Модельные линейки ведущих вендоров (Nokia, Samsung, Motorola, Sony Ericsson, Siemens/BenQ) меняются со скоростью два-три раза в год — каждая компания ежегодно предлагает как минимум 15—20 моделей, рассчитанных на совершенно разные стандарты связи и группы пользователей. Среди этого многообразия нас интересуют только аппараты для работы — определенный бизнес-класс со своим функционалом и традициями.
NEC N412i
Прежде всего определимся, что при нынешнем развитии телекоммуникаций все большему числу пользователей не хватает одного сотового телефона. И дело даже не в желании приобрести как можно больше красивых “мобильных игрушек”: нередко один номер используется для работы, другой — для частных звонков, а третий является “переменным” в зависимости от сезонных предложений операторов сотовой связи. Постоянно переставлять SIM-карты очень неудобно, а о телефоне с двумя “симками” приходится пока только мечтать. Всевозможные программаторы, помогающие объединить на одной SIM-карте несколько номеров, широкой общественности недоступны ввиду своей экзотичности, поэтому второй телефон — более понятная реальность. Если эта ситуация схожа с вашей, надо помнить, что лучше всего приобретать единообразные аппараты — то есть одного вендора, возможно даже, одной модели или по крайней мере одного семейства. Тогда реально можно достичь взаимозаменяемости батарей и зарядников и единообразия ПО. Имеет смысл среди прочего обратить внимание на размер и вес мобильных телефонов: носить в кармане один аппарат, пусть даже и несколько громоздкий (к примеру, Nokia 6630 совершенно очарователен, но весит 127 г) еще можно, а вот два таких терминала — это вряд ли кому-то захочется. Аналогичная ситуация, скажем, с Nokia 6600 и Motorola MPx220 —тяжеловаты.
Sony Ericsson M600i
Теперь о системных критериях бизнес-телефона. Во-первых, это дизайн. Не стоит выбирать аппарат вызывающих цветов типа оранжевого, красного или розового — только черный или серебристо-стальной, эдакая жесткая реальность, легкая аскетичность и упор на богатые внутренние возможности. Эти вроде бы скучные цвета позволяют сочетать мобильный телефон почти с любым деловым костюмом и множеством аксессуаров. В этой связи советуем обратить пристальное внимание на Motorola U6, Samsung D500 и D600, Nokia N70 и 8800 (как серебристого, так и черного цветов). Они понравятся и мужчинам, и женщинам. Редкое исключение — Sony Ericsson W800i оранжевого цвета — подойдет тем бизнесменам, которые любят нестандартную форму одежды и эмоциональный стиль ведения бизнеса.
Во-вторых, форма корпуса. Если изначально принято решение, что телефонов будет два, то рекомендуем присмотреться к “моноблокам” — “раскладушки” или слайдеры вместе в одном кармане вряд ли уживутся. Хорошие примеры подобных моделей — Sony Ericsson K600 или K750i, Nokia 3230 или 6680, Motorola L6 и L7, а также Siemens CX75; все они довольно компактны и удобно расположатся в карманах делового костюма или джинсов. Если телефон будет один, то выбор, конечно, гораздо богаче — это может быть Samsung E370, Motorola Razr V3, Sony Ericsson Z800i и т. д. Однако не надо забывать, что количество звонков у бизнес-пользователя значительно больше в течение дня, чем в нерабочее время, а слайдеры и телефоны-“раскладушки” имеют общую стандартную болезнь: первым из строя выходит шлейф, связывающий дисплей и системную плату, которая обычно скрыта под клавиатурой, так что открывайте их осторожнее. Материал корпуса, из которого будет сделан телефон, играет не столь уж важную роль. Конечно, приятно иметь металлическую или титановую оболочку сотового аппарата — это позволит в экстремальных ситуациях использовать его как метательное оружие или средство самообороны. Но практика показывает, что таких ситуаций бывает на удивление мало, а реально подобные новшества на 20—30 г увеличивают массу сотового телефона и на 10% — его стоимость. Чаще всего корпус мобильников изготавливают из пластика, что весьма практично и достаточно надежно: часто ронять его на камни вы вряд ли будете, а вот падение с высоты человеческого роста на жесткий офисный пол или ковровое покрытие он вполне выдержит — при таком кульбите отлетит только батарейный отсек, но его потом можно будет поставить на место без потери функциональных возможностей. К тому же пластиковые заменяемые панели, как “родные”, так и аналоги, производятся в гораздо большем количестве, чем для “стальных монстров”.
Siemens/BenQ CF110
В-третьих, внутренние возможности. Несмотря на то что камеры в мобильных телефонах пока далеки от совершенства, моделей без этого полезного аксессуара в классе бизнес-аппарата практически не существует. Поэтому постарайтесь выбрать телефон с более-менее приличной камерой или даже с двумя, как у Nokia 6680, — будет полезно для видеосвязи, как только отечественные операторы введут это в своих сетях передачи данных. Очень приличная для сотовых телефонов двухмегапиксельная камера у Samsung D600 позволяет не только фотографировать, но и поддерживает видеозапись со звуком. Функция видеозаписи, кстати, — опять же стандарт, желательно, чтобы видеоклипы могли быть любого размера, а не прерывались программно на 30-й или 60-й секунде, как у некоторых телефонов Siemens. В этой связи особенное внимание стоит обратить на функциональность дисплея — желательно, чтобы это была TFT-матрица с возможностью отобразить как минимум шесть десятков тысяч цветов (максимум две — две с половиной сотни тысяч цветов). В отдельных моделях производителем предусмотрена специальная защита стекла от царапин, что достигается за счет применения специального материала, из которого изготовлено само стекло, или путем наложения тонкой защитной пленки — полезное, но, к сожалению, не очень распространенное явление.
У мобильного телефона должен быть приятный голос — по крайней мере 64-голосная полифония с возможностью воспроизводить mp3-композиции в качестве звонка. Искать в стандартной поставке разнообразие мелодий вызова, пожалуй, не приходится (специальные рингтоны хорошего качества производят только для VIP-моделей Vertu или для отдельных ТОР-моделей стоимостью выше 1 тыс. долл. типа Nokia 8800, мелодии для которой написал известный композитор Руичи Сакамото, — лучше загрузить что-то свое, а для этого у сотового телефона бизнес-класса должны быть весьма развитые коммуникационныефункции. Учитывая тот факт, что подобный мобильник — центр персональной цифровой вселенной, у него обязательно должен быть ИК-порт для общения с младшими моделями, а также с большинством КПК и ноутбуков, Bluetooth для подключения гарнитур и переброски данных на другие мобильные терминалы и смартфоны. Для связи с внешним миром через сотовую сеть подойдет WAP с протоколом не ниже 2.0, обязательно MMS и GPRS (минимум -- class 10). Наличие XHTML-браузера и EDGE, -- это, конечно, хорошо, но далеко не во всех мобильных телефонах бизнес-класса эти возможности присутствуют уже сейчас, посмотрите спецификацию каждой конкретной, интересной персонально вам модели более внимательно. Наличие E-mail-клиента, позволяющего организовать доступ к своему почтовому ящику, разумеется, можно приветствовать — эта возможность есть почти во всех терминалах бизнес-класса. Другое дело, что используют ее довольно редко, ведь набирать ответ с помощью небольшой клавиатуры мобильного телефона — удовольствие ниже среднего, да и выставить правильные настройки для доступа к почте с помощью мобильного телефона способны далеко не все пользователи с высшим техническим образованием. Операторы связи, конечно, вводят сервисы, упрощающие эту процедуру, но разъяснительной кампании явно недостаточно.
Кроме того, в подобных моделях обязательно должны присутствовать диктофон с записью голосовых сообщений, определяемых только размером памяти, а не встроенными ограничениями на 60—180 секунд или поддержкой Java-программ (среди них в свободном доступе можно найти как игры, так и полезные приложения — к примеру, переводчики, карты и т. д.), а также органайзер со списком дел и возможностью синхронизации с ПК. Относительно органайзера в мобильном терминале надо заметить следующее: каких-то особенных настроек от него ожидать бессмысленно, как минимум он должен поддерживать режим уведомления о наступлении события и обладать цепкой памятью на несколько сотен событий, грамотно срабатывать в нужное время.
Samsung Z350
У сотового телефона память бывает встроенной и внешней. Плохо, если внутренняя совсем крошечная, — меньше 64 Мб опускаться она в любом случае не должна, иначе достаточного количества фотографий или видеоклипов в такой телефон не записать, а о mp3-мелодиях совсем можно забыть (“вес” двух-трехминутной композиции — от 4 Мб). Терминал бизнес-класа должен поддерживать работу с внешними картами памяти, желательно с одним из самых распространенных их типов — например, miniSD (чаще всего встречается в Nokia, Siemens/BenQ), SD/MMC (Nokia, Motorola) или Memory Stick Duo (часто ставят в Sony Ericsson). Хотя если телефон очень нравится, а карт памяти не поддерживает, его все-таки имеет смысл купить, а в качестве внешней поддержки для хранения данных использовать КПК с Bluetooth или ноутбук с инфракрасным портом — вполне работоспособные тандемы могут получиться.
В-четвертых, принципиальным показателем является масса устройства. В данном случае принцип “чем меньше, тем лучше” в корне неверен: небольшие компактные телефоны в весовой категории до 70 г относятся скорее к начальной категории бюджетных терминалов с небольшим дисплеем и весьма скромным функционалом. Оптимальные границы для моделей бизнес-класса находятся в границах от 80 до 110 г — надежные и весомые устройства, имеющие ярко выраженную индивидуальность. Телефон с банальным “экстерьером” вендоры в категорию бизнес-терминалов стараются не помещать.
В-пятых, не забудьте посмотреть на мощность батареи и соответственно время в режиме ожидания и в режиме разговора. В документации нередко можно увидеть фантастические заявления о семи-восьми часах непрерывных разговоров или трехстах часах в режиме ожидания. На самом деле стоит подходить к вопросу критически — это данные по результатам испытаний, в ходе которых инженеры стояли прямо под базовой станцией оператора связи в теплую, сухую, безветренную погоду с оптимальной влажностью; чаще всего это даже не натурные, а лабораторные испытания в стерильных условиях. Поэтому необходимо помнить универсальные правила оценки: в реальных условиях города телефон с цветным дисплеем и средним уровнем подсветки при 30—50 мин активной работы в день “проживет” без подзарядки максимум трое суток, чаще — двое, исключения из правил редки. Итоговый вопрос — цена. Это наш шестой параметр, к которому нужно подходить весьма и весьма критически. Учитывая все вышеперечисленные функции и пожелания, надо сказать, что телефон бизнес-класса не может стоить дешевле 300 долл. в розницу. Верхний порог — порядка 600 долл., дальше уже начинаются переплаты за ненужные функции, особенности корпуса, слишком раскрученный бренд. Или же это уже суперновые новинки, часто не отлаженные или завезенные неофициально.