ЧТОБЫ НЕ ПОЙТИ КО ДНУ ПРИ ОЧЕРЕДНОМ КАТАКЛИЗМЕ, СОТОВЫМ КОМПАНИЯМ НУЖЕН “ПЛАН Б”

Популярного рекламного слогана телекоммуникационного оператора Verizon Wireless “Ты меня слышишь?” Джону Грейвзу слишком мало. Главное для него — чтобы абоненты могли слышать друг друга в экстренных случаях, когда это нужно больше всего. Ничего удивительного: Грейвз руководит специальной программой Государственной службы связи в чрезвычайных ситуациях, которая организационно входит в министерство национальной безопасности со штаб-квартирой в Арлингтоне (шт. Виргиния). А находясь на этом посту, он сразу же попадает в число тех, кто пытается найти ответ на ключевой вопрос беспроводных сетей: почему сотовая связь становится одной из первых жертв катаклизмов и катастроф? “Беспроводной связью пользуются не только аварийные службы, но и население, — поясняет Грейвз. — А в экстремальных случаях все тут же начинают звонить домой, и на линию обрушивается шквал звонков. В результате телефонные сети, в том числе и беспроводные, не выдерживают пиковых нагрузок и отключаются”.

Телефонные сети, по данным Грейвза, рассчитаны так, чтобы обеспечивать 99% соединений своим абонентам даже в самое активное время звонков, которое в городах приходится на середину дня (с 13 до 15 ч). Однако этого порой становится мало. Вспомним хотя бы ураган Катрина или теракты 11 сентября 2001 г. — в обоих случаях дозвониться удалось не более чем одному абоненту из десятка. Обслужить миллионы абонентов одновременно не может никакая сеть, ей физически не хватает для этого ресурсов — возникает сильная перегрузка.

Базовая станция на Hammer'е позволяет T-Mobile обеспечить мобильную связь где угодно
Базовая станция на Hammer'е позволяет T-Mobile обеспечить мобильную связь где угодно

Над решением проблемы по устранению такого серьезного недостатка сегодня работает множество специалистов из самых разных организаций, начиная с отраслевой ассоциации CTIA, которая подняла эти вопросы на конференции Wireless IT & Entertainment, проходившей с 12 по 14 сентября в Лос-Анджелесе, и заканчивая операторами сотовой связи. Каждый из провайдеров услуг мобильной связи, включая Cingular Wireless, Sprint Nextel, Verizon Wireless, T-Mobile USA, подходит к решению проблемы по-своему. Некоторые из них все внимание обращают на вопросы сохранения работоспособности своих сетей, другие отлаживают координацию процесса восстановления связи и лишь немногие ставят во главу угла потребности спасателей. “Всегда нужно иметь “план Б”, — уверен Джош Лонн, региональный директор по развитию южного региона фирмы T-Mobile из техасского города Фриско. — Риск должен быть минимальным”.

Квинтэссенцию “плана Б” этого оператора можно выразить тремя словами: готовиться к худшему. Еще за несколько месяцев до урагана Катрина компания передислоцировала свои коммутаторы из опасных районов, а в дополнение к этому укрепила вышки базовых станций и крепеж наружных антенн, установила где только могла электрогенераторы (сбой электропитания — самая опасная проблема любой телефонной сети), организовала дублирующие каналы связи. В результате этого сотовые телефоны жителей Нового Орлеана и прилегающих районов не замолчали.

Действительно, гиганты беспроводной связи всячески стараются обезопасить свои сети до того, как настанет время их проверки на прочность. Вице-президент Sprint Nextel (Рестон, шт. Виргиния) Крис Хэкетт, курирующий программы общественного сектора, в частности, заявил, что его компания уделяет особое внимание наиболее уязвимым районам (например, Флориде), где активно укрепляет вышки базовых станций. По его словам, каждая такая площадка здесь снабжается собственным электрогенератором с соответствующим запасом топлива — перейти на автономное питание теперь достаточно просто.

Кризис емкости

Как считают эксперты телекоммуникационной отрасли, для поддержания связи в чрезвычайной обстановке необходимо соблюдение трех основных факторов. Во-первых, очень важно сохранить имеющуюся емкость сети, во-вторых, увеличить ее там, где это только возможно, и в-третьих, обеспечить работоспособность таких инфраструктурных элементов, как площадки базовых станций и коммутаторы. Соответствующие мероприятия по всем этим направлениям операторы беспроводной связи уже проводят. Для поддержания связи крайне важны также вынос ключевого оборудования за пределы зоны поражения и наличие оперативных бригад дежурных специалистов, способных быстро устранить неполадки.

Кивэн Паркер и Тина Браун из Cingular на фоне MACH 1
Кивэн Паркер и Тина Браун из Cingular на фоне MACH 1

Расширить емкость телефонной сети можно двумя путями: развернуть дополнительные площадки базовых станций или улучшить доступ к проводным каналам связи. Вот только вторым способом удается воспользоваться далеко не во всякой чрезвычайной ситуации. “Мать-природу не переспоришь, — заметил Билл Смит, главный инженер компании BellSouth из Атланты, которая в полной мере испытала на себе последствия урагана Катрина. — Как бы хорошо ты ни подготовился, о полной неуязвимости не может быть и речи”. По его словам, BellSouth готовилась к таким катаклизмам заранее, однако инженеры даже представить себе не могли, что пострадает главный магистральный кабель, проложенный под водой.

Когда пропускная способность сети снижается, операторам связи остается полагаться только на мобильные базовые станции, подключаемые к станциям с коммутаторами. Такие подвижные компоненты инфраструктуры, получившие название COW (Cell On Wheels — ячейка на колесах) или COLT (Cell On Light Truck — ячейка на пикапе), быстро перебрасываются туда, где необходимо восстановить связь, и вводятся в действие. При возможности они подключаются к наземным каналам Т-1, в других случаях используют радиоканалы или спутниковую связь для ретрансляции звонков в базовую сеть. У Nextel, например, имеется специализированная станция COLT, предназначенная для длительной работы в удаленных районах. А T-Mobile обзавелась даже “базовыми станциями на Hammer'е” — они способны обеспечить связь в любом месте, куда только может добраться этот внедорожник.

Самая же сложная задача — административная. Чтобы не лишить связи спасателей, коммерческие операторы должны в полной мере осознать необходимость перестройки своих систем. В них следует предусмотреть и тщательно настроить поддержку приоритетных абонентов, например спасателей. Разработка программы под названием WPS (Wireless Priority Service — беспроводное приоритетное обслуживание) возложена в министерстве национальной безопасности на Грейвза. По его словам, 9 сентября 2001 г. подобное обслуживание уже обеспечивалось в проводных телефонных сетях, однако сотовым абонентом его явно не хватало, и Белый дом распорядился устранить это упущение. Спустя пару месяцев сначала T-Mobile, а затем Cingular обеспечили приоритетное обслуживание специальных подразделений полиции, пожарных, спасателей и офицеров ФБР в таких городах, как Нью-Йорк и Вашингтон, для выхода же на общенациональный уровень компании T-Mobile понадобился год.

Планирование будущего

Все опрошенные eWeek операторы связи в один голос заявили, что готовятся к обеспечению связи в чрезвычайных обстоятельствах, однако, как оказалось, каждый из них понимает такую подготовку по-своему.

Cingular Wireless, скажем, потратила 17 млн. долл., чтобы обеспечить быстрое восстановление поврежденной сети. “Мы приобрели специальное оборудование для действия в чрезвычайных ситуациях, включая MACH (Mobile Access Command Headquarters — мобильный центр управления доступом). Это настоящий офис на колесах со всеми необходимыми системами спутниковой связи, передачи данных, речи и даже видео”, — рассказала Тина Браун, директор по планированию непрерывной работы и кризисным ситуациям этой фирмы из Атланты. Сейчас Cingular располагает двумя такими машинами, бóльшая из которых способна вмещать до 30 человек рабочего персонала.

MACH 2 смонтирована в фургоне и предназначена для быстрого развертывания в зоне бедствия, тогда как MACH 1 размещена на 20-метровом прицепе, имеет рабочую площадь порядка 90 м2 и может подключаться к внешним коммуникационным центрам. Их можно применять для радиосвязи, IP-телефонии и передачи видео при общей пропускной способности до 6 Мбит/с.

По ее словам, если о возможной угрозе становится известно заранее, Cingular сразу же корректирует план действий в чрезвычайных ситуациях. “Когда стало известно о приближении тропического шторма Эрнесто, мы развернули дополнительное оборудование в Колумбии (шт. Южная Каролина) и привели его в состоянии готовности. После этого оставалось только ждать, куда начнется шторм и насколько сильным он будет”, — вспоминает Браун. В зону повышенной опасности были направлены меньший из центров MACH, средства связи в чрезвычайных ситуациях, два грузовика с оборудованием и пара жилых автоприцепов для отдыха сотрудников. А в городе Рэйли этого же штата были развернуты электрогенераторы.

Хотя Cingular и использует генераторы резервного электроснабжения, на фоне других операторов ее действия в этом направлении выглядят довольно скромно. Лонн из T-Mobile, например, рассказал нам, что его компания придерживается здесь формулы N+1 — обеспечивается двукратное резервирование по питанию, а система сохраняет полную работоспособность даже в случае выхода из строя одного из генераторов. По словам Лонна, T-Mobile вкладывает большие средства в развертывание стационарных генераторов резервного электроснабжения и дублирующего телефонного оборудования. Здесь также есть собственный парк мобильных установок COW, COLT и портативных генераторов, который постоянно расширяется.

Сходным путем идет и Verizon Wireless. На всех площадках с базовыми станциями, где только это возможно, специалисты оператора смонтировали стационарные электрогенераторы, а в остальных местах установили портативные энергетические установки. Все коммутаторы компании во Флориде размещены в специальных бетонных укрытиях, способных выдержать натиск ураганов пятой категории. Имеются здесь и два дублирующих друг друга стационарных центра управления специального назначения — по одному на каждом побережье.

В сети Sprint Nextel все коммутаторы дублируют друг друга, система является единым целым со специальной функцией управления нагрузкой, поэтому избыточный трафик направляется для пропуска на те участки сети, где в данный момент нагрузка минимальна. Здесь также имеется парк машин COLT и резервных генераторов, которые задействуются в случае обесточивания или выхода из строя базовых станций.