Рынок в ожидании перемен
На протяжении последних лет у разных аналитиков из отчета в отчет переходят мысли о том, что именно массовое внедрение сервисов с “передачей картинки” на мобильные устройства не только спасет падающий ARPU, но и придаст новый импульс развитию сетей 3G. При этом цифры об успешных проектах мобильных видеосервисов в ряде стран весьма впечатляют. Если провайдеры мобильного контента и операторы сотовой связи смогут решить ряд проблем, связанных с качеством картинки на дисплее мобильного телефона и скоростью его доставки до каждого пользователя, то, по оценкам компании Infonetics Research (www.infoneticsresearch.com), общемировые доходы от мобильных видеосервисов могут резко увеличиться — с 46,2 млн. долл. в 2005 г. до 5,6 млрд. долл. в 2009-м. Выпуск же мобильных телефонов с доступом к видео должен вырасти с 28 млн. в прошлом году до 336 млн. в 2009-м.
Внешний вид программы-клиента для просмотра мобильных видеосервисов
Последнее исследование американского аналитического агентства eMarketer (www.emarketer.com) также внушает оптимизм — по мнению аналитиков, рынок мобильных видеосервисов в течение нескольких ближайших лет будет значительно расширяться. К примеру, на американском рынке мобильного теле- и видеоконтента, как сообщает eMarketer, в настоящее время насчитывается около 3 млн. пользователей, которые смотрят фильмы и ролики на своих мобильных устройствах. К 2009 г., прогнозируют специалисты, на рынке Северной Америки число таких абонентов увеличится до 36 млн. человек, хотя большинство из них все-таки не станет подписываться на мобильное телевидение, а будет просто загружать на телефоны те или иные понравившиеся ролики.
В России все пока не так радужно. Для сравнения: по статистике оператора “СкайЛинк”, потенциальная аудитория пользователей его видеосервисов составляет пока не более 10% от абонентской базы, это пока всего лишь десятки тысяч клиентов, обладающих соответствующим оборудованием (телефонами и PCMCIA-модемами с поддержкой технологии EV-DO).
Список телевизионных каналов московской сети “Скай Линк”, доступных пользователям в настоящее время — в ближайшем будущем он будет расширен
Однако перспективы у таких проектов вполне интересны — оказывается, пользователи на технологически развитых рынках готовы тратить больше времени на просмотр видеоинформации по сотовому телефону, чем на чтение газет. Как показывает исследование “Consumer Behavior 2005”, проведенное в Южной Корее, у людей, имеющих доступ к такому сервису, на мобильное телевидение в среднем уходит 61 минута в неделю, а на чтение газет — около 42 минут. Самый популярный контент мобильного телевидения в Южной Корее сейчас — новости (19,2%), фильмы (14,5%) и музыка (14,4%). Причем 45% зрителей мобильного ТВ — молодежь в возрасте от 20 до 30 лет.
Тем временем для доставки любых видеосервисов пользователю операторам сотовой связи необходимо серьезно модифицировать не только протоколы беспроводной передачи данных, но и магистральные каналы связи, чтобы они могли справиться с возрастающей нагрузкой. Сейчас у отечественных операторов с этим проблемы. Видеосервисы в сотовых сетях российских операторов похожи на мифы — о них все говорят, но в реальности мало кто видел. Дело в том, что передать короткий видеоклип по сотовой сети (особенно с использованием GPRS или EDGE) можно с любой скоростью — для пользователя это не критично, поскольку просмотр состоится только после копирования всего файла на мобильный терминал абонента. А вот в случае с вещанием в сотовую сеть ток-шоу или “мыльной оперы” в режиме реального времени все иначе: нужен крайне устойчивый беспроводной канал передачи данных с гарантированной скоростью и широкой полосой пропускания. Неустойчивость подобных проектов показывает пример с проектами мобильного телевидения, которые запустили два из трех операторов “Большой тройки”. Первым этот сервис ввел столичный “МегаФон”. Обладая самой современной (но пока не самой разветвленной и емкой) сетью передачи данных в Москве, он смог предоставить услугу мобильного телевидения еще в 2004 г. (стоимость — 20 долл. в месяц с учетом оплаты трафика). Компания МТС 10 марта 2006-го ввела в коммерческую эксплуатацию “Мобильное ТВ” в ряде областей Центрального региона (Белгородская, Брянская, Курская, Липецкая, Орловская) со стоимостью подписки в 3 долл. за телеканал (WAP- и GPRS-трафик оплачивается отдельно).
Онлайн-трансляция на мобильный терминал — качество безусловно зависит от загрузки сети
При этом вводить сервис в столице, базовая сеть которой нуждается в серьезной модификации, компания не стала. В обоих случаях говорить о стабильном качестве картинки сервиса сложно — слишком уж оно зависит от загрузки сети голосовым трафиком. Однако услуга имеет нишевый спрос и пользуется определенной популярностью у владельцев “продвинутых” телефонов (порядка 20 моделей) — молодежи и бизнес-абонентов. Пока есть возможность смотреть “живое” видео на смартфонах с ОС Symbian и установленной программой RealPlayer, однако о количестве пользователей этой услуги информация весьма противоречива. “ВымпелКом” еще (на наш взгляд, вполне разумно) выжидает, одновременно наращивая технические мощности. По словам представителей компании, запуск мобильного телевидения скорее всего будет организован до конца нынешнего года в столичной сети оператора, транспортом будет служить протокол EDGE.
Новый взгляд
Особая ситуация в плане развития видеосервисов складывается у “СкайЛинка”: после старта скоростной технологии передачи данных EV-DO компания имеет все шансы завоевать лидерство в области продвижения подобного контента на российском рынке, пока GSM-конкуренты не начали строить сети 3G. К слову, мобильное телевидение было продемонстрировано северо-западным отделением компании на телекоммуникационной выставке “Норвеком” в феврале этого года.
Список ТВ-каналов в санкт-петербургской сети “Скай Линк” — скоро одного экрана сотового телефона будет не хватать
Сервис работал хорошо: на скорости в 600—700 кбит/с картинка была качественной и красивой, фактически услуга позволяет абоненту смотреть телепрограммы на своем телефоне. В планах компании — до конца этого года запустить мобильные видеосервисы в коммерческую эксплуатацию, а к концу 2007-го довести индекс инноваций от передачи данных и подобных услуг до 40% (сейчас максимальный показатель GSM-компаний — около 15%). Для этого будут подключены 10 телевизионных каналов для прямой трансляции. Из крупных поставщиков контента можно отметить РБК-ТВ, НТВ-Плюс и “Систему Масс-медиа”, которые обладают каналами собственного производства, доступными пока только ограниченному количеству пользователей по подписке (через спутниковую сеть или ADSL-каналы “Стрим” соответственно). Большой популярностью, очевидно, будут пользоваться музыкальные каналы (интернациональный “Муз-TV” и российский “Муз-ТВ”), а также развлекательные передачи и ток-шоу телеканала ТНТ, который, к слову, активно играет на рынке дополнительных услуг для сотовых сетей, владея несколькими короткими номерами для продажи контент-услуг.
Однако одной прямой трансляции недостаточно — у пользователей, составляющих основу целевой аудитории мобильного телевидения, зачастую просто нет времени для просмотра длинных телепередач, рекламы, развлекательных или культурных программ. Поэтому, по мнению экспертов “СкайЛинка”, необходимо внедрять и другие подобные сервисы. Причем некоторые форматы подобных услуг будут созданы специально для мобильных телефонов. Во-первых, это сервисы, использующие статичную, заранее подготовленную информацию, — в них нет никакого элемента интерактива, они представляют только описание событий. Самый интересный вариант реализации — “нарезка” новостей (экономических, политических, спортивных). Причем такая передача должна идти в режиме нон-стоп по примеру новостного вещания телеканала EuroNews, длительность каждого блока — не более 5 минут. Видеофильмы и мультфильмы тоже интересны пользователям, однако их скорее всего придется “резать” на эпизоды — смотреть длинную киноленту или мультипликационный сериал надо будет “кусочками”. А вот рекламные ролики фильмов в формат вполне вписываются: 2—3 минуты демонстрации самых активных эпизодов и сейчас, при несовершенных сетях передачи данных, пользуются у абонентов успехом. О таких приоритетах свидетельствует статистика контент-провайдеров, уже действующих на этом рынке в России. Стоит отметить и так называемые “мобизоды” и видеоподкасты, т. е. краткие (по нескольку минут) репортажи об определенных событиях или происшествиях. Под этот формат также вполне можно подвести музыкальные клипы и интересные интервью, причем главное в данном случае — это побольше крупных планов, что крайне важно из-за небольшого размера экрана мобильного телефона: так у пользователя появляется шанс хоть что-то увидеть. Очень перспективное направление работы — спортивные трансляции. Однако и здесь есть особенность: трансляция в режиме on-line вряд ли кого-то заинтересует (опять же из-за малого размера дисплея мобильного телефона и большого размера счета за загруженный трафик), а вот “нарезка” голов в футболе или хоккее, последней подачи в теннисе, финиша гонок скоростных автомобилей и т. д., по мнению аналитиков из “СкайЛинка”, должна пользоваться успехом.
На небольшом экране сотового терминала крупные планы — самый лучший способ привлечь внимание пользователя
Во-вторых, частично интерактивные проекты построены по принципу “трансляция в режиме реального времени”. Основной двигатель сервисов этой группы — безусловно мобильная эротика. Всевозможные видеочаты, “горячие разговоры” и т. д. пользуются популярностью во всем мире, не будет исключением и сервис для мобильных телефонов. Еще вариант — трансляция видеокартинки автомобильных пробок с помощью подключения к камерам ГИБДД. Учитывая, что подобная видеосеть уже действует в крупных городах России и единственное, что надо сделать контент-провайдеру, — организовать шлюз для передачи информации в сотовую сеть, подобный проект можно признать весьма перспективным. Особенно если соединить подобную информацию с визуальной картой пробок, пример которой уже реализован в одноименном проекте компании “Яндекс”. Дополнительно можно организовать трансляцию видеоинформации со специально установленных городскими властями камер для туристов в интересных с исторической точки зрения местах. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге уже внедрены подобные локальные проекты, есть несколько десятков камер, но трансляция пока осуществляется только в Интернет — полезно это тем, что перед заказом экскурсии туристы могут посмотреть погоду на месте и в зависимости от этого выбрать объект для посещения.
Увидеть все детали клипов вряд ли получится — остается только слушать музыку
И третий формат — полностью интерактивные проекты, на результаты которых пользователь может влиять. Уже не первый год обсуждается идея о создании специальных художественных фильмов, на развитие сюжета которых пользователь может влиять с помощью голосования. Но реализовать подобную функцию на телеприемнике затруднительно, несмотря на богатство выбора проводных технологий. В случае с мобильными устройствами все гораздо проще — пользователь может влиять на сюжет фильмов или ток-шоу. Это стимулирует интерес абонентов к подобному контенту и позволит им почувствовать свое влияние на развитие сюжета. Сюда же контент-провайдеры относят сервисы активного видео: с помощью цифровой камеры создается видеотур по выставке (существуют примеры по автомобильным и компьютерным выставкам, проводимым в Экспоцентре), ресторану, магазину, музею (реализованы туры для Третьяковской галереи, Оружейной палаты) и т. д. Далее пользователь, наблюдая видеокартинку на мониторе телефона, может управлять направлением движения — посмотреть одни картины и проигнорировать другие, получить дополнительную информацию о тех экспонатах, которые ему интересны, заглянуть не только в обеденный зал ресторана, но и на кухню и даже совершить покупку понравившейся вещи. Причем для покупки достаточно просто выбрать интересный товар и оставить номер своего телефона для решения вопросов с доставкой. Еще один интересный вариант в этом смысле — мобильные казино. Но интересна не анимация крутящейся рулетки, а вполне реальная трансляция со стола для игры в “Black Jack”, рулетку, кости. В таком видеосервисе пользователь выбирает с помощью меню нужные команды, а крупье реализует его волю в режиме реального времени. Вот только совершенно непонятно, что делать, если в самый интригующий момент (после выпадения шарика или карт) сеть “подвиснет”, — при крупных ставках такая ситуация может подвигнуть владельца к варварскому уничтожению любимой “мобилы”.
Спортивные и зрелищные мероприятия на небольшом экране мобильного телефона смотрятся пока не очень качественно — слишком много мелких деталей
И в заключение — самый сложный по реализации сервис, стоящий совершенно отдельно от всех вышеперечисленных: полноценный видеозвонок по маршруту “абонент — абонент”. Для этого, конечно, пользователю понадобиться терминал с двумя видеокамерами (одна — мощная, для фотографий и съемки пользовательского видео, и вторая — гораздо слабее по своим характеристикам, размещенная рядом с дисплеем мобильного телефона и клавиатурой, предназначенная для передачи видеокартинки лица пользователя), а также скоростной канал для передачи информации. Дополнительно оператору стоит поработать над более гибкими условиями включения видеозвонка — не секрет, что в большинстве сетей 3G, где уже реализована эта функция, трансляция камеры включается по умолчанию при нажатии клавиши ответа на поступающий звонок. Однако вызов может застать абонента в самых разных местах, и он не всегда хочет, чтобы его собеседник наблюдал те условия, в которых он с ним разговаривает, поэтому кнопка ответа должна активизировать функцию голосовой связи, а видеокамеры включать по желанию.
Наиболее “продвинутым” пользователям порядком надоело закачивать в свои мобильные телефоны картинки, мелодии, игры — хочется большей интерактивности, новых сервисов. Именно этим объясняется растущая популярность видеоконтента в современных сотовых сетях — от подкастов (короткие видео или аудиозаписи по определенной теме) и коротких музыкальных видеоклипов до прямых трансляций шоу-программ и спортивных состязаний. И всё — на экране мобильного телефона.