ОБЗОРЫ
В последние месяцы высшие руководители страны заговорили о так называемом цифровом неравенстве. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов назвал задачу его ликвидации одной из важнейших для Мининформсвязи. Он заявил, что "налицо цифровое неравенство россиян - в глубинке большинство не имеет телефона, не говоря уже об Интернете", призвал внедрять новые ИТ с учетом платежеспособности граждан и отметил необходимость разъяснения новых возможностей, открывающихся перед людьми. Его поддержал первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов - он рассчитывает, что связисты к 2015 г. организуют доступ в Интернет в каждом населенном пункте страны. "Человек должен иметь возможность, не выходя из дома, получать по Интернету справку из ДЭЗа, паспортного стола, вступить в контакт с органами МВД, поликлиникой, собесом, сберкассой, диспетчером ЖЭКа, заказать билеты на транспорт и тому подобное, - сказал он. - Государство обязано обеспечить предоставление всех этих услуг населению".
Бороться с неравенством надо осторожно
Впервые термин "цифровое неравенство" (digital divide) был официально упомянут в отчете 1995 г., подготовленном американской администрацией по телекоммуникациям и информации NTIA. На международном уровне он прозвучал в 1996 г., когда Международный союз экономистов предложил проект "Право на связь", подразумевающий организацию доступа к информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) всех граждан в развивающихся странах. Через год цифровое неравенство анализировалось в ООН в ходе ежегодного обсуждения программы развития стран третьего мира. Современное понятие цифрового неравенства было сформулировано на Всемирном саммите по вопросам информационного сообщества, прошедшем в 2003 г. в Женеве. Под ним понимают неравный доступ граждан к ИКТ.
Современные ИТ, телефонная связь и доступ в Интернет сами по себе особой пользы не несут, этот факт борцы с цифровым неравенством заметили довольно давно. Недаром и наши чиновники отмечают необходимость не только внедрения ИКТ, но и разъяснения их возможностей. Главное в ликвидации подобной разобщенности - не столько предоставление доступа к ИКТ, сколько обеспечение способности получить социальные выгоды от их использования. Пока же переход к передовым технологиям чаще стимулируется высоким доходом человека, что еще больше повышает эффективность труда среднего класса. Но бедным и малоимущим слоям населения доступ к ИКТ не дает социальных преимуществ, так как у них нет возможности обратить новые технологические достижения в финансовые. Подчас весьма низким оказывается и качество самого доступа - в коллективных центрах работать не всегда удобно и комфортно, пользователям не хватает специальных знаний и т. д. Как отметил г-н Миронов, даже качеством базовых услуг связи удовлетворены сегодня лишь 14% наших сограждан.
Достоверное различие между пользователями ИКТ фиксируется не только по уровню дохода. Например, 85% англичан старше 65 лет вообще не посещают Интернет, а среди регулярных пользователей Сети лиц с высшим образованием в 4 раза больше, нежели менее образованных сограждан. Правда, в некоторых странах, и Россия не исключение, уровень дохода далеко не всегда напрямую зависит от образованности.
ИКТ, бесконтрольно проникающие в сельские районы развивающихся стран, нередко дают негативный эффект. Например, после массового внедрения интернет-киосков в Камбодже многие школьники начали регулярно прогуливать занятия и тратить время на игры, в том числе азартные. А власти Китая намерены присвоить каждому любителю онлайновых игр индивидуальный номер и выделять ограниченный лимит времени на подобные развлечения. Причиной такого решения назван рост числа шизофреников - его связывают с излишне глубоким погружением в виртуальную реальность. Нередки случаи, когда люди расходуют последние деньги на онлайновые мультимедийные развлечения и под влиянием специфической интернет-культуры переезжают в город, хотя основа технологического роста в Китае и Индии закладывается как раз за пределами городов, в сельской местности.
Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц полагает, что растущее по всему миру разделение на богатых и бедных как раз стимулируется массовым внедрением ИКТ - по причине неспособности малоимущих слоев получить социальные выгоды от ИТ. Именно поэтому важна и глобальная ликвидация цифрового неравенства. С другой стороны, пассивное отношение к данной проблеме провоцирует терроризм, главным в борьбе с которым считаются усилия по уменьшению социальной изоляции людей, которых злоумышленники вербуют в слаборазвитых районах. Так, в Ирландии террористические акты почти полностью прекратились в середине 1990-х, когда практически все население страны получило в распоряжение доступные средства мобильного взаимодействия.
Альянс инвесторов против цифрового неравенства
Эксперты полагают, что важно повышать мотивацию к образованию и изучению выгод ИКТ у тех, кто может это сделать, но не хочет, - и помогать тем, кто хочет овладеть современными технологиями, но не может из-за нехватки знаний. Многочисленные исследования доказывают, что способность получать социальные выгоды от ИКТ сильнее всего зависит от уровня грамотности, причем не столько от базовых навыков чтения и письма, сколько от хорошей всесторонней подготовки в рамках средней школы. Такая подготовка развивает память, способность к абстрактному мышлению и логике, которые весьма желательны при работе с ИКТ. Но с учетом слабой подготовки учителей по информатике перспективной выглядит идея массового распространения всевозможных обучающих программ и электронных учебников. Конечно, более верное направление - использование бумажной учебной литературы, но из-за специфики распространения книжные компьютерные издательства ограничиваются мизерными тиражами в 2000-5000 экземпляров, и в глубинке сегодня гораздо проще скачать книгу или программу по Сети, нежели приобрести нужное полиграфическое издание.
Россияне получат доступ к ЖЭКу, поликлинике и сберкассе через Интернет. |
Современные взгляды на проблему цифрового неравенства представляет проект DigitalDivide.org. Он организован специалистами Вашингтонского университета, а проекты, развиваемые в его рамках, поддерживаются японским агентством международного сотрудничества JICA, Массачусетским технологическим институтом, университетом Гарварда, институтом политических исследований Сингапура и индийской промышленно-финансовой корпорацией IFCI. Они регулярно проводят семинары для финансовых структур по борьбе с цифровым неравенством, обобщают опыт выполняемых в этой сфере проектов и разрабатывают конкретные способы преодоления информационной разобщенности. Эти способы в ближайшее время будут отрабатываться в крупном масштабе - в Индонезии, где из 250 млн. жителей лишь 0,3% людей имеют широкополосный доступ в Интернет. В июле 2007 г. стартует инициатива "Альянс инвесторов против цифрового неравенства", которая подразумевает массовые вложения в ИКТ Индонезии. Ожидается, что уже к 2012 г. количество индонезийцев, подключенных к Сети по быстрому каналу, возрастет до 20% от всего населения. Эта страна выбрана потому, что в ней проживает большое число людей с невысоким доходом, а меры по борьбе с цифровым неравенством дают максимальный эффект в развивающихся странах - бедные государства пока не способны эффективно развивать ИКТ-инфраструктуру, а в богатых странах возникают побочные эффекты наподобие бума доткомов. На июль 2007 г. в таиландском Бангкоке при поддержке правительства страны и ООН запланировано еще одно мероприятие схожей направленности по теме "Как ИКТ могут делать людей счастливее". К нему, в частности, привлекаются нейрофизиологи, изучающие состояние счастья (активность определенных областей мозга) и способы влияния на него современных достижений ИТ.
От конфликтов к партнерству
До 2002 г. многие исследователи проблемы цифрового неравенства полагали, что ни правительства, ни бизнес-структуры пока не способны ее полностью решить. Однако после массового проникновения беспроводных технологий в бедные и изолированные слои населения ряда азиатских стран число мобильных телефонов (1,4 млрд.) быстро превысило число стационарных (1,3 млрд.) и стали ясны возможные направления приложения усилий. Отметим, что подобные критические пороги переходит и наша страна - в прошлом году число широкополосных подключений к Сети превысило число подключений по коммутируемым линиям. При этом основные темпы роста широкополосного Интернета приходятся уже на регионы, а не на два центральных российских города.
Главный принцип борьбы с цифровым неравенством - согласованные действия государства и частного сектора. |
Главный принцип борьбы с цифровым неравенством - согласованные действия государства и частного сектора. Бизнес интересуется прежде всего скорейшим возвратом инвестиций, ориентируясь на средний класс и предоставление всевозможных дополнительных услуг. Увеличение же числа "дешевых" пользователей лишь создает дополнительные технические проблемы, поэтому в борьбе с цифровым неравенством государство должно целенаправленно заниматься регулированием телекоммуникационного сектора. В то же время официальные власти не смогут справиться с проблемой только своими силами, без помощи бизнеса. В такой ситуации на первых порах обычно возникает конфликт - частные телекоммуникационные фирмы требуют, чтобы государство активнее инвестировало средства в развитие связной инфраструктуры, а государство желает, чтобы бизнес продвигал массовые услуги для бедных. Реальные возможности для ликвидации цифрового неравенства возникают, когда высшие чиновники и корпоративные топ-менеджеры приходят к соглашению и начинают действовать сообща. Так, в частности, случилось в Бразилии и Индии.
В разных странах неоднократно предпринимались попытки решить данную проблему только на государственном уровне. В ходе обсуждения идеи создания единого международного суперфонда для преодоления информационного неравенства Япония, например, готова была инвестировать в него до 15 млрд. долл. Однако пока в мире нет организации, способной эффективно и целенаправленно справляться с цифровым неравенством и осваивать такие ресурсы. Да и неясен бюджет, требуемый для подобной задачи. Не дает прямого эффекта либерализация телекоммуникационного рынка, его полная открытость для иностранных компаний. Успехи Индии в борьбе с цифровым неравенством эксперты связывают прежде всего с партнерством государства и крупных национальных операторов.
Стратегия борьбы с цифровым неравенством
В общем случае задача сводится к построению национальных экосистем, которые поставят конечным пользователям (бедным и малообеспеченным слоям населения) комплексное решение по выходу из состояния бедности. Этот путь также приведет и к улучшению глобальной экономики - платежеспособность 1 млрд. представителей среднего класса почти исчерпана, а доступ к рынкам малообеспеченных людей возможен прежде всего посредством ИКТ. От повсеместного внедрения мобильных ИКТ выигрывают все сектора экономики. Для этого государство должно привлекать крупные коммерческие структуры к единой программе по обучению использованию ИКТ для получения социальных выгод. В частности, специалисты предлагают:
- шире внедрять сетевые инфраструктуры;
- реструктурировать телекоммуникационный сектор;
- стимулировать проникновение бизнеса в глубинку;
- поддерживать неформальные пути развития экономики посредством мобильных технологий;
- организовывать новые каналы сбыта в обход "серых" и криминализированных рынков;
- помогать крупным ИКТ-компаниям, которые предлагают решения, противодействующие бюрократии и коррумпированным чиновникам (например, путем повышения прозрачности их работы). Недаром многие чиновники в штыки восприняли идею Минэкономразвития об организации видеонаблюдения в служебных помещениях, где проходят контакты с предпринимателями.
Привлекательно направление ИТ-аутсорсинга. Винод Хосла, соучредитель Sun и один из ведущих инвесторов Кремниевой долины, полагает, что рынок услуг аутсорсинга в следующем десятилетии составит триллионы долларов и станет самым быстрорастущим сектором мировой экономики. Например, бизнес индийских call-центров, в которых трудятся 1,3 млн. человек, привел к серьезным социальным изменениям. Доход начинающего сотрудника здесь нередко выше зарплаты профессионалов других специальностей, при этом работодатели call-центров ищут кандидатов на десятки тысяч незанятых рабочих мест, приглашая людей даже из-за рубежа. Преимущество аутсорсинга и в том, что трудящиеся получают ИТ-навыки, которые нередко реализуются в сфере малого бизнеса на месте проживания.
Во всех этих процессах важна роль государства как пользователя ИКТ, которое через проекты э-правительства стимулирует развитие инфраструктуры, создает новые рабочие места, подразумевающие обучение и последующий рост ИТ-квалификации, вырабатывает механизмы самопомощи для бедных и формирует перечень важных услуг для слаборазвитых регионов и малоимущих слоев населения. Такие услуги должны поставляться в мобильном цифровом виде.
Связующим звеном между правительством и глубинкой может выступить агробизнес. Так, в Индии успешно реализуется проект e-Choupal по организации фермеров в кооперативные хозяйства. Для этого в сельских районах страны возводятся 100 тыс. интернет-киосков (бюджет проекта составил 1,2 млрд. долл.), а к 2008 г. один центр общего доступа будет приходиться не более чем на шесть индийских деревень. Фермеры получают прямой доступ к интернет-системе рекомендаций и справок по ведению хозяйства, а главное, могут пользоваться электронными режимами закупок и продаж, контактируя с покупателями напрямую, увеличивая отпускную цену и приобретая нужные товары за меньшую стоимость, в обход старых коррумпированных каналов сбыта.
Частным компаниям следует активнее заниматься инвестированием в ИКТ-проекты для бедных. Международные корпорации обвиняют (и нередко справедливо) в погоне за прибылью, когда они строят заводы по производству высокотехнологичной продукции в слаборазвитых странах, однако президенты таких компаний далеко не всегда действуют только из соображений доходности. В немалом числе случаев ими движут гораздо более благородные стремления. Эксперты называют ряд отраслей, инвестирование средств крупных коммерческих компаний в которые наиболее эффективно с точки зрения борьбы с цифровым неравенством. Это: э-правительство, э-обучение, э-медицина, поддержка малого и среднего бизнеса, информатизация сельского хозяйства, организация розничных продаж и продвижение банковских услуг для малоимущих через мобильные системы и Интернет.
Большинство специалистов по борьбе с цифровым неравенством полагают, что одна из главных задач - мотивировать людей на обучение использованию ИКТ для получения социальных выгод. Само обучение желательно начинать уже в школе, а государство и бизнес должны совместными усилиями вырабатывать заинтересованность граждан в изучении передовых технологий. В задачах улучшения уровня жизни и качества образования ИКТ выступают пусть и не универсальным решением, но как минимум эффективным катализатором.
По оценкам Мининформсвязи, за 2006 г. число пользователей Интернета в России возросло на 3 млн. и достигло 25 млн. человек. Кроме того, на 1 апреля к Сети по широкополосному каналу удалось подключить 54% российских школ, и уже к сентябрю их число возрастет до 90%. Эти цифры выглядят довольно оптимистическими, но про какие-то глобальные усилия по реализации онлайнового доступа к ДЭЗам и собесам и пропаганде изучения ИКТ в целях борьбы с цифровым неравенством пока ничего не известно. Согласно стратегии Мининформсвязи, устранение этого неравенства будет происходить на основе развития телекоммуникационной инфраструктуры, хотя международные эксперты делают акцент в первую очередь на обучении людей способности извлекать социальные выгоды из мобильных ИТ-решений. Недаром Минэкономразвития в начале апреля назвало провальной программу по сокращению различий в социально-экономическом положении регионов.
Но тем не менее создаваемая общенациональная сетевая инфраструктура никуда не денется, и после ее развертывания реализовывать массовые проекты по ИТ-обучению будет гораздо легче.