СЛИЯНИЯ
Компьютерная общественность уже привыкла к сообщениям об очередных покупках корпорации Oracle. Но известие о приобретении за 495 млн. долл. фирмы Agile, входящей в пятерку ведущих поставщиков продуктов для управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management, PLM), выделяется на общем фоне, так как на этот раз речь идет о выходе Oracle в почти новую для нее область. Ведь до последнего времени этот софтверный гигант не уделял особого внимания технологии PLM. Что же заставило его изменить свое отношение?
На это есть несколько причин. Прежде всего, рынок PLM сейчас на подъеме. По оценке аналитической компании CIMdata, в прошлом году его объем вырос на 10,4%, достиг 20,1 млрд. долл. и будет расти в дальнейшем (см. PC Week/RE, N 16/2007, с. 25). Однако Oraсle, хотя и продвигает PLM-продукты, не входит здесь даже в десятку лидеров, в то время как ее главный конкурент в области бизнес-приложений компания SAP занимает в сегменте PLM четвертое место (по данным CIMdata).
Agile предлагает несколько PLM-решений для отраслей высоких технологий, медицины, промышленности, производства фасованных товаров и имеет около 1200 заказчиков в разных странах мира. Кроме того, более 10 тыс. клиентов применяют систему визуализации AutoVue, полученную Agile в результате поглощения фирмы Cimmetry. В прошлом году оборот компании достиг 130 млн. долл., однако с рентабельностью у нее дела обстоят не блестяще. Три года подряд она является убыточной, и ее уже давно рассматривали как объект для поглощения. Однако то, что Oracle выложила сумму, почти вчетверо превышающую оборот Agile, свидетельствует о большом интересе корпорации к рынку PLM.
После завершения сделки Agile войдет в состав подразделения Oracle, занятого разработкой бизнес-приложений. В области PLM корпорация полностью перейдет на продукты Agile и прекратит продажу своего PLM-пакета, но будет поддерживать его нынешних пользователей. Однако среди заказчиков Agile немало тех, кто также применяет системы SAP и других компаний. Стараясь их успокоить, Oracle обещает продолжить развитие средств взаимодействия между PLM-продуктами Agile и ПО других поставщиков.
Сделка между Agile и Oracle отражает быструю консолидацию мирового рынка PLM. |
Но основное внимание корпорации будет направлено на интеграцию полученных PLM-решений со своими приложениями для управления ресурсами предприятия (ERP), взаимоотношениями с заказчиками (CRM) и цепочками поставок (SCM). Предполагается, что такой подход позволит пользователям получить больше отдачи от технологии управления жизненным циклом. В Oracle подчеркивают, что задачу интеграции упрощает то, что порядка 40% заказчиков Agile одновременно применяют и продукты Oracle. Что касается средств визуализации AutoVue, то, по словам представителей корпорации, сейчас рассматриваются различные варианты их дальнейшего развития.
По мнению аналитической компании Gartner, слияние должно благотворно отразиться на заказчиках Oracle и Agile: первые получат PLM-продукты, более простые во внедрении, чем нынешний пакет Oracle, а вторые - обретут уверенность в финансовой стабильности своего поставщика и в будущем смогут воспользоваться результатами интеграции PLM-решения с бизнес-системами Oracle. Правда, пока неясно, как будет происходить эта интеграция. Ведь Agile предлагает несколько PLM-продуктов для предприятий разного размера и различных отраслей. Неизвестно также, насколько активно Oracle собирается развивать взаимодействие между продуктами Agile и SAP.
Однако уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что эта сделка отражает быструю консолидацию мирового рынка PLM. Как отмечает CIMdata, немногим более года назад две компании из ведущей шестерки имели оборот чуть больше 100 млн. долл., а теперь шестерка превратилась в пятерку, в которой последнее место занимает игрок с оборотом около 1 млрд. долл. Кроме того, в области PLM явно усиливается влияние "китов" мира ERP - компаний SAP и Oracle. А ведь еще пару лет назад здесь доминировали поставщики САПР.
Что касается влияния этого события на российский рынок PLM, то мнения специалистов разошлись. Как считает Дмитрий Оснач, маркетинговый аналитик компании АСКОН, в ближайшее время не следует ожидать заметных последствий: "Основной потребитель PLM-решений в России - предприятия машиностроения. PLM-продукты Agile у нас не представлены совсем, а Oracle и SAP, хотя и продвигают свои PLM-решения, но предпочитают более рентабельные отрасли. И хотя российское представительство Oracle скорее всего замечает подъем отечественного машиностроения, потребуются годы на локализацию продуктов Agile, их адаптацию под особенности российского производства и подготовку партнерской сети. Впрочем, через 2-3 года Oracle может стать у нас более заметным PLM-игроком, так как наш рынок перспективный, темпы роста значительно опережают общемировые, ведущие зарубежные разработчики PLM-систем активно инвестируют в нашу страну".
Аналогичные доводы привел и Николай Ширяев, исполнительный директор компании "Лоция Софт", добавив, что адаптацию продуктов Agile и развитие партнерской сети осложняет жесточайший дефицит специалистов в области PLM в нашей стране.
Давид Левин, генеральный директор компании "Ледас", полагает, что данное поглощение может существенно повлиять на российский рынок PLM: "Когда речь идет об инвестициях в PLM и ERP, предприятиям имеет прямой смысл сэкономить на комплексном внедрении, используя решения от одного поставщика. Вероятно, выбирая, у кого брать PLM - от поставщика САПР или ERP, они предпочтут последнего, так как САПР затрагивает предприятие локально, а ERP и PLM - глобально. К тому же Agile считается лидирующим поставщиком PLM-решений для малых и средних предприятий, что в нашей стране может послужить дополнительным стимулом для роста доверия к PLM в целом".