании IDC за 2005 г. (данные за 2006-й еще не опубликованы), простое сложение долей Hyperion (5%) и Oracle (4,3%) говорит о том, что объединенная компания сможет с сильным отрывом обойти SAP (3,2%) и занять в области BI четвертое место после Business Objects, SAS Institute и Cognos (pcweek.ru/?ID=615296).
Что касается будущего продуктов Hyperion, то, по мнению аналитиков Gartner, в ближайшее время Oracle, скорее всего, продолжит их развитие в качестве независимых систем. Ведь именно так произошло с пакетами PeopleSoft, J.D. Edwards и Siebel. Более того, считают аналитики, Oracle будет поддерживать интеграцию ПО Hyperion с приложениями других поставщиков, включая SAP, Microsoft и Infor. Этот прогноз подтверждает и сама корпорация, которая в прошлом году изменила стратегию работы на рынке BI и теперь предлагает для бизнес-анализа решения, функционирующие не только на своей платформе, но и в неоднородных средах (www.oracle.com/hyperion).
Однако, полагают в Gartner, данная сделка вносит неопределенность в долгосрочную стратегию развития продуктов BPM. Ранее Oracle заявляла, что основу будущего пакета составят ее собственные разработки. Но теперь, купив лидера рынка BPM, она, по всей видимости, будет строить свой портфель вокруг систем Hyperion.
Неясная ситуация складывается и в области BI. По прогнозу аналитиков, в ближайшей перспективе Oracle обеспечит взаимодействие на уровне данных между BI-платформой Hyperion и своими аналитическими и бизнес-приложениями, а также наоборот - между платформой Oracle BI Enterprise Edition и приложениями Hyperion, хотя пока непонятно, когда это будет реализовано. В долгосрочном плане основной платформой, скорее всего, станет Oracle BI Enterprise Edition. Правда, корпорации будет нелегко воплотить в жизнь интеграцию BI-продуктов из-за их многообразия.
Положение осложняет и наличие у Hyperion OLAP-системы Essbase, которая конкурирует с Oracle OLAP. Хотя BI-платформа Hyperion может взаимодействовать с технологиями Oracle, она не поддерживает Oracle OLAP. Аналитики предполагают, что корпорация реализует совместимость между пакетом Hyperion Planning, работающим на Essbase, и Oracle OLAP.
Эффект домино Последние события могут стать тем катализатором, который вызовет консолидацию сильно фрагментированного рынка BI, считает аналитическая компания AMR Research. Ведущие позиции здесь занимают независимые компании, давно специализирующиеся на BI-технологиях: SAS Institute, Cognos, Business Objects, Informatica, Actuate, MicroStrategy и Information Builders. Не пора ли им заняться стратегическими поглощениями или объединиться между собой? Ведь они вполне могут быть поглощены китами ИТ-индустрии, привлеченными популярностью технологий BI и BPM у корпоративных заказчиков. В числе потенциальных покупателей аналитики называют SAP, Microsoft и IBM. |
В нашей стране единственным дистрибьютором Hyperion Solution уже семь лет является ЛАНИТ. По мнению Павла Горянского, директора отделения систем управления и консалтинга этой компании, данное событие надо рассматривать как положительное: "Мы приложили немало усилий для популяризации и повышения узнаваемости марки Hyperion в России, но
Oracle известна у нас гораздо шире. Слияние компаний приведет к более массовому спросу на продукты Hyperion, а внедрять и поддерживать их ЛАНИТ умеет на высоком уровне".
Вполне возможно, что в результате сделки будут внесены коррективы в политику продвижения продуктовой линейки Hyperion в России. Однако пока говорить об этом рано, так как с момента заключения сделки прошло еще слишком мало времени, отметили в компании ЛАНИТ.
Другие игроки российского рынка также ожидают изменений в схеме распространения продуктов Hyperion. "На российском рынке эту компанию представляет один эксклюзивный партнер. Принимая во внимание схему работы Oracle в нашей стране, можно ожидать изменений в продвижении данной системы за счет привлечения партнерского канала, - делится своими соображениями Сергей Карпуничев, управляющий директор практики информационно-аналитических систем компании Columbus IT Russia, партнера Cognos. - Реализация планов Oracle зависит от определения четкой стратегии по выводу на рынок единой системы. Создание платформы, объединяющей все лучшее из приобретенных Oracle программ, - задача очень трудная, и для ее решения потребуется несколько лет. Это доказывает опыт фирм Hperion и Business Objects, купивших в 2003 г. своих конкурентов - Brio и Crystal соответственно".