Даже имея компьютер с адаптером Wi-Fi, вы не сможете быстро найти хотспоты в Москве и Санкт-Петербурге — их еще слишком мало для таких больших городов. Цены на услуги тоже очень различны и не всегда приемлемы для пользователей. Оно и понятно: рынок в стадии становления, операторы хотят быстрее “отбить” инвестиции, вложенные в создание инфраструктуры. Во что же нынче обходятся пользователю подобные услуги и какие возможны способы их оплаты?
Заплатить по карте
Самый распространенный метод расчёта на сегодняшний день — это применение карт предоплаты. У каждого провайдера они свои — различаются номиналом (см. таблицу) и внешним дизайном, так что спутать такие карты друг с другом довольно сложно. Если Wi-Fi используется в гостинице, ресторане и т. п., то там предполагается авансовая оплата по кассовому чеку — на нем будут указаны логин и пароль для доступа.
Торговые сети по продаже цифровой техники, очевидные новаторы в расширении своего карточного ассортимента, пока осторожно относятся к продаже карт экспресс-оплаты Wi-Fi. Как отмечает руководитель службы общественных связей Dixis Татьяна Москалева: “Карты экспресс-оплаты в нашей сети сейчас не продаются — слишком мало хотспотов по Москве и Санкт-Петербургу для того, чтобы спрос на беспроводной Интернет стал массовым. Нет крупных сетей по предоставлению платного доступа, а в кафе и ресторанах чаще всего можно найти беспроводной Интернет в бесплатном режиме (к примеру, Yandex.Wi-Fi). Поэтому операторам удобно продавать карты доступа “на месте” — в отелях, бизнес-центрах, интернет-кафе”.
Однако другие игроки потихоньку пробуют развивать это направление работы: к примеру, торговая сеть “Беталинк” продает купоны на доступ к Wi-Fi, но только на четырех АЗС British Petrolium, где есть данная услуга, — это АЗС Профсоюзная, Бибирево, Донская и Можайская. Цена купона, дающего право на 60 мин пользования, — 300 руб. В данном случае “Беталинк” выступает как координатор проекта по разработке и внедрению системы оплаты услуг Wi-Fi в кафе при заправках BP, в остальной сети карты сторонних провайдеров пока не распространяет. Как прокомментировал пресс-секретарь компании Алексей Абрахманов: “На сегодняшний день количество и география мест, в которых доступны услуги Wi-Fi, еще не настолько значительны, чтобы продавать карты оплаты этого сервиса в масштабах нашей розничной сети”.
Сотовые операторы в беспроводных сетях
Одна из самых простых и, можно даже сказать, идеальных моделей оплаты Wi-Fi — со счета мобильного телефона. Это может быть как звонок, так и SMS-сообщение на короткий номер с определенной тарификацией. Наиболее разветвленная и уже действующая система такого приема платежей — у компании “ВымпелКом”. Правда, обслуживает она только те хотспоты, которые создал сам сотовый оператор. Однако не исключено, что и сторонние сети будут готовы подключиться к ней за сравнительно небольшие деньги. Правила тарификации таковы: можно купить либо 45, либо 90 мин при ограничении потребления трафика в 100 или 200 Мб соответственно. Стоимость — $7,5 и $15, причем баланс действителен в течение одного или соответственно трех дней. По сути условия довольно средние, но радует возможность мгновенно оплатить доступ, буквально не подымаясь из кресла зала ожидания (пока хотспоты этой компании в основном находятся в столичных аэропортах). Причем оплатить можно как с “родного” номера “Билайна”, так и с телефона любого другого оператора, с которым у “ВымпелКома” есть роуминговое соглашение; цены же вполне европейские — к примеру, во многих странах Западной Европы 30 мин стоит 5 евро. Пресс-секретарь ОАО “ВымпелКома” Юлия Остроухова по этому поводу сказала: “Подавляющее большинство абонентов предпочитают оплачивать доступ именно с помощью звонка на короткий номер. При использовании этого варианта абонент получает пароль доступа непосредственно в тот момент, когда ему потребуется услуга, скажем, при ожидании вылета из аэропорта Шереметьево-2”.
Есть возможность оплатить доступ и по универсальным картам “Билайн”. Предлагается четыре номинала — от 250 до 3000 руб. Соответственно это трафик от 100 Мб (его надо использовать в течение 45 мин) до 2 Гб (720 мин), причем самый большой номинал действителен в течение 30 дней; тарификация всех сессий производится посекундно. Чтобы осуществить доступ таким образом, надо использовать серийный номер карты в качестве логина и секретный код в качестве пароля доступа в Интернет на странице авторизации.
Очень может быть, что до середины года к подобной схеме тарификации придет и МТС — в сотрудничестве с “КОМСТАРОМ”. Как отмечает Дмитрий Дронов, директор по развитию бизнеса компании “КОМСТАР — Объединенные ТелеСистемы”, в рамках проекта Wi-Fi-роуминга с МТС отработана схема взаимодействия по оплате с помощью SMS-сервиса. То есть для начала абонент звонит на короткий номер, в ответ получает SMS-сообщение с логином и паролем (либо в качестве логина выступает номер его телефона). Деньги списываются с лицевого счета абонента в МТС из расчета $3 за каждое сообщение, что соответствует 30 мин работы в Интернете, т. е ровно половине действующего почасового тарифа компании. Пока ограничений по трафику для пользователей нет, минимальная скорость составляет 2 Мбит/с, но в ближайшее время “КОМСТАР – Объединенные ТелеСистемы” планирует снизить цену и ввести лимит трафика в размере 100 Мб за 60 мин. Проект уже прошел все необходимые технические испытания, осталось только завершить оформление юридических тонкостей.
Аналогичным образом действует и “МегаФон” — правда, пока не в федеральном масштабе, а только на территории своего Северо-Западного филиала. Для активации услуги “Мобильный Интернет (Wi-Fi)” абоненту необходимо получить имя пользователя и пароль, отправив SMS-сообщение на определенный сервисный номер, и выбрать квоту (необходимый объем) интернет-трафика (5, 20 или 100 Mб). Квота трафика имеет ограниченный срок действия, который, однако, может быть увеличен путем заказа новой квоты, — стандартные условия, понятные любому пользователю мобильной связи. Стоимость 1 Мб трафика — 10 центов, т. е. 100 Мб “отдают” за $10.
Надо отметить, что цена в $10—15 за 100 Мб, или $100 за 1 Гб, является средней для всех сотовых операторов, которые занимаются подобными услугами. Причем у базовых интернет-провайдеров они покупают трафик по $20 за 1 Гб — пятикратный рост стоимости для конечных пользователей нельзя объяснить ничем, кроме как неразвитостью услуги и определенным, во многом искусственным, барьером на пути её распространения.
Как узнать и отыскать
Поиск хотспотов проще всего производить через Интернет — правда, не все проекты снабжены хоть какими-то картами города.
Один из самых достойных проектов этого рода — “Yandex.Wi-Fi” (wifi.yandex.ru). Его основное отличие от всех остальных очевидно: это не просто база хотспотов, но бренд беспроводного доступа, который ничего не стоит конечному пользователю. Идеология проекта проста: точка общественного питания (чаще всего) организует у себя канал беспроводного доступа по технологии Wi-Fi для повышения конкурентоспособности. Отдельных денег с пользователя такие кафе и рестораны не берут, затраты же компенсируются за счет увеличения стоимости блюд. К марту этого года в базе проекта состояло порядка 250 бесплатных точек доступа, причем не только в Москве — есть здесь и Санкт-Петербург, и Владивосток, и даже Киев с Одессой, Томск и Казань; правда, в каждом из этих городов пока не более трёх хотспотов (экзотика на местном рынке). А вот в Ташкенте аж 15 точек доступа.
Еще одна обширная база поддерживается компаниями РБК и “КОМСТАР – ОТС” в рамках проекта CNews (wifi.cnews.ru). На начало весны 2006 года здесь была доступна информация о 610 хотспотах по всей России (для сравнения: в США — 37 тыс. публичных хотспотов, в Великобритании — 12,5 тыс., в Германии — 9,4 тыс.). Преимущество базы CNews состоит в оперативности пополнения, а также в наличии географической карты (поставщик — MirKart.ru) для каждого хотспота, что немаловажно для гостей любого крупного города. Есть как платные, так и бесплатные точки доступа — отдельно выделены списки для Москвы (около 240 хотспотов) и Санкт-Петербурга (около сотни), а остальные города и веси России идут “общим списком”. Для сравнения можно отметить, что в Сеуле в настоящий момент порядка 2060 точек доступа, в Токио — около 1800, от него с небольшим отрывом (1700 точек) отстает Лондон. Правда, в базе CNews можно осуществить поиск по адресу, наименованию оператора, станции метро (если оно есть в городе) и тарифу. Основной рост, как показывает анализ новых поступлений, приходится на регионы — там расположена половина всех российских хотспотов, хотя указанное число – 610 – включает только коммерческие точки доступа; частные и корпоративные сети в бизнес-центрах и домашних сетях никто не считал.
В российском сегменте сети Интернет можно также найти не очень полные, но порой весьма полезные базы по хотспотам. К примеру, общественный проект FreeWiFi.ru (www.freewifi.ru) — это скорее не база, а интернет-блог, где содержится информация о 288 точках доступа. Пользователи сами могут добавлять хотспоты в базу данных или комментировать информацию об уже существующих точках доступа. Здесь всегда можно узнать что-то новое — к примеру, для некоторых точек посетители указывают логины, пароль, адреса proxy-серверов. Не очень эффективная, но работающая база данных есть у проекта Wi-Fi@Mail.ru (wi-fi.mail.ru) — однако кроме весьма скромной системы поиска она не отличается ничем выдающимся: всего порядка 250 записей, нет ни карт, ни описания хотспотов — только “голый” адрес и станция метро, даже не указывается, платная или бесплатная там услуга.
А вот знатокам английского языка рекомендую посмотреть проект JiWire (jiwire.com) — здесь представлена аж 71 тыс. (!) хотспотов из 103 стран мира. К каждой точке доступа прилагается карта, однако для России она очень примитивна. Еще один подобный проект — EZGoal Wireless (www.ezgoal.com/hotspots/), здесь порядка 30 тыс. хотспотов, рассортированных по сетям крупных провайдеров, а особое внимание уделено территории США. На странице www.ezgoal.com/hotspots/wireless/c.asp?q=Free есть специальный список точек доступа, где за подключение не берут денег.
Взгляд за горизонт
Как это ни печально для пользователей, но в условиях развивающегося рынка модель повременной оплаты Wi-Fi в ближайшее время утвердится в России как основная. По словам эксперта из аналитической компании J'son & Partners Алексея Шелестенко, “…основная часть пользователей прибегает к услугам Wi-Fi не для того, чтобы скачать кино или дистрибутив программы, а чтобы проверить почту, пообщаться или найти нужную информацию. А в этом случае трафик, а соответственно и выручка при помегабайтной модели оплаты будут небольшими. Гораздо выгоднее для оператора модель, когда в стоимость часа доступа закладывается себестоимость максимально возможного трафика. Большинство пользователей все равно не выбирают лимит”. Таким образом, тарифицируя Wi-Fi на повременной основе, оператор хотспота имеет гарантированный доход от каждого пользователя.
По оценкам экспертов, наиболее приемлемой на данный момент видится цена порядка $2—4 за час работы в сети Wi-Fi. На Западе покрытие Wi-Fi уже довольно широкое и цены на доступ постепенно снижаются, хотя все относительно. К примеру, в туристических центрах, аэропортах и гостиницах редко можно найти стоимость часа менее 7 евро, а вот в кафе и ресторанах она уже снизилась примерно до 5 евро в час, а музеи, библиотеки и даже церкви (есть и такие интересные случаи) часто осчастливливают своих посетителей вообще бесплатным доступом.
В ближайшие два-три года мобильные операторы скорее сделают доступ к своим точкам Wi-Fi одним из дополнительных, имиджевых продуктов. У них, конечно, есть два больших преимущества — во-первых, наличие собственной опорной сети (объединяющей базовые станции по всему городу), которая может пропустить через себя и интернет-трафик пользователей, а во-вторых — возможность оплаты услуг Wi-Fi со счета сотового абонента. Но масштаб Wi-Fi-бизнеса пока слишком мал, чтобы серьезно заинтересовать сотовых гигантов. “МегаФон” уже объявил о том, что не планирует развивать Wi-Fi-сеть как отдельный продукт (хотя позиция всегда может измениться “ввиду обстоятельств”) и ставит во главу угла EDGE, а МТС и “ВымпелКом” запустили свои Wi-Fi-продукты с прицелом именно на бизнес-сегмент. “ВымпелКом” вдобавок выпустил еще и специальную PCMCIA-карту, которая может поддерживать и EDGE, и Wi-Fi с тарифом “Мобильный офис”, где минута работы по Wi-Fi стоит 22 цента как в России, так и по зоне покрытия международной сети TOGEWAnet, с которой заключено роуминговое соглашение.
На взгляд аналитиков из компании J'son & Partners, бесплатная модель предоставления Wi-Fi, безусловно, выгодна ресторанам и кафе, так как она повышает лояльность имеющихся клиентов и привлекает новых. Правда, возникает опасность чрезмерного наплыва любителей “халявы”, которые будут часами сидеть в кафе, при этом ничего или почти ничего не заказывая. Однако успешный опыт реализации проекта “Yandex.Wi-Fi” (порядка 240 хотспотов) показывает, что такие опасения явно преувеличены и “лечатся” нарезкой не очень скоростных каналов связи для конечных пользователей (порядка 128 кбит/с — годится только для того, чтобы посмотреть почту; видеоканал уже не загрузить) и широким ассортиментом в меню.
Если говорить о влиянии на отрасль в целом, то, как отмечает Алексей Шелестенко, бесплатная модель имеет и плюсы, и минусы. С одной стороны, она резко увеличивает количество людей, пользующихся Wi-Fi: известность и польза услуги очевидна, и таким образом происходит “воспитание” и просвещение потребителей. С другой стороны, она во многом “убивает” почву для запуска серьезных коммерческих проектов со значительными инвестициями в строительство сетей. Но это как две стороны медали — в любом случае пользователи, готовые потреблять качественный сервис, будут платить за него либо прямо, либо опосредованно.
Тарифы операторов на беспроводной доступ в Интернет