БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Продолжается переход российской банковской системы на международные стандарты, первой ступенью которого было предоставление кредитными организациями Центральному банку (ЦБ) России отчетности по международным стандартам (МСФО). Следующая, более сложная задача, связанная с оценкой и управлением рисками, - освоение требований соглашений Basel II по оценке достаточности капитала. Опрос, проведенный в прошлом году Ассоциацией российских банков (АРБ), о планируемых к внедрению в 2007 г. управленческих технологиях показал, что автоматизация управления рисками является одним из приоритетных для банков направлений (на втором месте после систем планирования). Этой самой обсуждаемой в банковской среде теме была посвящена 5-я международная конференция "Технологии банковского бизнеса", организованная АРБ и Московским банковским союзом при поддержке Клуба банковских аналитиков. Новизна предмета сказалась на составе участников мероприятия - среди выступавших наряду с российскими разработчиками и интеграторами появились новые имена: консультанты западных компаний предложили свои рекомендации в области риск-менеджмента применительно к российским реалиям.
Планы Банка России по внедрению Basel II
Начальник отдела департамента банковского регулирования и надзора Банка России Юлия Шатохина напомнила, что все документы Базельского комитета носят исключительно рекомендательный характер. Вместе с тем, как показывает международная практика, реализация этих рекомендаций влияет на оценку как макроэкономических, так и внутренних рисков в банковской системе и финансовом секторе страны. Basel II состоит из трех главных компонентов. Первый определяет технические стандарты оценок основных рисков банковской деятельности (ликвидности, кредитных, рыночных, операционных). Второй компонент касается надзорного процесса и задает стандарты взаимодействия надзорных органов и кредитной организации в части оценки рисков, не охваченных первым, а также в случае предъявления банку дополнительных требований, когда риски охвачены и покрыты капиталом неадекватно. Третье положение Basel II касается раскрытия информации о видах деятельности банка, его владельцах, акционерах и принимаемых рисках.
В 2004 г., когда вышла третья версия Basel II, ЦБ создал рабочую группу для реализации положений документа, в которую вошли и представители банков со значительной долей иностранного капитала. В настоящее время, сообщила г-жа Шатохина, этой группой подготовлен проект предложений по внесению изменений в список обязательных нормативов банка, вскоре он будет представлен АРБ для обсуждения. В соответствии с ним в части первой Basel II предполагается внедрение упрощенного стандартизированного подхода к оценке рисков. Методы оценки кредитных рисков во многом сходны с теми, что применяются сегодня (унифицированные коэффициенты кредитного риска в зависимости от видов активов). Реализация продвинутых подходов в ближайшее время не предполагается ввиду отсутствия у банков необходимых для этого ретроспективных данных. В части операционных рисков банкам также предлагается использовать наиболее простой подход к их оценке в виде базового индикатора (соотношения базового капитала и валового дохода за последние три года).
Риск-менеджмент в банках Организаторы конференции "Технологии банковского бизнеса" предложили ее участникам ответить на вопросы о применяемых или планируемых к использованию средствах автоматизации рисков. В опросе приняли участие 250 представителей из 151 российского банка. Результаты опроса приведены на рис. 1-4. |
Рис. 1. Уровень внедрения
организационных технологий
управления рисками
Рис. 2. Уровень автоматизации механизмов
риск-менеджмента
Рис. 3. Уровень автоматизации отдельных видов рисков
Рис. 4. Планируемые к внедрению средства автоматизации рисков
Самым перспективным, считают в ЦБ, представляется второй компонент Basel II, который позволит применить метод профессиональных суждений к принятым в кредитных организациях правилам оценки рисков. Он задает качественно иные способы взаимодействия между ЦБ, как надзорным органом, и банковским сообществом - инициатива в его реализации должна исходить от самих банков, приводя к продвижению лучших из используемых ими методов оценки рисков. Именно такой подход практикуется в странах Евросоюза. С внедрением его в России возникает и необходимость изменения законодательства, расширения перечня мер регулятивного воздействия, в том числе в случае неадекватной системы управления рисками в банке. Реализация второго компонента планируется ЦБ на 2009 - 2010 гг.
Что касается третьей части Basel II - раскрытия информации о банке, то до сих пор ведутся дискуссии по содержанию и форме ее предоставления: достаточно ли выложить эти сведения на сайте банка либо это должен быть печатный орган или ресурсы ЦБ РФ. По всей вероятности, третий компонент будет введен в практику наряду со вторым, предположила г-жа Шатохина.
Basel II - это ответ на проблему надвигающихся рисков, обусловленных в том числе ростом финансовых мошенничеств. "Надо смотреть на этот документ как на шанс, а не угрозу со стороны регулятора, самостоятельно осваивать рекомендации Basel II, выявлять главные направления по его применению в банке, использовать гибкую стратегию построения системы управления рисками, - считает профессор Валерий Вяткин, советник председателя совета директоров Агрохимбанка. - ЦБ не может на 100% управлять внедрением Basel II и недостаточно активно ведет эту работу".
Построение комплексной системы автоматизации управления рисками
Риски кредитных организаций подразделяются на четыре группы: рыночные, несбалансированной ликвидности, кредитные и операционные. Основная цель создания комплексной системы управления рисками - предоставить руководству возможность задавать уровень принимаемых рисков с целью повышения эффективности работы, снижения потерь и максимизации доходов. Управление рисками в целом представляет собой некий циклический процесс, включающий оценку различными методами разных видов рисков, принятие оперативных решений по результатам оценки (например, установка лимитов, оптимизация портфеля ценных бумаг) и формирование резервов капитала, внесение управляющих изменений и анализ полученных результатов. Построение такой системы зависит от потребностей и задач банка, затрагивает деятельность всех его подразделений, предполагая организационную перестройку, внедрение новых технологий. Обязательными компонентами ее являются хранилище данных (ХД), средства подготовки отчетности и оповещения, а также механизмы расчета рисков. Таковы общие положения, касающиеся автоматизации рисков, предлагаемые банкам комитетом АРБ по информационным и интернет-технологиям. На практике в банках реализованы отдельные задачи из цикла управления рисками (оценка рисков, формирование резервов, управление лимитами), автоматизированные с помощью продуктов отечественных компаний, например ХД "Контур Корпорация" фирмы Intersoft Lab, программного комплекса "Финансовый риск-менеджер", предложенного ИНЭК, программных продуктов для управления операциями на финансовых рынках фирмы EGAR Technologies, средствами MS Excel и собственными приложениями.
Однако предложить решения для построения комплексной интегрированной системы автоматизации рисков российские разработчики в настоящее время не готовы. Их поставщиками остаются Oracle, SAP, IRIS и ряд других компаний международного класса, которые кроме архитектурных, интеграционных и функционально-аналитических решений накопили опыт организационных и методологических подходов для решения задач управления рисками в рамках концепции Basel II. Так, SAP связывает управление рисками с переходом к сервисно-ориентированной архитектуре, сквозным бизнес-процессам, тесной интеграцией с CRM-системой для ритейловых банков. Стоимость таких проектов исчисляется миллионами долларов, что доступно лишь единицам российских банков. Поэтапная реализация проекта минимизирует риски внедрения, позволяя вносить изменения и адаптировать решение к условиям банка.
По мнению специалистов компаний SAP, BearingPoint, Energy Consulting - участников конференции, внедрение системы управления рисками сталкивается со специфичными для российских банков проблемами. Это недостаточность статистических данных для моделирования рисков, отсутствие признанных ЦБ рейтинговых агентств, несогласованность предметных терминов и классификаций рисков (например, различие в определении дефолта, просроченных долгов и пр.), недостаток финансирования проектов, нехватка квалифицированного персонала и т. д. В качестве рекомендаций банкам предлагается прежде всего, не полагаясь на кредитные бюро, не ожидая указаний ЦБ, приступить к накоплению необходимых сведений, выработке стратегии и политики управления рисками.
Оценивая в целом положение в российской банковской системе, эксперты отмечают, что процесс освоения риск-менеджмента в России находится в стадии становления. Серьезные системы автоматизации управления рисками сосредоточены сегодня в крупных банках, закрытых для обмена практическим опытом их реализации. Розничные банки фокусируются на кредитных рисках, причем многие из них, по мнению компании ОТР, еще не перешли от качественной к количественной их оценке. Основная же масса кредитных учреждений не приступила к решению задачи.
(Окончание следует)