СЕРВИСЫ

Московская городская телефонная сеть (МГТС), монополист на рынке фиксированной связи столицы, объявила о расширении спектра информационных услуг, предоставляемых службой платной справки 009. Служба, воспринимавшаяся до этого момента только как справочная, выделила три основных направления в своей работе: предоставление структурированной и периодически обновляемой информации (расписание движения транспорта, работа органов государственной власти и частных компаний, телефоны организаций, граждан и т. д.), сервис (заказ такси, билетов на транспорт и культурные мероприятия, выяснение цен на интересующий товар и пр.) и консалтинговые услуги (связь с различными специалистами - юристами, экономистами, трейдерами и др.), всего порядка 650 видов услуг.

В настоящее время средний звонок с запросом на информацию продолжается 1 мин 17 с; при стоимости в 35 руб./мин и поминутной тарификации абонент фиксированной связи платит 70 руб. за одну справку. Абонентам мобильной связи (МТС, "ВымпелКом", "МегаФон", "Скай Линк") такая услуга обходится в среднем в 1,95 долл./мин.

Новые сервисы

Еще одна услуга, которая будет доступна пользователям в ближайшее время, - "Мемокод". Фактически это переадресация звонка на любой указанный пользователем номер или их группу, а также возможность для абонента быстро запустить свой проект по предоставлению информационно-справочных услуг "в одном флаконе". Уже давно на российском рынке существуют услуги "единого номера" - абонент оставляет своим коллегам, друзьям и родным только один телефонный номер провайдера, откуда входящий вызов может быть переадресован на его мобильный, рабочий, домашний или VoIP-телефон в зависимости от времени суток, доступности того или иного номера и других условий. Помимо мобильности и экономии на стоимости звонка (для вызывающей стороны вызов - местный, т. е. дешевый) это дает определенный элемент безопасности, а также возможность менять, к примеру, оператора мобильной связи в зависимости от сезонных тарифных акций. Правда, в случае с МГТС все обходится несколько дороже - стоимость звонка равна стоимости минуты информационного запроса, а переадресация происходит через оператора - ему нужно назвать мемокод (фактически уникальный идентификатор абонента).

Зал справочно-информационной службы - рабочие

посты уходят “за горизонт”

Однако использовать этот сервис для организации частных консультаций, телефона доверия, справочной службы очень даже удобно - сбором счетов займется МГТС, она же перечислит контент-провайдеру его часть денег прямо на банковский счет. Правда, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности МГТС Денис Лобанов не смог прояснить, какая часть от стоимости минуты будет уходить контент-провайдеру, а какая - компании-оператору. Но, следуя логике анализа подобного рынка в мобильной связи, где подобные услуги развиты, можно предположить, что контент-провайдер получит около трети стоимости, т. е. 10-15 руб./мин. Сервис будет доступен как для частных пользователей, так и для организаций. К тому же не нужно будет вкладывать средства в рекламу красивого телефонного номера - 009 и так известное сочетание цифр, надо только подобрать запоминающийся мемокод.

Справочно-информационная служба 009 также приступит к предоставлению услуг пользователям, говорящим на иностранных языках. Сначала это будет скорее всего английский, а затем - языки государств СНГ (видимо, украинский, белорусский и т. д.). Таким образом, жители и гости столицы из других регионов страны и приехавшие из стран СНГ получат возможность запросить справку или услугу на своем родном языке.

Год назад МГТС приступила к предоставлению справок не только жителям столицы, но и других регионов России, а также стран СНГ - для этого им необходимо будет набрать номер 8-809-5054009. Стоимость звонка составляет 40 руб./мин без учета междугороднего соединения. Расширяя список компаний, пользователи которых могут получить доступ к услугам 009, МГТС заключила договор о сотрудничестве с провайдером VoIP-телефонии SIPNet - более 200 тыс. его абонентов имеют возможность получить информацию из БД компании и оплатить ее со своего лицевого счета. В результате теперь любой пользователь VoIP-оператора, вне зависимости от географического местонахождения, может получить услугу службы 009 по той же цене, что и пользователи городских фиксированных телефонов, - 35 руб./мин.

К слову, в скором времени вместо 009 абонентам придется набирать 01888 - этот новый телефонный номер служба получит после того, как будут произведены все изменения в правилах набора телефонных номеров и сочетание "00" станет кодом для выхода на международный звонок.

Технология предоставления информации

Все операторы службы (их более 350 человек) разбиты на несколько основных групп - это операторы "первой линии", которые отвечают на типовые вопросы (погода, расписание движения поездов, координаты компаний и т. д.), а также шесть групп сотрудников, отвечающих на вопросы, которые требуют специального поиска в информационных базах и сети Интернет. Специфические услуги (юридическая помощь, финансовые консультации и т. д.) оказываются компаниями-партнерами - при поступлении подобного запроса оператор переключает пользователя на сторонние компании автоматически (в настоящий момент у МГТС порядка трех десятков сторонних компаний-партнеров). Работает служба круглосуточно, правда, количество операторов ночью снижается - их остается не более трети от дневной смены, на которую заступают около 200 специалистов.

Рабочее место оператора службы 009

Справочная служба МГТС размещается на трех основных площадках - два больших зала на Новом Арбате и в Столярном переулке, а также помещение на улице Зорге - здесь 75 операторов отдела подготовки информации тщательно проверяют собственную базу данных компании и вносят в нее текущие изменения (новые названия компаний, изменившиеся телефоны и Web-сайты и пр.). Всего база МГТС насчитывает 13 млн. телефонных номеров (6,5 млн. по Москве и столько же - по остальной России), а также несколько сотен тысяч других единиц хранения, включая базу данных по весьма сложным вопросам, на которые уже однажды приходилось отвечать. А они бывают самыми разными - спрашивают и расстояние от Земли до Солнца, и форму листков экзотических растений, названия старых городов, форму гвоздей на испанских галлонах Средних веков. К слову, ведут в справочной службе и специальную базу организаций, давно канувших в Лету, с указанием их юридического адреса и именами руководителей, это бывает необходимо гражданам для подтверждения своего стажа при начислении пенсии.

Поиск информации происходит с помощью собственной информационной базы - МГТС АСИС разработки компании "Медиател" (инсталлирована в 2004 г.). В компании есть свой ЦОД, который поддерживается Управлением систем и технологий информационными ресурсами с помощью скоростных линий связи. Каждый день в БД вносятся порядка 8000 обновлений, она на 90% охватывает рынок справочно-сервисного обслуживания.

В среднем поиск информации на 90% вопросов (всего 15 тыс. обращений в сутки) составляет не больше 2 мин. На сложные вопросы - от 5-10 мин до 1 ч. Абонент все это время не ждет на линии - оператор перезвонит ему самостоятельно или пришлет SMS с правильным ответом на вопрос. Если ответ не найден, то никаких денег не возьмут - выставление счета будет аннулировано, ведь услуга не оказана. Такой механизм позволяет существенно снизить количество претензий - до 0,003% от количества звонков абонентов.