ИНТЕРВЬЮ

В последнее время компания Oracle превратилась из поставщика баз данных в производителя множества продуктов, большинство которых появилось в линейке корпорации благодаря приобретению других ИТ-фирм. В результате она значительно расширила свою долю на рынке и увеличила клиентскую базу. Но не приведет ли такая экспансия к распылению усилий и снижению эффективности бизнеса? Какая стратегия стоит за всеми многочисленными поглощениями и слияниями? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, мы обратились к Альфонсо ди Ианни, старшему вице-президенту Oracle по странам, вступающим в ЕС, и государствам СНГ. С ним беседует научный редактор PC Week/RE Елена Гореткина.

PC Week: Сообщения о том, что ваша компания покупает то одну, то другую ИТ-фирму, регулярно появляются в прессе. Какова цель этих приобретений?

Альфонсо ди Ианни: Мы стараемся упростить для своих заказчиков использование информационных технологий. Как правило, каждый клиент работает с продуктами трех-четырех поставщиков. Но когда возникает проблема, ему не всегда понятно, к кому обратиться. Если же за все продукты отвечает один-единственный вендор, то организациям гораздо легче решать свои проблемы. Действуя в этом направлении, мы за два с небольшим года купили более двадцати компаний, потратив на это миллиарды долларов.

Второе, что мы делаем для клиентов, - это создаем единый набор технологий, которые нужны для работы бизнес-приложений. Данное семейство называется Oracle Fusion Middleware. В него входят связующее ПО и другие инфраструктурные продукты, такие как системы бизнес-анализа, защиты, управления контентом (это одно из наших последних приобретений), порталы, средства разработки на языке Java и интеграции приложений.

Мы стараемся упростить для своих заказчиков использование информационных технологий.

С помощью Oracle Fusion Middleware заказчик может использовать общую платформу, вместо того чтобы создавать что-то свое для каждой системы. Избавив его от решения технических проблем, мы дадим ему возможность уделить основное внимание функциональным задачам.    

Альфонсо ди Ианни

 

     PC Week: Что в итоге выигрывает ваша компания, придерживаясь такой стратегии?

А. И.: Мы расширяем свою клиентскую базу. Например, банковская система нужна только банкам, но для них это приоритет номер один. Далеко не все заказчики покупают биллинговые системы, однако телекоммуникационным операторам они необходимы, чтобы получать плату с абонентов. Это показывает, что заказчики используют специализированные продукты, разработанные для своего сегмента. Увеличивая ассортимент таких систем, мы расширяем число их пользователей.

PC Week: Но ведь одновременно растет и количество продуктов, которые вам приходится поддерживать. Как продвигается интеграция ERP-систем, полученных Oracle в результате покупки других компаний?

А. И.: Все наши бизнес-приложения, такие как PeopleSoft, Oracle E-Business Suite, Siebel CRM, JD Edwards, Retek и другие, входят в семейство Fusion Applications. Сейчас это отдельные продукты. Но со временем все они будут использовать общую платформу Oracle Fusion Middleware и иметь единую архитектуру. Такой процесс будет проходить эволюционно. Первые результаты мы ожидаем в 2008-м, когда выйдут новые версии этих и других систем.

PC Week: В прошлом году вы анонсировали стратегию Applications Unlimited в области бизнес-приложений. На что она направлена?

А. И.: Эта программа означает, что заказчик может использовать имеющееся у него приложение сколь угодно долго, и мы будем его поддерживать. Конечно, в любой момент он может перейти на Fusion Applications, но если не хочет, то пусть и не делает этого. Мы предложили такую возможность, чтобы показать клиентам, что их не будут насильственно заставлять переходить на новые продукты.

PC Week: Не кажется ли вам, что поддержка всех версий приложений потребует значительных затрат?

А. И.: Дело в том, что мы больше не продаем старые версии приложений, и их использует лишь ограниченный круг заказчиков, которые ничего меняют - ни ПО, ни "железо". Если же они захотят обновить компьютер, то им придется перейти на новую версию операционной системы и новые бизнес-приложения.

PC Week: Сейчас Oracle вкладывает значительные средства в реализацию стратегии Fusion. А как развиваются ваши продажи? Какая у вас структура доходов?

А. И.: Самый большой вклад в наш оборот вносят базы данных, за ними следуют бизнес-приложения, а потом инфраструктурные продукты Oracle Fusion Middleware. Но именно последнее направление растет наиболее быстро. И это не связано с тем, что само семейство появилось недавно. Просто мировой рынок middleware сейчас находится на подъеме и, по нашему прогнозу, через три года сравняется по объему с рынком баз данных. Поэтому здесь огромный простор для роста.

PC Week: На последней конференции OracleWorld было объявлено о новой инициативе на рынке Linux. Как она продвигается?

А. И.: Мы поддерживаем Linux с нашей базой данных. Еще пять лет назад мы выпустили версию БД для Linux, а затем перенесли на эту ОС и все остальные продукты, включая приложения. Спрос на них большой, так как многие компании стараются сэкономить на оборудовании и операционных системах.

Но в области Open Source главное - поддержка. Теперь в рамках программы Unbreakable Linux мы поддерживаем не только нашу БД, но и Linux. Это значит, что если у заказчика есть проблемы, ему нужно обращаться только к нам, а не к поставщику Linux. Такой сервис стоит дешевле, чем при отдельной покупке услуг для базы данных и Linux. Однако мы не работаем с теми пользователями, которые не применяют нашу БД. Операционные системы - это не наш бизнес.

PC Week: Есть ли спрос на подобные услуги в России?

А. И.: Примерно 10% наших заказчиков используют Linux. По всему миру этот процент несколько выше. Но я думаю, что в вашей стране данный показатель еще вырастет. Просто в Восточной Европе спрос на Linux остается более низким, чем в Западной.

PC Week: В последнее время многие ведущие компании усилили внимание к развивающимся рынкам. Что предпринимает Oracle в данном направлении и как это отражается на деятельности в России?

А. И.: Мы будем продолжать инвестировать в российский рынок, так как видим, что Россия играет все более заметную роль в мировой экономике. Сейчас в московском офисе работает более 300 человек, но мы планируем расширить присутствие в СНГ, открыть новые офисы, увеличить штат.

Что касается инвестиций, то мы значительную их часть направляем на развитие в сегменте среднего и малого бизнеса. В минувшем году приняли двадцать сотрудников специально для работы с СМБ.

Мы вкладываем средства и в локализацию. Это подразумевает не только перевод интерфейса на русский язык, но и приведение продуктов в соответствие с местными стандартами, законодательством, системой финансового учета, налоговыми схемами, правилами безопасности.

PC Week: Какие, на ваш взгляд, происходят изменения в потребностях заказчиков в России и по всему СНГ? Отличаются ли они от запросов западных клиентов?

А. И.: Требования заказчиков растут. Сейчас они гораздо осторожнее тратят деньги на ИТ, чем раньше. Они хотят окупить вложенные средства, и чем скорее, тем лучше.

Дело в том, что ведущие российские компании выходят на мировой рынок. Например, некоторые начинают продавать акции на фондовой бирже. Им приходится конкурировать с западными игроками, которые уже много времени инвестируют ИТ, и потому "новички" не могут долго ждать отдачи. Такая тенденция появилась недавно, и связана она с глобализацией российской экономики.

Со своей стороны мы можем предложить заказчикам опыт, приобретенный в странах, которые уже прошли этап становления. У нас имеются передовые методики, успешные примеры внедрения наших продуктов.

PC Week: Oracle заявляла о намерении добиться лидерства на российском рынке ERP. Но судя по данным IDC, доля вашей компании сократилась с 22,8% в 2004-м до 21,7% в 2005-м. И она по-прежнему уступает SAP. Почему так происходит? Как вы оцениваете результаты в области ERP в России в 2006-м?

А. И.: Трудно оценивать тенденции по двум годам, так как одна крупная сделка может изменить всю картину. Нужен более длительный промежуток времени, не менее пяти лет. Наша стратегия на период с 2005-го по 2010-й - удвоить обороты по бизнес-приложениям в регионе ЕМЕА в целом. В России в последние годы рост оборотов по нашим бизнес-приложениям в процентах выражается двузначными числами, мы растем быстрее рынка. Что касается конкуренции с SAP, то для нас ситуация в вашей стране складывается даже лучше, чем в остальной Европе. Мы ожидаем, что по итогам "пятилетки" сегмент рынка, занятый нами, будет сопоставим с показателями этого ключевого конкурента. Здесь мы по рыночной доле быстро догоняем SAP, а в США уже обогнали.

PC Week: Вы уже упомянули об инвестициях в сегмент СМБ, который пару лет назад был назван одним из приоритетных для внедрения баз данных. Чего удалось добиться за это время?

А. И.: К этому сегменту мы относим компании с количеством сотрудников до тысячи и с годовым оборотом менее 50 млн. долл. Мы уверены, что этот рынок будет расти. Так, в прошлом году объем продаж наших технологических решений в секторе СМБ (базы данных и сервер приложений в редакции Standard Edition One) вырос на 75%, а баз данных в редакции Standard Edition One - на 90%. Небольшие компании часто используют нашу базу данных с местными приложениями, бухгалтерскими, складскими и т. д. Поэтому мы большое внимание уделяем независимым разработчикам приложений. Только за последний год их число выросло на 40% и превысило две сотни. В результате таких действий нам удалось привлечь новых клиентов. Например, судя по результатам прошлого года, я вижу, что 65% заказчиков из сектора СМБ раньше не использовали наши продукты. Многие из них - региональные компании.

PC Week: Каковы планы работы в России на этот год?

А. И.: У нас здесь три направления для роста. Во-первых, Oracle Fusion Middleware - мы собираемся удвоить число сотрудников, продвигающих это семейство. Во-вторых, в следующем финансовом году, который начнется 1 июня, мы планируем почти вдвое увеличить оборот по технологическим продуктам (БД, middleware и сервер приложений) в сегменте СМБ. И в-третьих, в наши намерения входит усиление присутствия в регионах. Мы хотим выбрать два-три ключевых региона, чтобы открыть представительства. Поддержка и развитие местных партнеров - это наш приоритет.

PC Week: Спасибо за беседу.