Несмотря на грядущую во второй половине 2006 г. сертификацию дальнобойного Wi-MAX, базовая ставка операторами доступа в Интернет делается все-таки на Wi-Fi. По всему миру количество хот-спотов уже исчисляется сотнями тысяч. Однако в России дело обстоит не так радужно — всего несколько сотен точек доступа на всю Россию делают пока этот вид связи экзотикой. Хотя все вполне может измениться именно в нынешнем году — на этот бизнес обратили внимание крупные игроки, среди которых и операторы сотовой связи. Рассмотрим основные перспективы на ближайшие 12 месяцев.
Деньги приходят в Сеть
По данным аналитиков J`son and Partners и IKS-Consulting, на конец 2005 г. в нашей стране насчитывалось порядка 650 точек доступа. Прирост с конца 2004-го составил 405 хот-спотов, количество точек выросло приблизительно на 60%. Причем в столице было сосредоточено минимум половина этого числа хот-спотов, что неудивительно — проект Yandex.Wi-Fi насчитывает 216 точек доступа, большинство из которых расположены в столичных кафе и ресторанах и являются бесплатными для пользователей. Остальные равномерно рассредоточились по бизнес-центрам (не считая корпоративных точек доступа, которые в отчеты не попадают и тщательному учету не поддаются), а также кинотеатрам, отелям и фитнес-центрам.
Строительство публичных точек доступа — это отдельный вид бизнеса, где продавать приходится именно услуги доступа к веб-пространству, почте, файловым архивам. Хот-споты проигрывают в распространенности обычным интернет-кафе и почтовым отделениям (большинство из них оснащены минимум одним компьютером для выхода в Интернет), по скорости — локальным сетям и ADSL, а по ценовой категории оставляют все эти виды доступа далеко позади, опережая даже доступ по GPRS/EDGE. Целевая аудитория этой услуги весьма специфична — это молодые и “продвинутые” абоненты, которые готовы платить пока высокую цену за возможность получения оперативной коммерческой информации. Поэтому доминанта хот-спотов в столице вполне объяснима, как справедливо отмечает Константин Анкилов, консультант аналитического агентства IKS-Consulting, в регионах ниже платежеспособный спрос и меньше оснащенность мобильными устройствами, поддерживающими протокол передачи данных Wi-Fi — в основном это мобильные ПК или карманные компьютеры.
Количество хот-спотов, 2003-2006
Основная тенденция нового года — подключение к строительству хот-спотов сотовых операторов. Кроме базовых станций они решили строить еще и хот-споты, чтобы полностью “закрыть” рынок беспроводных подключений для своих высокооплачиваемых пользователей. Правда, только столичный “МегаФон” пока не участвует в этой гонке, но и ему со временем придется подключиться к подобным проектам, догоняя МТС и “БиЛайн”. Дело в том, что надежды на EDGE не оправдываются в должной степени — абонентам нужен еще более быстрый Интернет, особенно в кафе и ресторанах, а также на иных транспортных узлах — в помещениях аэропортов и железнодорожных вокзалов.
Хотя для некоторых операторов такая услуга является лишь незначительным дополнением к основному бизнесу. Как отмечает консультант аналитического агентства J'son & Partners Анна Орлова, к примеру, компания “ВымпелКом”, которая тестирует Wi-Fi и одной из первых начала принимать участие в проекте роуминга с “Комстаром”, “Петерстаром” и “РТКомм.ру”, обладает точками доступа в аэропорте “Шереметьево” и еще десятком хот-спотов по Москве, в основном в гостиницах. Однако для компании это пока имиджевая, дополнительная услуга — возможно, маркетологам “ВымпелКома” пока не слишком ясны перспективы подобных проектов в нашей стране, и создавать крупную сеть как отдельный проект оператор не собирается.
Более заметным выглядят устремления МТС — зимой 2005 г. после длительного тестового периода оператор запустил свой проект МТС.Wi-Fi. Поскольку МТС осуществляет его в партнерстве с “Таскомом” (одним из лидеров рынка беспроводного подключения не только в столице, но и в России), такая схема сотрудничества вполне жизнеспособна, а позиции МТС можно оценить как очень хорошие. Схема сотрудничества в данном случае проста — компания начинает проект с уже построенными хот-спотами “Таскома” (порядка 60 точек) и соответственно сразу выходит в лидеры московского рынка (и становится одним из лидеров по РФ). Техническую поддержку осуществляет по-прежнему “Таском”, МТС же дает возможность пользователям оплачивать доступ со своего пользовательского счета. Кроме того, обе компании вместе занимаются продвижением этой услуги и корректируют планы строительства сети. Позитивным фактором является как сам бренд МТС, так и возможность инвестирования со стороны оператора в закупку оборудования (один хот-спот стоит минимум 2—3 тыс. долл. без учета подводки каналов связи), а также то, что МТС в ряде регионов является интернет-провайдером для корпоративных клиентов, загружая таким образом излишки своих проводных каналов связи. Еще удачный ход МТС —подготовка предложения для корпоративных клиентов, поскольку целевой аудиторией услуги в данном ее преломлении является именно бизнес-сообщество. Не исключено, что продвигать Wi-Fi будут в едином пакете с корпоративным интернет-доступом, что может увеличить количество хот-спотов МТС в разы — при грамотной ценовой политике, разумеется.
Однако сотовые операторы развивают свои Wi-Fi проекты еще и в исследовательских целях. Как говорит Бориc Тышкевич, вице-президент CommuniGate Systems, “не секрет, что технологии WiMax & VoIP-телефонов могут стать реальной альтернативой сегодняшним сотовым сетям. Игнорировать это факт не получится, значит нужно участвовать. Вот они и участвуют, но потихоньку, так как не все пока очевидно и с технологиями (Wi-Fi или WiMax), и с телефонными аппаратами, да и вообще спешить незачем, когда все еще есть возможности роста в классических GSM/GPRS и CDMA сетях”. Особой выгоды от таких проектов в ближайшее время не ожидается, но будут иметь место стратегические инвестиции и предприниматься определенные шаги, с тем чтобы занять ключевые позиции. Сегодня мы видим, как вся отрасль связи кардинально меняется, следовательно, есть возможность что-то выиграть на этом переделе.
Важно отметить и проект компании “Комстар Объединенные Телесистемы”, нацеленный на расширение сети хот-спотов, а также их роуминговые инициативы. Этот проект — один из самых крупных и амбициозных на российском Wi-Fi-рынке, он охватывает даже метро (опытная эксплуатация точки доступа ведется на станции “Театральная” в Москве). Пока количество точек разнится: по оценкам пресс-службы оператора, их 80, а по оценкам аналитиков (из J`son and Partners), — 50, как бесплатных (в рамках проекта ЯндексWi-Fi), так и платных (собственный проект). Возможно, разница состоит в различных методах подсчета активности, кто-то считает все проекты, в том числе еще не запущенные (идет монтаж оборудования) и работающие в тестовом режиме, кто-то — только те, что уже находятся в коммерческой эксплуатации. Однако в любом случае, если принять во внимание планы компании открыть порядка 200 точек к концу 2006 г., то темпы развития проекта можно охарактеризовать как быстрые, а план признать вполне выполнимым. Интересно было бы посмотреть, как будет развиваться проект по строительству хот-спотов в метрополитене — несмотря на громкий анонс, особых успехов здесь не наблюдается. Возможно, это связано со сложностью монтажа оборудования на центральном пересадочном узле — даже сотовым компаниям придется затратить на “телефонизацию” этого места около года.
Свои планы по предоставлению/развитию данной услуги еще раз подтвердили “Петерстар” и ЮТК, расширившие свои сети хот-спотов, а также о начале оказания этой услуги объявили “ВебПлас”, “Алтайсвязь” и “Сибирьтелеком”. Но станут ли эти игроки владеть заметной или сколько-нибудь значимой долей рынка — покажет время; возможно, именно в нынешнем году они будут контролировать определенную часть российского рынка беспроводного доступа по технологии Wi-Fi. Надо отметить и то, что сейчас на рынке крупнейшими игроками являются столичные компании МТС, “Таском”, “Комстар”, “Моском”, петербургские “Петерстар” и “Квантум”, региональная фирма “РИСС-Телеком”; также заметны на рынке “Голден Телеком” и “Стелком”. Прогноз на 2006 г. (оценка J`son and Partners) — более 1200 хот-спотов.
Спокойный рост
Несмотря на вполне достойные перспективы, рост рынка Wi-Fi-доступа будет все-таки плавным. Как отмечает Константин Анкилов, в результате выхода на рынок крупных операторов продолжится рост доли коммерческих, а не бесплатных сетей. Тем не менее не стоит ожидать, что этот рынок достигнет больших масштабов — опять же из-за низкой платежеспособности населения и низкой оснащенности ноутбуками и КПК.
Один из важных для развития рынка вопросов, который должен быть решен в наступившем году, — это вопрос роуминга. Вполне возможно, что крупные операторы наконец-то договорятся о единых ценах и счетах пользователей, когда с интернет-картами одного оператора можно будет работать в сети другого. А участие сотовых операторов (пусть опосредованно), скорее всего, поможет решить вопрос оплаты доступа с помощью счета сотового телефона —скажем, путем отправки запроса на короткий номер с получением обратно логина и пароля, рассчитанных на определенное время работы. Это было бы простым способом, ведь сотовые телефоны есть у 100% пользователей Wi-Fi.
Медленным рост будет и из-за того, что нет достаточного количества Wi-Fi-телефонов, которые могли бы подстегнуть развитие этого сегмента рынка. Как сказал Бориc Тышкевич, пока основной услугой через хот-споты будет доступ в Интернет. И уже сегодня через Всемирную паутину предоставляются такие сервисы, как Web, почта, мгновенные сообщения, голос. Реально же новые услуги, которые могут ускорить развитие рынка, будут определяться доступностью абонентских терминалов. Пока в широкой продаже не появятся смартфоны (коммуникаторы) по цене менее 150 долл., ожидать каких-то прорывов не приходится. С другой стороны, теперь это уже не кажется фантастикой — возможно, до конца года такие цены могут быть достигнуты.
Увеличение пользователей тормозится и неадекватной ценовой политикой большинства операторов Wi-Fi-доступа — несмотря на то что сеть хот-спотов по бизнес-модели напоминает интернет-провайдера, зарабатывать можно только на передаче данных. Как показывает практика, попытки тарифицировать Интернет по минутам, как это сейчас происходит в ряде московских кафе и ресторанах, — утопия. Тарификация по минутам противоречит базовой идее постоянного подключения к Сети, поэтому она обречена на провал. К тому же среднестатистический российский пользователь уже привык к учету мегабайтов и не готов к тарификации по минутам. Вполне вероятно, именно в 2006-м тарифные сетки многих игроков рынка изменятся до неузнаваемости.