В конце прошлого столетия мы, в основном из зарубежных источников, прознали сначала про правительство электронное (э-правительство), а чуть позже про мобильное и широкополосное. Потом лет пять мы разрабатывали стратегию вхождения в информационное общество и размышляли о том, что есть общество, базирующееся на знаниях, и по какому ведомству оно должно проходить. Именно тогда наши ведущие структуры в области информатизации породили ФЦП “Электронная Россия” и начали обособляться и делить делянку, монополизируя кто что: одни — информационное общество и э-правительство, другие — новую экономику и электронное государство. Информационное общество тихо-мирно, по-академически, “варилось” в стенах Центра развития информационного общества (www.riocenter.ru), не затрагивая финансовые ресурсы страны.
Рис. 1. Архитектура системы MoBuD
Про новую экономику благополучно забыли, а в ней хотели объединить образование, инновации и отрасль ИКТ. Электронное государство, в свою очередь, включает э-правительство, парламент и суд. Но последние два еще про это не знают. Оно и понятно: три ветви власти у нас независимые и имеют отдельные кошельки (читай — бюджеты) и свои федеральные целевые программы. Проблему подняла и озаботилась ею исполнительная власть, а законодательная более обеспокоена практической стороной дела — внедрением электронного документооборота в федеральном и региональных парламентах. Суды же хотят в первую очередь создать у себя электронные архивы. Вот тут и подумаешь, а не пора ли, как в свое время Петр Первый, податься на Запад и посмотреть, что делают люди, уже 20 лет строящие, а некоторые уже и построившие э-правительство, и куда, как говорится, направлен вектор развития? Вот я и подался, и посмотрел, и вот что увидел.
Нынешней весной в Берлине в здании городского сената состоялась очередная регулярная конференция, поддерживаемая компанией Cisco и носящая название “Форум э-лидеров муниципальных правительств” (Local governments e-leaders forum). На этот раз она была посвящена инновационным услугам и повышению производительности муниципального управления за счет внедрения технологий мобильного правительства.
Мобильное правительство (м-правительство) является естественным и неизбежным расширением э-правительства. Это новая научная и практическая область деятельности, внимание к которой обострилось в последние годы в связи с ростом терроризма в мире и необходимостью обеспечить устойчивое государственное и муниципальное управление в условиях природных и техногенных катастроф.
Рис. 2. Комплект мобильного оборудования рабочего места мобильного чиновника (ноутбук, принтер, карта UMTS, платежный терминал)
Существуют различные взгляды на место м-правительства в рамках программ создания э-правительства, его воздействие на структуру и функции государственных и муниципальных учреждений, организацию труда государственных и муниципальных служащих и в целом на развитие информационного общества. Зачастую м-правительство рассматривается лишь как технологическое расширение э-правительства. Однако ни то ни другое не являются просто технологической основой государственного и муниципального управления нового столетия и тысячелетия. На самом деле это совершенно новые по устройству и функционированию правительства полносвязанного гражданского (информационного) общества, в нем каждый гражданин должен иметь право голоса и возможность влиять на судьбоносные решения, принимаемые правительствами различных уровней административной вертикали, границы между которыми постепенно стираются, потому что гражданам в конечном итоге безразлично, с какого уровня власти предоставляются электронные услуги. При этом правительства призваны обеспечить гражданам высочайший уровень безопасности и широкий набор стационарных и мобильных услуг.
В настоящее время существуют две парадигмы м-правительства:
- “выезд” мобильных чиновников в места сосредоточения граждан, развертывание там мобильного рабочего места и обслуживание;
- доступ граждан к информации и услугам м-правительства через беспроводную инфраструктуру.
Так, в Германии под эгидой министерства экономики и технологий в рамках инициативы “Мобильные коммуникативные средства” (MobilMedia, www.mobilmedia.de/de/index.htm) выполняется ряд проектов на основе мобильных технологий. На берлинской конференции был представлен один из них — “Мобильное обслуживание граждан” (Mobile Burgerdienste, MoBuD).
Проект MoBuD завершился в феврале 2005 г., он был реализован консорциумом, состоящим из Управления сената Берлина по внутренним делам и Фрауэнхофским институтом по средствам связи, а в нем — Институтом им. Генриха Герца. Управление сената осуществило проект в двух районах Берлина — Панков и Шпандау.
На рис. 1 справа показана старая стационарная система обслуживания граждан через Интернет, а слева — новая система выездного обслуживания граждан муниципальными чиновниками по расписанию (www.berlin.de/rubrik/buergerservice/index.html) с помощью мобильных мультимедийных средств. Обе системы соединены в общее решение, для него было разработано специальное организационное и правовое обеспечение, которое может служить моделью для других подобных проектов. В настоящее время для мобильной передачи данных в основном используется стандарт UMTS, правда с ограничением доступа. Но уже прошла испытания техника связи на базе стандартов WLAN и ISDN.
Мобильное рабочее место муниципального служащего (см. рис. 2) позволяет предоставлять гражданам различные услуги на месте развертывания — в доме для престарелых, хосписе, школе, торговом центре, библиотеке, автомобиле и др. Услуги совершенно житейские и касаются среди прочего таких вопросов, как регистрация по месту проживания, выдача внутренних и заграничных паспортов, выдача дотаций на аренду жилья малоимущим, семейные и молодежные дела, бюро находок и др. При этом обеспечивается высокое качество консультаций и охраны персональной информации.
Рис. 3. Архитектура м-правительства Мальты
Успех данного проекта обусловлен тем, что муниципальные служащие, работающие с системой MoBüD, с самого начала были вовлечены в ее создание. Для успеха проекта значение имело не только само техническое решение, но и фактическая выгода для граждан и удобство для пользователей (служащих).
Значительно раньше (2000 г.) на Мальте было реализовано первое в мире м-правительство (www.mobile.gov.mt, рис. 3). Там граждане обращаются к информации и услугам м-правительства с помощью SMS-сообщений со своих мобильных телефонов. Для этого нужно сначала зарегистрироваться на сервере м-правительства. Запрос зарегистрированного гражданина какой-либо услуги удовлетворяется сразу или запоминается и удовлетворяется после наступления определенных для услуги условий.
Сейчас м-правительство Мальты предоставляет следующие услуги:
- подача жалобы на действия или бездействие госоргана или его подразделения через специальный Web-сайт (www.servizz.gov.mt), который у нас чиновники называют “общественной приемной”. После получения подтверждения о регистрации жалобы можно следить за ходом и сроками ее рассмотрения, определенными законом, получить ответ;
- получение извещений о проведении заседаний суда и их переносе;
- получение извещений о пролонгации торговых, туристических и морских лицензий их держателям от соответствующих лицензирующих госорганизаций;
- получение результатов экзаменов из учебных заведений;
- получение извещений о переводе денег от органов систем пенсионного и социального страхования.
Мобильное правительство (сокращенно м-правительство) является расширением доступа к э-правительству с фиксированных платформ (типа Интернета) на мобильные платформы (типа сотовых телефонов), а также реализацией таких государственных услуг и приложений, получить которые можно лишь при использовании сотовых (мобильных) телефонов, карманных и блокнотных компьютеров и беспроводной интернет-инфраструктуры.Апологеты м-правительства утверждают, что оно обеспечивает доступность государственной информации и государственных услуг в любое время и в любом месте. Отсутствие физической привязки мобильных оконечных устройств делает их вездесущими и предопределяет их использование при выполнении государственных функций 24 часа в сутки 365 дней в году. Примером эффективности мобильной технологии является массовая рассылка тревожных SMS-сообщений гражданам при наступлении чрезвычайных обстоятельств.
Преимущества м-правительства:
- повышенное удобство и гибкость обращения граждан к его услугам;
- возможность обратиться к правительству для значительно большей аудитории граждан, чем та, что может направить свои запросы только через фиксированную инфраструктуру.
Проблемы м-правительства:
- необходимо разработать соответствующую инфраструктуру беспроводной передачи мультимедийного трафика;
- для увеличения аудитории доступ к информации и услугам м-правительства должен быть обеспечен через разнообразные мобильные оконечные устройства;
- передача трафика по радиоканалам делает возможным его перехват и злонамеренное использование, оконечные устройства — тоже любимый предмет воровства;
- не все еще страны приняли законодательство по охране персональных данных.
Источник: www.en.wikipedia.org/wiki/M-government.
Надо отметить, что м-правительство сейчас реализуется во многих европейских проектах как расширение действующего э-правительства или в рамках единого с э-правительством проекта. Так, большой интерес у участников конференции вызвал доклад о только что закончившемся НИР- и ОКР-проекте создания типового решения системы планирования развития городского хозяйства и управления им под названием “Интеллектуальные города” (IntelCities, Intelligent Cities, www.intelcitiesproject.com). Проект возглавляли Городской совет Манчестера (Великобритания, www.manchesterdda.com), муниципалитет Сиены и компания Deloitte (www.deloitte.com/dtt/section_node/0,1042,sid%253D97625,00.html). В работе над проектом сплотились 18 европейских городов, 20 ИКТ-компаний, включая Nokia и Cisco, 36 исследовательских групп со всей Европы. Он финансировался с января 2004-го по октябрь 2005 г. по 6-й Рамочной программе НИР и ОКР ЕС в объеме 6,8 млн. евро, плюс еще 4,6 млн. евро внесли участники проекта. Все проекты по рамочным программам НИР и ОКР ЕС финансируются в рамках партнерства государства и бизнеса (public — private partnership, PPP).
Цели проекта состояли в создании транспортабельного нового набора интероперабельных услуг э-правительства гражданам и бизнесу во всех сферах жизни города. Связь подразделений э-правительства осуществляется на базе Интернета. Основные результаты проекта состоят в следующем:
- создано ПО среднего уровня, являющееся интероперабельной платформой для интеграции услуг и имеющее детальную спецификацию для его развертывания и применения в городах;
- разработаны программные модули, реализующие интерактивные услуги э-правительства в следующих сферах городской жизни: поиск работы и переподготовка кадров, интерактивные медиауслуги для граждан с помощью цифрового ТВ, самообслуживание граждан, инструменты консультирования граждан, транспортные услуги и услуги переезда, мобильные услуги, привязанные к местоположению гражданина, на основе геоинформационных технологий, инструменты консультирования по экологии и соответствующие средства визуализации и моделирования;
- сгенерирован инструментарий реализации э-правительства, включающий цифровую библиотеку передового опыта, пакеты поддержки дистанционного э-обучения, набор курсов обучения, руководства для муниципального служащего и жителя города;
- спроектирован инструмент оценки и сопоставительного анализа зрелости э-правительства города.
Мобильная связь определит образ жизни людей
Число пользователей мобильных телефонов во всем мире, включая Россию, стремительно растет. Со временем цифровая мобильная связь станет главной платформой для доступа в Интернет. В недалеком будущем люди будут иметь непрерывную связь с Интернетом и каждый человек сможет самостоятельно определять свой образ жизни (мобильный или стационарный) и способ работы (в офисе или дистанционный надомный). Для этого возникает все больше возможностей. Для примера: Гамбург первым в Германии предложил своим жителям — а их почти 2 млн. — бесплатный доступ в Интернет, бесплатную домашнюю страницу и адрес электронной почты.
Мобильная связь через Интернет вызовет к жизни совершенно новые формы бизнеса. Возникнет поток новых приложений, а мобильная коммерция, мобильный сервис и м-правительство станут движущими силами новой экономики.
Мобильная связь приведет к зарождению новых отношений между городом и его жителями. Например, студент университета сможет по мобильному телефону разыскать книгу в библиотеке, выяснить дату экзамена, записаться на его сдачу и узнать результаты. Жители города смогут оплатить парковку на стоянке, запросить прогноз дорожной обстановки, выяснить нужный маршрут. Транспортные компании-перевозчики будут выдавать на мобильные телефоны электронные билеты, и в поезде клиент просто предъявит проводнику или контролеру свой телефон с этим билетом. Все это и многое другое — не за горами.
В результате выполнения проекта создан переносимый набор приложений, реализующий интероперабельные услуги э-правительства гражданам и бизнесу в различных сферах жизни города и базирующийся на Интернете. Эти услуги и поддерживающие их приложения после внедрения:
- повышают качество управления и планирования городским хозяйством;
- нацелены на удовлетворение повседневных нужд граждан и бизнеса 24 часа в сутки в режиме транзакций;
- предоставляют в режиме одного окна сервис, реализация которого требует взаимодействия нескольких подразделений городской администрации, а возможно, и региональной и федеральной администраций;
- включают граждан и бизнес в процессы городского планирования, предоставляя им доступ к надежным средствам моделирования, прогнозного планирования и визуализации.
Здесь стоит упомянуть только что закончившийся другой научно-исследовательский проект ЕС под названием USE-ME.GOV (USability-drivEn open platform for MobilE GOVernment, www.usemegov.org/index.php). Он был нацелен на создание тиражируемой универсальной, открытой, интероперабельной, масштабируемой программно-аппаратной платформы м-правительства, и в нем участвовали государственные, коммерческие и учебные организации.