УСЛУГИ

"Евросеть" (www.euroset.ru), одна из крупнейших розничных компаний России и стран СНГ, в конце марта объявила о запуске в коммерческую эксплуатацию своего виртуального оператора (MVNO - Mobile Virtual Network Operator). Ее партнером, инфраструктуру которого (базовые станции, коммутаторы, базовую сеть, биллинговую систему) она будет использовать, выступает оператор сотовой связи СМАРТС (www. smarts.ru). На начальном этапе MVNO будет предоставлять услуги абонентам в пяти регионах Приволжского ФО, а до конца месяца услуги нового оператора станут доступны в Саратовской и Ульяновской областях, а также в Башкирии и Мордовии.

Специфика развития

Виртуальные операторы существуют в нашей стране уже несколько лет - в основном они сосредоточены на продаже безлимитных ТП на базе какого-либо оператора связи, у которого покупают большое количество трафика по невысоким ценам и продают подороже. В общем, классический вариант перепродажи без создания какой-либо добавочной стоимости. Однако этому постепенно приходит конец - больше развивать только данное направление продажи голосовых услуг не получится, таких потребителей-абонентов не слишком много.

По признанию президента "Евросети" Эльдара Разроева (к слову, бывшего коммерческого директора компании "МегаФон-Москва"), не понаслышке знакомого с проблемами виртуальных операторов (в столице у "МегаФона" несколько подобных проектов с "Центральным телеграфом" и "Матриксом"), создание MVNO для розничной фирмы, основным бизнесом которой остается продажа сотовых трубок и аксессуаров, - это своего рода start-up. "С одной стороны, - отмечает г-н Разроев, - нам важно, чтобы базовый оператор (СМАРТС. - Прим. ред.) был доволен и не испытывал перегрузки от наших абонентов. Мининформсвязи РФ уже два года находится в стадии размышления о том, можно ли окончательно разрешать деятельность виртуальных операторов или нет, и мы хотим продемонстрировать ему положительный опыт подобного сотрудничества. С другой стороны, в ближайшие один-два квартала мы не будем форсировать подключение абонентов; главное - сейчас обкатать новую технологию и снять все возможные шероховатости, которые могут расстроить наших клиентов. Только после того как все бизнес-процессы подобного проекта будут отлажены, мы дадим зеленый свет массированной рекламе".

Надо отметить, что подобный шаг в преддверии внедрения в России сетей 3G - вполне закономерен. Дело в том, что при строительстве сетей третьего поколения по всей стране федеральные операторы МТС, "МегаФон" и "ВымпелКом" вполне могут столкнуться с ситуацией, когда получить быстрый финансовый результат от своих вложений они смогут, только пустив в свои сети проекты MVNO, которые сосредоточатся на предоставлении пользователям пакетов контент-сервисов. Однако в настоящее время эти компании пока довольно энергично отказываются от такой идеи - к примеру, Александр Изосимов, генеральный директор ОАО "ВымпелКом", считает, что в мире нет большого количества успешных сетей такого рода.

С его выводами смыкается мнение аналитиков Pyramid Research, которые отмечают, что этот сегмент связи не настолько привлекателен в финансовом плане, как может показаться: большинство операторов MVNO либо терпят убытки, либо вообще находятся на грани разорения. Правда, к примеру Virgin Mobile UK, одна из первых компаний MVNO, прибыль приносит, но тут необходимо сказать, что она начала работать аж в 1999 г. Еще один успешный пример - компания Tracfone, действующая на рынке сотовой связи США уже несколько лет, но и ее показатель рентабельности составляет не более 10-15% (для сравнения: у "традиционных" операторов связи он не падает обычно ниже 50%).

Пакетное предложение от “Евросети” -

справочник абонента, SIM-карта и папка

с документацией

Однако, считают аналитики "Евросети", вариант развития все-таки существует. Компания нацелена на создание многофункционального оператора, ориентированного больше на контент и специфические группы потребителей; возможно, что, организуя продажу дотационных телефонов, она рассчитывает на "привязку" целевой аудитории именно к своему проекту. В абсолютных цифрах, конечно, сравнить подобную абонентскую базу с численностью мало-мальски значимого оператора сотовой связи в России будет сложно (на первом этапе это будут тысячи или десятки тысяч человек), но, как показывает опыт небольшой абонентской базы "Скай Линка" (который виртуальным оператором не является), высокий средний доход от каждого абонента (ARPU) в сетях сотовой связи вполне достижим за счет грамотного позиционирования оператора. Согласно мировой практике, ARPU у MVNO значительно выше, чем в сетях базовых операторов (примерно на уровне столиц регионов, где уровень жизни выше. - Прим. ред.), поэтому такие компании смогут создавать положительные финансовые потоки в сетях 3G за счет адресной работы с различными целевыми аудиториями. Тогда индекс инноваций может достигать 60-70%, а в целом бизнес окажется более рентабельным. Ведь "виртуалам" не приходится "отбивать" вложения в дорогостоящую инфраструктуру. В любом случае в нашей стране развивать этот вид бизнеса можно только как дополнительный - слишком уж российский рынок непредсказуем.

Не секрет, что для хорошей работы "виртуала" у базового оператора должен быть некоторый избыток емкости сети. По информации Игоря Наливайко, директора коммерческого департамента компании СМАРТС, такие "излишки" имеются: к примеру, в Самаре мощности оператора загружены только на 60%, в Татарстане, Башкирии, Свердловской области - не более чем на 50%, в Астрахани и Пензе побольше - на 80-90%. Однако, по мнению г-на Наливайко, есть техническая возможность привлечь еще до 100 тыс. абонентов.

К слову, одна из интересных особенностей MVNO от "Евросети", отличающая проект от всех ему подобных, - наличие собственной сети магазинов, консультанты которых будут заниматься просвещением пользователей (такого сервиса так не хватает операторам связи любого масштаба, включая "федералов"). Для увеличения потребления контент-сервисов все продаваемые телефоны будут "кастомизированы" (ранее подобную попытку предпринимали в торговой сети "Связной", но на ограниченном модельном ряде терминалов) - еще на заводах вендоры будут добавлять туда специальную программу, с помощью которой пользователи смогут получить доступ к WAP-порталу оператора и каталогу контента. Причем все параметры WAP-, MMS- и GPRS-соединений будут установлены по умолчанию для всех операторов России и стран СНГ. Одной из первых сотрудничать с "Евросетью" начала Motorola - всем вендорам, которые согласятся на такие условия, торговая сеть обещает совместные программы увеличения продаж.

Стать абонентом виртуального оператора уже сейчас могут посетители салонов "Евросети" в Самарской области, а впоследствии в Саратовской, Ульяновской областях, Башкортостане и Мордовии. Подключение осуществляется на три тарифных плана по ценам, которые отражают средние предложения по рынку, - заниматься демпингом "Евросеть" не собирается, в локальном режиме это было бы слишком затратно. В ТП "Оптимальный" установлены единая стоимость минуты (1,95 руб.) на все исходящие вызовы в пределах региона, а также низкая цена на SMS-сообщение (0,45 руб.). В тарифном плане "Золотая середина" после 3 мин исходящего трафика в день стоимость минуты исходящего вызова на телефоны "Евросети" и СМАРТСа в домашнем регионе сокращается с 1,40 до 0,95 руб. В тарифном плане "Деловой" в абонентскую плату включены 100 бесплатных минут исходящего трафика, а кроме того, он предусматривает низкую стоимость минуты исходящего вызова на телефоны "Евросети" и СМАРТСа в домашнем регионе в размере 0,95 руб. Во всех тарифных планах "Евросети" установлены единые цены на междугородную (5,5 руб.) и международную (19,5 руб.) связь.

Глобальный тест

Перед тем как запустить услугу в коммерческую эксплуатацию, специалисты проводят целый ряд испытаний. Компания должна быть уверена, что система выдержит нагрузку и все будет работать без сбоев. Тестирование обычно проводится в сети базового оператора, который предоставляет для этого свою инфраструктуру. А будущий виртуальный оператор занимается подготовкой центра коммутаций и производством SIM-карт. Именно таким путем пошли "Евросеть" и СМАРТС.

Программа испытаний была разработана федеральным государственным унитарным предприятием ЛОНИИС. Процесс проходил в 2006 г. в два этапа - сначала проверялась корректность работы всех узлов будущей "надстройки" виртуального оператора. Немалое внимание уделяли и системам базового оператора - отслеживали работу каналов связи, их способность грамотно распознавать SIM-карты, возможности биллинга ("Евросеть" использует систему от "Формулы-Телеком") и т. д. Потом наступил черед нагрузочных испытаний. С помощью специального оборудования проверяли выстроенную сеть на прочность. К примеру, для проверки на "стрессоустойчивость" "Евросеть" и СМАРТС использовали устройство, генерирующее такую нагрузку, какую могут создать 100 тыс. активных абонентов. Что касается проблем в процессе тестирования, то, как заверяют представители "Евросети", в основном они были связаны с настройкой оборудования, маршрутизацией вызовов, взаимодействием с сервисными платформами и т. п. То есть, как правило, это проблемы настройки и установки, которые решаются до вывода сети в коммерческую эксплуатацию. Никаких особых, специфических трудностей, связанных с реализацией MVNO, как утверждается, выявлено не было.

Тестирование проводилось в условиях, максимально приближенных к реальности, - виртуальная сеть испытывалась на сотрудниках самарского филиала "Евросети". Они получили доступ ко всем сервисам, в том числе и к приему/передаче SMS, USSD, GPRS и WAP. Мобильный контент предоставлялся собственным контент-агрегатором ЗАО "Электросвязь", входящим в группу компаний "Евросеть". Во время тестирования абоненты могли совершенно бесплатно закачивать картинки и мелодии, правда, только из ограниченного каталога.

В настоящий момент "Евросеть" ориентируется на узкий круг потребителей конкретного региона - помимо местных новостей и прогноза погоды абоненты могут получать расписание телепередач местных каналов, информацию о скидках и распродажах в магазинах. Однако отдельная проблема, которую в "Евросети" пока обходят стороной, - расширение предоставляемого абонентам контента. Дело в том, что компания на сегодняшний день не может предложить пользователям какие-либо интересные проекты (к примеру, многопользовательские игры, мобильное ТВ; к тому же достаточно дорогим будет обмен видеороликами по сотовым сетям), сейчас речь идет только об увеличении потребления классических медиаэлементов (локальные игры, мелодии вызовов, картинки и т. д.) на уже имеющейся абонентской базе.