Услуги местоопределения, помимо того что это полезный сервис, представляют собой весьма показательный пример развития технологий сотовой сети — их начинают предлагать на рынок, когда строительство базовой сети уже завершено. Вместе с тем готовность компаний использовать подобные сервисы не как развлечение для руководства ИТ-департаментов, а как действительно работающую структуру, может реально сэкономить им деньги. Рассмотрим на конкретных примерах, что именно может быть выгодно при строительстве и эксплуатации подобных систем.
>“Мне сверху видно все, ты так и знай…”Услуги точного определения координат на местности возникли в России много-много лет назад — для этого военные даже пробовали запускать специальные спутники, которые указывали владельцам специальных приемников их точные координаты на местности. И сейчас все баллистические, крылатые ракеты, атомные подводные лодки, а также стратегические ракетоносцы и, конечно, группы спецназа пользуются именно этими системами. Однако для гражданских нужд необходимо было что-то более простое в эксплуатации и обслуживании, без секретных составляющих, более дешевое по цене и обладающее достаточно дружелюбным интерфейсом. Предоставление таких сервисов стало возможным с появлением сотовой связи — не понадобились никакая орбитальная группировка, нужны были только базовые станции сотовой связи и соответствующее программное обеспечение.
Рынок подобных систем можно разделить на два основных сегмента. Во-первых, производственные системы (диспетчеризации транспорта, повышения эффективности его использования в единицу времени) с дополнительными противоугонными возможностями. Во-вторых, противоугонные/охранные системы, использующие, правда, те же каналы GSM/GPS. Первые, конечно, развиты больше — ставить датчики можно как на городские автобусы, так и на инкассаторские броневики, а отслеживать с помощью либо спутника (тогда датчики надо снабжать приемниками GPS), либо сотовой сети (тогда — датчики LBS). При примерно равном позиционировании в городе (точность около 3—5 м) выгоднее ставить датчики LBS — они минимум в два раза дешевле и к тому же проще в эксплуатации, но для их грамотного целеуказания желательна как можно более четкая плотность построения сети. Однако если автомобили (особенно набитые деньгами) выезжают в область с более слабым покрытием, то стоит либо дублировать такие датчики (ставить в крайнем случае оба варианта), либо пользоваться спутником — при ограблении технологически продвинутые преступники могут забить эфир, в том числе и на частотах работы сотовой связи, с помощью специальных “глушилок”.
Система автоматического мониторинга дорожной ситуации. Синим цветом показаны трассы, на которых движение затруднено. Обновляется в режиме реального времени
Но есть и более мирный опыт внедрения — к примеру, оптимизация службы доставки в крупных ритейловых сетях, когда все грузовые автомобили различной вместимости учитываются АСУ предприятия (с указанием наполнения) и составляются адекватные графики пополнения складских запасов торговых точек в режиме “just-in-time”, причем маршруты выбираются с учетом реальной дорожной обстановки в городе. Удобны эти системы и для выездной торговли — системы позиционирования отлично сопрягаются с системами учета и планирования, что позволяет составлять более точный график доставки на каждый рабочий день, а при наличии срочного заказа (зная остатки по каждому “борту”) немедленно удовлетворить такой спрос “сборным” заказом с нескольких машин. Аналогичные системы навигации помогают и службам экспресс-доставки — экономия возникает за счет оптимизации маршрутов движения по городу (для этого ведется статистика пробок и аварий), что выливается в экономию ГСМ и времени, к тому же в этом случае нет нужды дополнительно привлекать людей, в частности диспетчеров, снижаются и затраты на мобильную связь (наиболее частый вопрос — “ты где?”). Как вариант — подобные системы можно устанавливать на автомобили таксомоторных парков, чтобы исключить пустые запросы диспетчера по радиоканалу и четко назначать водителям машин время реагирования на вызов клиента, это позволит снизить среднее время ожидания минимум в два раза — с 30—40 мин в мегаполисах типа Москвы и Санкт-Петербурга до 10—15 в не столь многонаселенных городах. Кстати, во многих мегаполисах Европы подобные системы используются в каждом такси — это позволяет водителю выбирать наименее загруженный путь в условиях пробок.
Аналогичные системы хорошо подходят и для организации работы маршрутных такси, ведь здесь важна скорость прохождения через контрольные точки для оптимизации пассажиропотока, особенно на пригородных направлениях, где самая большая загрузка транспорта утром и вечером, когда люди из пригородов едут на работу или возвращаются с нее. Подобные системы в режиме реального времени непрерывно передают точные координаты объекта, автоматически привязывать эти данные к карте местности (например, в виде движущейся точки на компьютерной схеме городских улиц), и при этом есть канал обратной связи с отслеживаемым объектом — по рации или мобильному телефону. Для каждого автомобиля составляется наиболее экономичный и эффективный маршрут движения по городу — водитель видит это на небольшом сенсорном дисплее, установленном в кабине.
На рынке представлены следующие системы: WebLocator компании Race Communications, CobraConnex (производство компании AutoConnex), работающие в режиме реального времени и определяющие местоположение с помощью ресурсов сотовой сети; RussGPS (производство — компания “Рус Джи Пи Эс”), для функционирования которой нужен не LBS-датчик, а GPS-приемник, а также “КурсGPS” (производство ООО «Ратеос», тоже с GPS-приемником), действующий как черный ящик: он запоминает маршрут движения автомобиля за несколько недель и потом воспроизводит его с привязкой к карте. Еще можно отметить интересную навигационную система «Автоскоп” компании “Меринет”, которая работает с помощью LBS; используя ее, абоненты столичного региона могут не только определить местоположение своего автомобиля, но и точно понять, на каких трассах пробки и где найти нужный объект, например АЗС, пост ДПС, СТО или автомойку. Стоимость внедрения каждой из этих систем в основном складывается из цены бортового оборудования (компьютера, датчиков, средств коммуникации), расходов на строительство и эксплуатацию сети связи, стоимости оборудования диспетчерского пункта и других затрат; понятно, что удовольствие это не из дешевых. Более экономичный вариант может быть в случае с аутсорсинговой поддержкой, что дешевле, но, скажем, для перевозки ценностей не подходит — велик риск утечки информации. Большинство компаний — поставщиков решений активно сотрудничает с корпоративными клиентами, предлагая услуги зонирования и контроля путевых точек, опроса многочисленных датчиков (например, сохранности пломб, температуры и влажности внутри контейнера с грузом).
Дополнительно автомобильный парк компании вполне можно оснастить специальными противоугонными устройствами, которые укажут правоохранительным органам курс угнанного транспортного средства (учитывая стоимость внедрения, это особенно актуально для машин стоимостью от 20 тыс. долл.). Речь идет о спутниковых системах безопасности. Многих привлекает скрытность установки и то, что система ничем не выдает своего присутствия — внешний вид автомобиля не меняется. Первая пятерка игроков на рынке спутниковых систем безопасности выглядит так: “Цезарь Сателлит”, “Автолокатор”, Starcom, SkyLock, LoJack. Всего же их около 10—12. Стоимость установки бортового комплекта варьируется в пределах 1—3 тыс. долл. за единицу плюс ежемесячная абонентская плата (от 24 долл.) и расходы на связь.
Популярность спутниковых охранно-поисковых систем растет. Во-первых, их установка настоятельно рекомендуется страховыми компаниями, так как возврат угнанных автомобилей, оборудованных спутниковыми системами безопасности, их законным владельцам достигает 98% (для сравнения: радиопоисковые системы оказываются эффективными примерно в 42% случаев), при этом страховые компании дают скидки до 70% по риску “хищение” и до 15% при страховании КАСКО, что позволяет окупить установку подобной системы за один-два года. Во-вторых, в большинстве случаев компании-поставщики решений предоставляют возможность интернет-локации, когда владелец может самостоятельно отследить местоположение своего авто с точностью до нескольких метров. В-третьих, спутник охраняет не только сам автомобиль, но и его хозяина — дистанционная “тревожная кнопка” обеспечивает личную безопасность владельца, находящегося вне машины.
Персональные перемещения
Помимо грузов, автомобилей и других транспортных средств сегодня можно определить координаты и конкретного человека. Однако точность подобных систем пока вызывает определенные вопросы, что несколько ограничивает подобный рынок в целом и возможности их применения в частности. К примеру, сервис определения координат конкретного человека с функцией оперативного вызова наряда вневедомственной охраны пока недооценен и на рынке отсутствует, поскольку сотовые компании не готовы предоставить детальное отражение сигнала, полученного по команде экстренного вызова. То есть на “тревожную кнопку”, которая в целях помехоустойчивости может управляться по комбинированному каналу (проводной — по телефонной линии и радиоканал — по сотовому телефону), группа милиционеров, конечно, приедет, поскольку точно известен адрес учреждения или квартиры, а оперативно помочь абоненту подобной услуги, скажем, в лесопарковой зоне или на обычной городской улице при грабеже или нападении пока не в состоянии.
По сигналам сотовых телефонов система указывает местоположение сотрудников. Можно видеть историю передвижений, устанавливать контрольные точки.
Достаточно интересным может быть сервис местоопределения, совмещенный с охранными системами теленаблюдения. В отдельном “интеллектуальном” здании всегда можно отследить местопребывании каждого конкретного сотрудника и показать его на видеомониторе в режиме реального времени. Практически реализовать это несложно: если в каждую карту доступа (обычно она является идентификатором прихода на рабочее место и пропуском по этажам) добавить помимо электронного чипа еще и RFID-метку, а в здании организовать ключевые точки опроса подобных меток (это стоит на самом деле не так дорого), можно получить детальный план перемещений сотрудников в течение рабочего дня. Кроме целей безопасности это поможет более рационально организовать работу, спланировать работу курьерской службы внутри офисного комплекса, отследить и оптимизировать работу охранно-пропускных пунктов для проверки посетителей и т. д. Причем делать это будет компьютер самостоятельно, человеку останется только проанализировать уже структурированную информацию и принять окончательное решение.
Кстати, корпоративным клиентам, возможно, будут интересны предложения компании Hitachi, которая у же полтора гора продает систему позиционирования на базе беспроводных локальных сетей. Такая система позволяет определить положение объекта с точностью 1—3 м. Подобной аккуратностью не могут похвастаться ни спутниковая GPS, ни системы позиционирования, использующие сети сотовой связи. В данном случае специальные точки доступа беспроводной сети достаточно расставить с шагом в100—200 м, а терминал, излучающий радиосигнал, должен быть в пределах досягаемости хотя бы трех станций. Местоположение терминала вычисляется по задержке сигнала, поступающего от разных базовых станций. Эта технология применяется на больших производствах — для слежения за выпускаемой продукцией, поиска с мобильного терминала ближайшего принтера в огромных офисных зданиях и, наконец, для пеленгации нарушителей, которые попытаются без спроса войти в корпоративную беспроводную сеть.
Для частных пользователей определение координат с помощью сотовой сети — вполне известная услуга. Компания “МегаФон-Москва” создала в столице диспетчерскую систему WebLocator еще в декабре 2002 г. А уже через месяц свою систему навигации и телематики запустила в коммерческую эксплуатацию дочерняя структура “Мобильных ТелеСистем” — ОАО “МТС-П”. Последним из операторов “большой тройки” за дистанционный контроль транспортных средств совместно со швейцарской компанией Nexo взялся “ВымпелКом”. Проект получил название AutoConnex, его официальный старт состоялся 17 апреля 2003 г. Выражено это в виде конкретных сервисов — к примеру, проект “ГдеЯ.ру” с 6 мая 2004 г. начал предоставлять пользователям мобильных телефонов услугу определения своего местоположения с получением изображения карты на мобильном телефоне. В настоящее время данная услуга доступна пользователям всех федеральных операторов. Именно 2004 г. стал временем развития систем и проектов с ярко выраженной LBS-функциональностью. К примеру, успех сервисов “Маршрут” и Baby tracing основывается именно на их новизне и отличии от уже существующих простых сервисов SMS и IVR. Такие сервисы не были и не могут быть реализованы без LBS-платформ.
Противоугонную спутниковую систему обнаружить сложно, выключить — почти невозможно. Поиск машины может быть произведен мгновенно, координаты — переданы офицерам полиции немедленно.
Однако пока услуги на базе мобильного позиционирования (LBS) пока плохо приспособлены под нужды маркетинга — сейчас с их помощью можно создавать игры, но нельзя реализовать сервис мобильной рекламы. Возможно в самое ближайшее время услуги позиционирования достигнут гораздо более высокой точности — так, чтобы абоненту поступало сообщение о том, что в магазине идет распродажа, а для того, чтобы принять в ней участие, достаточно повернуть направо и пройти буквально 10 м. Сейчас же услуги по адресному информированию абонентов можно реализовать на основе протокола Bluetooth. Впрочем, это будет работать лишь до тех пор, пока большинство пользователей не научится закрывать открытые по умолчанию BlueTooth-порты на своих телефонах.
Кстати, несмотря на явные преимущества такой технологии, у нее нашлись противники, отстаивающие право человека на невмешательство в его личную жизнь. На их взгляд, определение местоположения человека по мобильному телефону нарушает это право. Решением проблемы могло бы стать согласие владельца мобильного телефона на предоставление подобной информации третьим лицам. Для этого используются системы аутентификации пользователей на сайте мобильного оператора. Но подобная информация вне зависимости от желания пользователя может стать доступной представителям спецслужб или полиции. Однако, если речь идет, например, о террористах или похитителях ребенка, о моральных аспектах приходится забыть, и LBS-технологии в этом случае как раз могут оказаться незаменимыми.
Несмотря на то что в силу технических особенностей LBS точность позиционирования абонента в городе довольно высока —около 100 м, за городом погрешность может составлять уже несколько километров. Но это не является принципиальным ограничением для применения данной технологии, так как сервисы на основе LBS, по нашему мнению, будут в основном “городскими”, справочно-развлекательными — на их базе создаются имеющие вполне очевидный успех сервисы знакомств и общения по “территориальному” принципу, передачи информации о ближайших к абоненту клубах, кинотеатрах, ресторанах и других местах развлечений. Скорее всего, сервисы на базе LBS займут свою нишу и будут востребованы абонентами — об этом говорит, по крайней мере, опыт “МегаФона” с его услугой “Ближайшие”. Кроме того, совместное использование LBS и технологии A-GPS, которая уже предусмотрена в новых моделях телефонов, существенно повысит степень точности и даст тем самым импульс для развития новых сервисов —услуг навигации и точного позиционирования.