ВЫСТАВКИ

С 12 по 15 апреля в Москве проходила 7-я международная выставка "Фотофорум-2007", участие в которой - по информации организаторов - приняли более 350 компаний, специализирующихся на производстве и дистрибуции фото- и видеоаппаратуры и сопутствующих товаров, а также на предоставлении разного рода фотоуслуг.

Хотя устроители называют "Фотофорум" выставкой для любителей и профессионалов, он с каждым годом все больше походит на карнавал и все меньше напоминает деловое мероприятие.

В настоящее время цифровая фототехника действительно является товаром массового спроса. При этом в функциональном плане изделия разных производителей уже не очень сильно отличаются друг от друга (естественно, если речь идет о продукции одного класса), тем более что каких-то революционных прорывов на технологическом фронте цифровое фото в последние годы не демонстрировало. Понятно, что в таких условиях поставщики стараются завладеть вниманием рядового потребителя с помощью внешних эффектов, причем тоже, как правило, не блещущих оригинальностью. В этом деле роль приманки для посетителей нередко отводилась моделеобразным девушкам, которые не выделялись излишней чопорностью в одежде и манерах поведения и охотно позировали перед объективами фотолюбителей, собиравшихся у выставочных стендов.

“Фотофорум” - праздник для любителей и профессионалов

Небольшими островками в море ярмарочного веселья были конференц-залы, где проходили презентации оборудования и семинары по фото- и видеосъемке, обработке и печати изображений. А в день открытия выставки там же состоялся традиционный круглый стол, где представители крупнейших компаний-производителей обсудили актуальные вопросы развития мировой и отечественной фотоиндустрии.

По данным Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), названным в рамках круглого стола ее президентом Александром Онищуком, объем отечественного рынка фотокамер в прошлом году достиг 3,5 млн. штук, или 1,2 млрд. долл. в денежном выражении; для видеокамер соответствующие показатели составили 700 тыс. изделий и 375 млн. долл. При этом объем объединенного фотовидеорынка по отношению к 2005 г. вырос на 40%. Как подчеркнул г-н Онищук, итоги 2006-го позволили констатировать окончательную победу цифрового формата.

В 2006 г. наша страна представляла собой четвертый по величине в Европе рынок цифровых фотоаппаратов. Тем не менее до его насыщения пока далеко: как сообщил региональный менеджер по продажам фототехники компании Pentax Андреас Миддеке, степень проникновения этой продукции в Россию еще весьма невелика - всего 9%.

В настоящее время рынок цифровых фотокамер делится на две части - любительских и профессиональных аппаратов. В сегменте устройств для непрофессионалов ведущими поставщиками, по информации РАТЭК, являются Sony (22% совокупного объема продаж в России в штуках), Canon (22%), Olympus (12%), Nikon (9%), Panasonic (9%), Casio (7%), Samsung (6%). В сегменте профессиональных камер лидеры распределились следующим образом: Canon (52%), Nikon (17%), Sony (10%), Olympus (7%), Pentax (5%).

Говоря о тенденциях развития отрасли, участники круглого стола единодушно отметили стирание границ между профессиональным и любительским сегментами фоторынка: устройства, нацеленные на массового пользователя, обзаводятся функциями, которые прежде были свойственны аппаратам для профессионалов (например, творческими режимами съемки), и наоборот. Примером обратного движения может служить, в частности, появление в профессиональных камерах возможностей видеосъемки. Есть резервы и в совершенствовании профессиональных цифровых аппаратов - например, производители стремятся снизить уровень шумов при съемке с высокой чувствительностью.

Самым массовым на отечественном фоторынке остается сегмент компактных камер, совершенствование которых идет в направлении расширения функциональности (за счет использования более производительных процессоров для обработки изображений, более мощных объективов, систем стабилизации) и миниатюризации. Но более динамично развивается сегмент зеркальных цифровых камер (SLR), следуя в русле общемировых тенденций: по информации компании Olympus, прирост данного сегмента на европейском рынке в прошлом году составил 30%, а в отдельных странах Старого Света даже превысил 50%.

Производители, имеющие в своем портфеле зеркальные цифровые камеры, и в частности компания Sony, стремятся "переключить" любительский рынок с компактных камер на более профессиональные. Как отметил директор управления маркетинга продукции Sony Том Хамагути, с этой целью его компания, например, работает над тем, чтобы сделать зеркальные камеры более понятными в использовании для непрофессионалов и более доступными в ценовом плане.

Существенное отличие цифровых любительских фотокамер от продукции профессионального назначения отметил руководитель направления потребительской электроники московского представительства фирмы Casio Europe Игорь Глущенко: "Для любителя важно получить хороший кадр без дополнительной обработки".

Любопытно, что владельцы зеркальных цифровых камер, в свою очередь, нередко посматривают в сторону компактных фотоаппаратов, приобретая их в качестве дополнительных устройств для повседневных нужд.

В соответствии с прогнозами экспертов, размер российского рынка цифровых фотокамер в нынешнем году увеличится на 30-40%. В ближайшие годы наша страна будет оставаться одним из наиболее динамично растущих фоторынков в мире, и в 2010 г. его объем достигнет 6 млн. цифровых устройств.

Версия для печати