АНАЛИТИКА
Рынок интернет-хостинга в России, похоже, переживает "золотой век", чему прежде всего способствует расширение использования Интернета компаниями самой разной величины для взаимодействия с клиентами, партнерами и удаленными филиалами. При этом все больше организаций предпочитают иметь для этих целей выделенный сервер, которым можно управлять самостоятельно в дистанционном режиме. Реализуется такая возможность двумя способами: через размещение сервера абонента в датацентре провайдера (collocation-хостинг) либо через сдачу принадлежащего провайдеру и администрируемого им сервера абоненту в аренду (dedicated-хостинг).
Интересные данные в этой области были получены в результате опроса, который организовали сотрудники телекоммуникационной компании "Караван". Участие в нем приняли более 1,5 тыс. респондентов из России.
Распределение предпочтений пользователей
услуг dedicated- и collocation-хостинга
Аренда сервера у провайдера или установка на его площадке собственного оборудования различаются по сути только суммами разовых и периодических платежей. При collocation-хостинге требуются значительные инвестиции в оборудование, но стоимость услуг провайдера будет невысока (арендная плата за размещение сервера и стоимость трафика). При dedicated-хостинге абонентская плата выше, зато сумма начальных вложений при этом будет на порядки меньше. В обоих случаях клиент получает возможность полного управления своими интернет-ресурсами вплоть до управления операционной системой (чего никогда не позволят пользователю виртуального хостинга).
Согласно проведенному опросу, наиболее активно услугой "Выделенные серверы" пользуются организации, чья профессиональная деятельность напрямую связана с рекламой и разработкой Web-ресурсов, - на их долю приходится 19% этого сегмента рынка. Очевидно, связано это с тем, что они работают со своими заказчиками в дистанционном режиме и должны оперативно обмениваться большими объемами данных в режиме реального времени. В первую пятерку входят также фирмы, занимающиеся продажей товаров через Интернет, - им принадлежит 15% рынка выделенных серверов (на них размещают электронные витрины, сопутствующие базы данных о товарах с фотографиями, логистические системы и т. д.). С небольшим отставанием (13%) на третьем месте расположились розничные компании всех типов, отражающие в киберпространстве витрины своих "офлайновых" магазинов (к примеру, торговые сети по продаже цифровой техники). На производственные предприятия приходится 7% рынка (это презентационные сайты, прайс-листы на продукцию, тематические форумы и т. д.), а рекрутинг и туризм занимают по 6% (в основном размещение всевозможных баз данных). Несмотря на принадлежность к разным отраслям, все эти заказчики предъявляют схожие требования к своим Web-ресурсам: они должны быть доступны посетителям круглосуточно, выдерживать большую нагрузку и допускать оперативное изменение параметров своей работы.
Интересно в этой связи посмотреть на типологию востребованности услуг. Хотя услуги dedicated- и collocation-хостинга пользуются практически равным спросом (51 и 49% соответственно), есть большая разница в том, как абоненты относятся к вопросам администрирования. Если при аренде сервера 27% пользователей прибегают к стороннему администрированию, то при размещении собственного сервера в датацентре провайдера лишь 6% абонентов готовы доверить его администрирование оператору. В большинстве случаев это обусловлено корпоративными стандартами, в соответствии с которыми доступ к внутренним ресурсам разрешен лишь сотрудникам компании. Если же заказчик выбирает услуги типа dedicated, то скорее всего он ориентирован на полный аутсорсинг.
По оценке экспертов, рынок выделенных серверов в течение 3-5 лет будет расти на 17% в год. Как отмечает Андрей Цуманов, директор по маркетингу телекоммуникационной компании "Караван", в ближайшее время ожидается более стремительное развитие услуг dedicated-хостинга со сторонним администрированием. Это связано с потребностью заказчиков передать максимальный объем ИT-задач на стороннее обслуживание для снижения своих операционных издержек - при таком подходе отпадает необходимость в закупке сервера и последующей его модернизации или замене, а для наращивания серверных мощностей нужно лишь подобрать у провайдера более подходящий тарифный план. Причем все сопутствующие технологические процессы возьмут на себя сотрудники хостинг-провайдера - компания-заказчик может ограничить свой штат всего одним ИТ-специалистом, который будет контролировать работу персонала оператора и конфигурировать параметры сервера с помощью Web-панели управления.
Творческим развитием dedicated-хостинга можно считать виртуальный выделенный сервер (VPS, см. PC Week/RE, N 14/2007, с. 29). В данном случае файловая система, сеть, процессор и другие компоненты полностью виртуализированы. Такой подход позволяет обеспечить полную изолированность различных VPS друг от друга. Клиент провайдера, арендующий VPS, на удалении видит его как физический сервер и имеет возможность индивидуально настраивать и администрировать свою систему, в том числе доступ к ОС. Учитывая тот факт, что цена на эту услугу падает, компании, чьи потребности переросли возможности разделенного хостинга, а средства не позволяют арендовать у хостинг-провайдера физический сервер или разместить на его площадке собственное оборудование, будут, по мнению коммерческого директора "Мастерхоста" Александра Овчинникова, обращать внимание на такую услугу, как виртуальный сервер. "Несмотря на то что российский рынок виртуальных серверов пока только формируется, - сказал г-н Овчинников, - VPS будут последовательно вытеснять dedicated-хостинг, спрос на эти услуги будет расти, и с учетом динамики российского рынка (клиентская база в сегменте VPS у "Мастерхоста" за 2006 г. выросла на 160%. - М. Б.) можно предположить, что в ближайшие два-три года цифры сравняются". Отметим, что у европейских хостинг-провайдеров число пользователей VPS и dedicated-серверов практически одинаково, а в некоторых странах услуги VPS даже более популярны.