Рассматривая новинки ведущих производителей мобильных терминалов, представленные в нынешнем году на выставке CES в Лас-Вегасе и на 3GSM-Конгрессе в Барселоне, можно отметить интересную закономерность — все производители, будь то Nokia, SonyEricsson, Samsung или Motorola, отчетливо понимают, что, получив доступ к сетям 3G, пользователи станут передавать голосовой трафик по каналам сети Интернет, а не традиционным способом через сотовые сети, как это происходит сейчас. И там, где это возможно, они предпочтут технологии HSDPA со скоростью передачи данных в реальной сети до 1,8—3,6 Мбит/с при теоретически достижимой свыше 14 Мбит/с более скоростную (и, не исключено, более дешевую) технологию Wi-Fi. Фактически эра обычных мобильников, предназначенных только для того, чтобы позвонить, быстро проходит, и теперь пользователям предлагают все более современные и, естественно, дорогие устройства, сочетающие в себе карманный компьютер, мобильный терминал, фотокамеру и несколько адаптеров беспроводного доступа.
Вместе с тем производители пока не определились с коммуникационной программой, которую они будут устанавливать в новые устройства. Выбрать есть из чего — это MSN, Skype, ICQ, Yahoo или X-Lite. Каждая из них хороша по-своему и имеет своих приверженцев, объединяет в себе не только интернет-пейджер с поддержкой чатов, но и интернет-телефон, позволяющий позвонить на любой номер в пределах нашей планеты. Причем стоимость такого звонка, безусловно, ниже, чем по традиционным каналам сотовых или проводных операторов. Новинка последнего времени — возможность купить себе телефонный номер, который можно будет вызвать с помощью стационарного или мобильного телефона. Прелесть в том, что такой номер —- по сути “виртуальный”, он не записан за конкретным терминалом связи, и поступающий на него звонок будет автоматически переадресован по желанию пользователя на его компьютер, подключенный к Интернету, или на мобильный телефон.
Таким образом, очень возможно, что уже в скором будущем парадигма телефонной голосовой связи претерпит существенные изменения. При наличии широкополосного скоростного подключения к Интернету пользователям будет выгоднее звонить с помощью специальных VoIP-клиентов, самые популярные из которых будут по умолчанию установлены в новые трубки. А растущий пока трафик SMS будет “перебит” кроссплатформенными IMS-клиентами — программами, похожими на интернет-пейджеры ICQ или MSN, благодаря которым пользователи смогут общаться, вооружившись любым устройством, имеющим доступ в Интернет (компьютер, холодильник, телевизор, игровая приставка и т. д.). IMS-сервис в отличие от SMS предполагает оплату за потребленный трафик, а не за каждое сообщение — учитывая, что в 1 Мб информации по цене пусть даже 0,2 долл. можно “упаковать” порядка 1,5 тыс. стандартных SMS, каждая из которых стоит 0,06 долл.; выгода получается очевидной.
Все это означает, что вся структура доходов операторов сетей следующего поколения будет другой. С неизбежным падением показателя MOU (количество выговоренных минут в месяц на одного абонента сотовой сети) операторам связи придется серьезно задуматься о способах выживания в новых условиях. Закрывать же доступ пользователям к VoIP, как это начали было делать некоторые европейские игроки, или игнорировать IMS-решения — дело абсолютно бесперспективное, выгоднее взять новый рынок под контроль.
Выход, по мнению экспертов, для операторов заключается в целенаправленном повышении индекса инноваций (показателя, отражающего долю доходов от любых услуг, кроме голосового трафика), который, по оценкам тех же экспертов, должен увеличиться с нынешних 12—15% минимум в 2—3 раза. Резервы для роста предоставляет, например, рынок мультимедиа-контента: его объем в 2006 г. составил порядка 20 млрд. евро, а в 2011-м, по прогнозам специалистов аналитической компании Analysys, достигнет 100 млрд. евро. Главное — не упустить время.