ИНТЕРВЬЮ
Максим Букин
В двадцатых числах апреля в России пройдет конкурс на выдачу трех федеральных лицензий на строительство сотовых сетей третьего поколения. От его результатов, без сомнения, будет зависеть развитие рынка связи в ближайшие годы. Об особенностях строительства подобных систем, о маркетинговых и технических планах крупных сотовых операторов, о ситуации с контент-сервисами с директором по техническому развитию "МегаФон-Москва" Игорем Акулининым и директором по развитию бизнеса этой компании Василием Кузичевым беседует научный редактор PC Week/RE Максим Букин.
PC Week: Технологические особенности сетей 3G в общем-то давно известны. Как будет осуществляться строительство сетей третьего поколения в условиях мегаполиса?
Игорь Акулинин: На данный момент неизвестно, кто получит лицензии на 3G. Мы говорим лишь о своей готовности к этому. Для нас строительство сети 3G - это не отдельный проект, он взаимосвязан с уже существующими сетями 2,5G. Нам нет необходимости создавать новую опорную транспортную и коммутационную сеть (возможно, потребуется умощнить существующую), но придется закупить новое ПО, базовые станции (далее - БС. - Прим. ред.) и контроллеры. Система биллинга остается прежней, просто она получает дополнительные модули для работы с новым сегментом сети. Строительство площадок для базовых станций может производиться как установкой оборудования 3G на существующие БС GSM, так и путем нового строительства. К слову, антенны для БС многие производители конструируют так, что они способны работать в диапазонах GSM и 3G одновременно, и мы их устанавливаем уже сейчас - пока для БС GSM.
Игорь Акулинин
Карта строительства сети будет определяться исходя из так называемых точек потребления трафика. Поскольку мы работаем в столице не первый год и сеть покрывает весь город, то уже знаем места, которые создают максимальное количество как голосового трафика, так и пакетного трафика передачи данных. Для нас было удивительно, что, к примеру, точки активного потребления EDGE мигрируют в зависимости от передвижения крупных корпоративных абонентов в тот или иной офисный центр в городе. Большое количество трафика передачи данных мы отмечаем в районе товарных рынков. И с голосовым трафиком все более-менее ясно - это крупные торговые центры, транспортные узлы (аэропорты и вокзалы), гостиницы. Будет экономически целесообразно проводить активный апгрейд БС рядом с Садовым кольцом и вдоль радиальных шоссе города - трафик возрастает во время автомобильных пробок. Безусловно, первые БС с поддержкой 3G будут включены и в самом центре столицы: рядом с Кремлем, федеральными министерствами, органами исполнительной власти. Фактически есть список географических и так называемых эвент-ориентированных (мест, испытывающих большой приток абонентов в зависимости от тех или иных мероприятий и праздников. - Прим. ред.) точек доступа, где БС будут инсталлироваться в первую или вторую очередь. В наших планах - тотальное по возможности покрытие города, хотя в ряд мест мы придем попозже: например, в метро - там хватит и сети 2,5G, которая есть сейчас.
PC Week: Как изменится качество сервиса передачи данных в новых сетях?
И. А.: Мы поддерживаем мнение остальных коллег по цеху, которые говорят, что без скоростной версии HSDPA, с помощью которой можно будет существенно увеличить скорость доступа в Интернет для мобильных пользователей, строительство сети 3G экономически и технически невыгодно. С текущей скорости в 100 кбит/с при использовании технологии EDGE мы планируем поднять ее в среднем до 1,5-2 Мбит/с - это не теоретические, а реальные показатели, которые вполне достижимы. Бесспорно, 3G-сеть позволит нам предоставлять сервисы передачи данных. Главное - убедить пользователей, что для доступа в Сеть он может использовать свой сотовый терминал, и это будет достаточно быстро.
Василий Кузичев
Василий Кузичев: Уже сейчас мы готовим пользователей к подобным услугам - в частности, благодаря проведенному в прошлом году расширению емкости сети и тотальному внедрению EDGE в столичном регионе мы смогли предложить пользователям ночной безлимитный доступ для передачи данных за 600 руб. в месяц. Безусловно, на этапе запуска доля новаторов, среди всех пользователей "продвинутых" (не голос, SMS и Wap) 3G-сервисов будет велика.
PC Week: Как будет решаться характерная для столицы проблема зашумленности частотного спектра из-за спецпотребителей (объектов Министерства обороны, силовых структур и т. д.), особенно в диапазоне 2,1 ГГц, где придется работать операторам сотовой связи?
И. А.: Ситуация будет непростой для любого оператора связи, который получит лицензию 3G. Оператору придется идти по двум параллельным направлениям. С одной стороны, плотно работать с государственными органами власти для адаптивного строительства сети (регулировать мощность БС, корректировать "подсветку" по секторам и т. д.), с другой - проводить дополнительные исследования радиочастотного спектра и вести переговоры о переводе того или иного спецпотребителя в другой диапазон. Работа крайне кропотливая и трудная, поскольку каждая подобная организация требует индивидуального подхода.
Что касается исследовательской работы в области спектра, то целесообразно сотрудничать с ведущими научно-исследовательскими институтами радио, которые будут привлекать в качестве субподрядчиков различные ведомственные НИИ, лучше осведомленные о загруженности радиочастотного спектра специальными потребителями.
PC Week: Какие события должны последовать за конкурсом, когда лицензии будут получены?
И. А.: Получив лицензию, любой оператор объявит тендер по выбору поставщика оборудования. Скорее всего тендер будет объявлен на федеральном уровне, и здесь возможны два варианта развития событий. С одной стороны, можно взять самое доступное по цене предложение от одного вендора (в настоящий момент серьезные позиции на рынке занимают такие компании, как Alcatel-Lucent, NEC, Nokia-Siemens, Huawei, Ericsson) и масштабировать его на всю сеть. А можно несколько компаний со взаимно совместимым оборудованием, каждой из которых "нарезаются" свои регионы для поставок оборудования. Далее производитель обеспечивает обучение технических специалистов оператора для оперативной технической поддержки, занимается сертификацией. Параллельно оператор монтирует дополнительные площадки для БС и занимается получением необходимого радиочастотного спектра, а его маркетинговые подразделения - разработкой бизнес-модели развития голосовых и дополнительных услуг.
PC Week: Что может стать основой бизнес-модели крупного оператора связи, внедряющего сеть 3G в российских мегаполисах?
В. К.: Согласно европейскому опыту, в сетях 3G доминантным является дешевый голосовой трафик внутри сети. Это бизнес, дающий высокий и стабильный доход, риски при ставке на него минимальны. Оптимистичный сценарий для любого оператора, на мой взгляд, когда абонент 3G-сети при росте среднего количества потребленных за месяц минут (показатель MOU) свой средний чек (показатель ARPU) увеличит всего на 5-10%.
Однако рынок необходимо воспитывать, чтобы каждый абонент стал говорить больше. Добиться значительных сдвигов в части "говорливости" абонентов задача очень тяжело выполнимая. Но достижимая...
Некоторое время назад так было с SMS - в отдельных российских регионах отправка коротких текстовых сообщений на протяжении нескольких лет была бесплатной. Но после введения платы пользователи не остановились, и уровень потребления там в разы выше среднего по рынку.
Время покажет, решится ли кто-нибудь из операторов идти по такой бизнес схеме. Экономический эффект от описанной акции будет отложенным, что приведет к падению нормы прибыли в текущий краткосрочный период.
Лицензии в России получат три оператора, и маловероятно, что все будут действовать одинаково.
PC Week: Как вы оцениваете вероятность снижения показателя MOU из-за того, что пользователи предпочтут VoIP для звонков? Скорость доступа им позволит это сделать, а в терминалы GSM/UMTS все больше вендоров встраивают VoIP-клиенты, да и коммуникационные программы типа Skype есть в версиях для Windows Mobile.
В. К.: Полагаю, что это не окажет значительного влияния. Объясню свою позицию: в настоящий момент, при наличии большого количества коммуникационных программ, их инсталляция и особенно настройка для совершения вызова сложны для обычных пользователей - это еще не сервис, образно говоря, "одной кнопки". Проникновение таких сервисов в среду абонентов сотовых сетей - менее 10%, таким же оно будет и в сети 3G. Я надеюсь, что выработанные годами привычки абонентов удержат их от использования не проработанных инновационных решений в этой области. Да и вендоры пока не особенно стремятся упростить эту технологию.
PC Week: Еще один постоянный и весьма выгодный для операторов сетей 2-2,5G сервис - это SMS. Не "перебьют" ли его показатели многофункциональные IMS-клиенты, похожие на интернет-пейджеры, которые производители готовы инсталлировать и в сотовые терминалы, и в бытовую технику? Ведь данные они будут передавать по IP-протоколу, чей трафик дешевле тарификации коротких текстовых сообщений.
В. К.: Как показывает практика, SMS-трафик прогнозируем. По нашему бизнес-кейсу этот показатель в расчете на одного абонента будет оставаться на прежнем уровне или незначительно снижаться в следующие пять лет. Новые абоненты значительно меньше потребляют SMS. Но не надо забывать про так называемых "железных абонентов", чье количество растет. "Железные абоненты" - это автоматические устройства, которые используют SMS в качестве транспорта для собственных нужд, - оповещения о проблемах, уведомления в интернет-банках о поступлении денег и т. д. Крупные ИТ-компании используют транспортный протокол SMS в качестве отраслевого стандарта передачи системной информации, и маловероятно, что в ближайшее время они будут менять его на передачу данных, скажем, по HSDPA. Это удел более адаптивных, но небольших компаний.
По IMS ситуация аналогична той, что складывается с VoIP. Пока в меню телефона не появится IMS-клиент в таком же виде, какой сейчас имеет SMS, говорить о вытеснении последней сложно. Большинство абонентов склонно использовать известные им сервисы, пусть не самые современные и дешевые, но уже ставшие привычными. Поэтому в обозримом будущем значимых изменений не произойдет.
PC Week: Какие еще услуги могут стать движущими cилами развития 3G в России?
И. А.: После голосового трафика наиболее значимым является скоростной доступ в Интернет. Пользователи будут переходить на доступ "по воздуху" как с помощью PCMCIA и Express-карт, так и через USB-модемы. Причем устройства скорее всего будут "гибридными" - поддерживающими протоколы EDGE/HSDPA для работы и в GSM-сети, и в UMTS. Сначала это будет только "чистый" доступ в сеть (загрузка сайтов, электронная почта), затем придет черед видеотелефонии и, быть может, мобильного ТВ.
В. К.: Надо отметить, что с мобильным ТВ особая ситуация - для сервиса не хватает контента.
В портфеле услуг "МегаФон-Москва" мобильное ТВ по GPRS/EDGE существует с 2004 г. Данное обстоятельство позволяет нам довольно точно прогнозировать спрос на аналогичные сервисы в сетях 3G.
По нашей оценке, скорости HSDPA хватит для того, чтобы прогнать этот ТВ-трафик внутри базовой сети.
PC Week: А что можно сказать о ситуации с контентом для сетей 3G?
В. К.: Пока ситуация печальна. Контента явно мало, и тому есть две причины. С одной стороны, никто из контент-производителей толком не знает, что именно нужно пользователю. Крупные телеканалы и медиахолдинги весьма медленно реагируют на этот рынок, предпочитая создавать уже известные форматы ТВ-шоу или сериалов - но только не для мобильных телефонов. С другой стороны, контент-провайдеры продолжают торговать только уже существующими медиаэлементами. Оператору в данном случае, наверное, выгодно будет создать либо собственное производство, либо дочернюю компанию, которая сможет активно доносить его позицию до производителей и закупать наиболее интересные образцы готовой продукции.
PC Week: Спасибо за беседу.