Согласно недавним исследованиям, проведенным компанией Nokia и агентством Economist Intelligence Unit (EIU) совместно с организацией CIO Forum (опрошено более 500 топ-менеджеров из различных отраслей), бизнес-мобильность получила широкое распространение: более трети руководителей сообщили, что как минимум 20% их работников могут считаться “мобильными” сотрудниками, т. е. трудятся по крайней мере один день в неделю вне офиса. О том же свидетельствует и исследование Mobility Quotient (буквально — коэффициент мобильности) компании Cisco (конец II квартала, опрошено около 1000 руководителей компаний): мобильные компьютеры бизнес-класса стали неотъемлемой частью современной инфраструктуры организаций по всему миру — 40% фирм (от предприятий малого бизнеса до транснациональных корпораций) в обязательном порядке оснащают большинство своих мобильных сотрудников ноутбуками и смартфонами. Таким образом, бизнес-мобильность теперь воспринимается как нечто широко применимое во многих отраслях экономики.
Аналогичная тенденция сказывается и на росте продаж ноутбуков бизнес-класса. При этом представление пользователей о технических характеристиках и коммуникационных возможностях подобных устройств за последнее время заметно изменилось. Далеко не всегда оно совпадает с мнением производителей устройств, тем более что у каждого вендора своя, во многом индивидуальная сегментация продуктовой линейки, которая к тому же постоянно обновляется.
Значительная часть поставок ноутбуков бизнес-класса связана с централизованными закупками. Здесь присутствуют партии как в несколько десятков, так и сотен компьютеров, причем часто без дополнительных опций в виде технической поддержки, только с гарантийным ремонтом от производителя. Общий подход к контрактам такого рода на рынке пока не сложился. Судя по мнению наших экспертов из разных регионов, можно выделить три основные разновидности подобных заказов по техническим характеристикам устройств и назначению поставок. Во-первых, это имиджевые заказы — изделия которые покупают для высшего руководства тех или иных компаний, причем не с целью придать им как можно больше мобильности, а скорее для экономии места на рабочем столе. Поскольку такие специалисты чаще всего перемещаются по городу на автомобиле, то масса мобильных компьютеров не играет особой роли, главное, чтобы они имели максимально возможную производительность и отлично работали с графикой, обладали большим и многоцветным дисплеем. Для расширения функционала покупка подобных компьютеров чаще всего сопровождается приобретением внешних мониторов и эргономичных клавиатур, а также док-станций, в результате чего собирается весьма мощная вычислительная установка. Во-вторых, ноутбуками оснащают менеджеров среднего звена, менеджеров по продажам, сотрудников, чья работа носит разъездной характер (кроме мобильной торговли, где удобнее смартфоны, коммуникаторы и КПК — см. PC Week/RE, № 14/2007, с. 26). В данном случае важны производительность и время автономной работы. Использование мобильного компьютера — гибридное. На рабочем месте он чаще всего включается в порт-репликатор или док-станцию, как вариант — подключается к беспроводной сети предприятия, но используется и “в поле”, поэтому такие заказы комплектуются переходниками для подзарядки техники через порт прикуривателя в автомобиле. В эту же категорию входят заказы персональной цифровой техники для банковских стоек экспресс-кредитования и выдачи пластиковых карт; здесь параметры устройства могут быть совсем слабыми, главное, чтобы “тянули” работу с автоматизированной системой банка, доступ к которой осуществляется через интернет-браузер. В-третьих, мобильные компьютеры требуются руководителям, которые основное время проводят на своем рабочем месте, но периодически присутствуют на различных совещаниях у вышестоящего руководства или заказчиков. Подобные решения популярны в финансово-кредитных учреждениях, у операторов связи, в PR-агентствах и т. д. На рабочем месте подключение к локальным ресурсам и сети Интернет осуществляется по локальной сети, а в переговорной — по Wi-Fi. Для того чтобы ноутбук можно было использовать для демонстраций, у него должен быть порт для подключения специального LCD-проектора (вывод на второй монитор). Размер и масса — самые минимальные. Наличие док-станции необязательно.
Сегодя ноутбук превращается в полноценный инструмент управления бизнесом на расстоянии. В связи с этим на первый план выходят модели с развитыми коммуникационными возможностями (упор делается на беспроводные протоколы передачи данных), достаточно мощными процессорами, длительным временем автономной работы и, безусловно, небольшой массой.
Рынок ноутбуков в России
Как показывает практика, российский рынок ноутбуков растет весьма активно. Общий объем продаж в 2006 г. составил, по данным аналитического агентства ITResearch, 1555 тыс. шт., среднегодовой рост за последние несколько лет — до 70%, причем темпы прироста пока не снижаются. Основа такого взрывообразного роста, отмечает Василий Мочар, заместитель директора ITResearch, — развитие розничного сегмента, доля которого доходит до 50% продаж. Но вместе с тем начинается медленный подъем спроса и в корпоративной сфере, где ноутбуки устанавливают на рабочие места в качестве основного компьютера. К примеру, доля бизнес-ноутбуков в 2006-м выросла с 11% на начало года до 20% на его конец; основные закупки сделали банки розничного кредитования, где на временных рабочих местах теперь ставят мобильные компьютеры. Также ноутбуки заменяют офисные машины в парке “надомников”, развивается рынок мобильных рабочих мест (торговые представители, агенты по недвижимости, страхованию и т. д.). В прошлом году произошло смещение спроса к моделям среднего стоимостного диапазона (бизнес-класс) от более экономичных по цене моделей, которые были локомотивом роста рынка год-два назад; в 2007-м этот процесс продолжится наряду с общим технологическим снижением средней стоимости ноутбуков.
При этом, по мнению опрошенных нами специалистов российских системных интеграторов, портативные компьютеры для бизнес-пользователей обычно закупают сравнительно большими партиями только в крупных городах, в регионах поставки носят крайне фрагментарный характер, приобретают либо “печатные машинки” с весьма средними техническими характеристиками, либо ноутбуки высшего ценового сегмента для руководства. Надо отметить, что если в крупных городах системные поставки беспроводных точек доступа, инфраструктурного оборудования и ноутбуков имеют место быть, а проекты мобильного офиса рассматриваются как вполне интересное вложение средств, связанное с повышением эффективности бизнеса, то в регионах это считают бесполезной тратой денег. Между тем все больше компаний осознают преимущества мобильности если не для всех сотрудников, то для отдельных подразделений, специалисты которых работают “в поле”. Таким же путем идут и представительства иностранных компаний, в их случае офис может быть полностью беспроводным и крайне мобильным.
Потребности рынка
Так как бизнес-ноутбуки предназначены прежде всего для работы, одной из важнейших их характеристик остается удобство для пользователя. Ноутбуки бизнес-класса можно разделить на несколько категорий. Во-первых, аппараты для рядовых сотрудников и менеджеров среднего звена; во-вторых, ноутбуки, устанавливаемые на стол руководителю; в-третьих, мобильные устройства, которые руководители используют в командировках и путешествиях. Большинство продаваемой бизнес-техники, естественно, приходится на первый класс решений.
В чем выгода от использования мобильных устройств
По данным исследования компании Nokia и агентства Economist Intelligence Unit, ключевые выгоды от мобильных бизнес-решений руководители компаний различной величины видят в увеличивающейся оперативности при работе с клиентами (36% опрошенных), расширении функций совместной работы сотрудников в рамках предприятия (27%), а также в появлении новых возможностей для работы с многочисленными партнерами и поставщиками (12%). В результате анализа полученных данных было подтверждено, что всё более важным фактором эффективности бизнеса становится не просто сбор информации на местах, а ее оперативная передача и обработка с помощью мобильных переносных компьютеров. Респонденты также планируют расширение использования мобильных решений в ближайшие два года, причем компании будут главным образом уделять внимание следующим аспектам: удаленному доступу к сети (41% опрошенных полагает, что в мобильных устройствах должны присутствовать мобильные модемы для передачи информации), управлению взаимоотношениями с клиентами с помощью систем мобильной торговли (34%), приложениям для совместной работы, в том числе мобильным групповым приложениям (21%), а также полной автоматизации работы отдела продаж (17%).
По мнению производителей, такая техника для бизнес-пользователей отличается хорошей мощностью, большим временем автономной работы и наличием широкого спектра портов ввода-вывода (иногда и COM-порта). Характерная особенность многих бизнес-ноутбуков — возможность их комплектования док-станцией. Как отмечает Дмитрий Лукин, технический директор департамента ноутбуков компании ASUSTeK Computer, крайне важным для подобных устройств является компактность (размер — не больше листа А4) и длительный период автономной работы. Обычно масса компьютера бизнес-класса — около 2 кг без зарядного устройства (с ним -- еще порядка 300 г) и со стандартной батареей (батарея с увеличенной емкостью может добавить плюс к тому 200—300 г).
Главными достоинствами ноутбуков бизнес-класса, по мнению Олега Корчагина, специалиста отдела маркетинга и PR Toshiba Europe GmbH, становятся удобная и эргономичная клавиатура, качественная матрица дисплея. Значительное преимущество имеют модели с хорошим экраном, ведь с ноутбуком приходится иметь дело в течение всего рабочего дня. Типичная диагональ экрана составляет 14—15 дюймов, реже — 12, а процессор должен обеспечивать деятельность ресурсоемких приложений (будет это процессор от Intel или AMD не суть важно — их производительности сходны). Рабочая частота процессора — от 1,5 ГГц, обязательно с пониженным энергопотреблением, что положительно скажется на продолжительности работы (минимум 3 ч при полной нагрузке со стандартной батареей).
Немаловажным является показатель оперативной памяти — стандартом стал 1 Гб. Жесткий диск с объемом менее 80 Гб даже не рассматривается, поскольку после установки на него ОС и минимального пакета программ (офисные приложения, программа веб-браузинга, VoIP-клиенты, ПО для интернет-пейджинга и т. д.) для прочих нужд останется в лучшем случае две трети объема.
Бизнес-ноутбук невозможно представить без набора адаптеров беспроводной связи Wi-Fi и Bluetooth. Причем сегодня есть смысл подумать о поддержке нового стандарта 802.11n. В ноутбуках на базе современной платформы Centrino такой адаптер появится уже в ближайшее время.
Немаловажна и конструкция ноутбука. По словам Андрея Сиднева, менеджера по продукции компании Panasonic, бизнес-пользователи обращают внимание на ее прочность, поскольку во время вынужденных переездов случается всякое — частое открытие и закрытие крышки, возможные падения и сдавливания, переноска с места на место в руках или без специальных сумок для ноутбуков и т. д. С этим согласен и Олег Корчагин — информация на ноутбуке по возможности должна быть защищена от воздействия внешних факторов (случайное падение, пролитая жидкость и т. п.).
Также важно, по информации Бориса Королькова, руководителя отдела по развитию корпоративных партнеров компании Lenovo EE/A, наличие возможности быстрого и несложного восстановления системы, которое можно провести самостоятельно при помощи встроенной системы от производителя.
Но опасность для хранимых в ноутбуке данных представляют и намеренные действия злоумышленников. В случае кражи ноутбука избежать утечки информации помогут программы шифрования жесткого диска “на лету” — даже средний по стойкости алгоритм может сделать попытку расшифровки информации, хранящейся на жестком диске мобильного компьютера, делом дорогостоящим и, следовательно, нерентабельным.
Цвет компьютера значения не имеет — чаще это серебряный или черный, реже белый (считается неудобным и марким). Кислотные или яркие цвета полностью игнорируются, как и украшения стразами. Клиент хочет иметь современную машину с расширенной гарантией.
С точки зрения производителей устройств, типичными моделями, отражающими эти критерии, можно считать следующие. У Acer наиболее интересными следует признать изделия серии TravelMate, к примеру 6292 и 5720. Для Asus — это изделия W7J-W7S, W5F серия A8. У Samsung к категории бизнес-ноутбуков относят устройства серии P (P55), модель R40Plus, а в ближайшее время в продаже появятся X65 и M60 на базе новой платформы Intel. HP предлагает пользователям ноутбуки серии Pavilion — стоит обратить внимание на компьютеры dv9300, dv6000, dv5200. В линейке ноутбуков Panasonic типичными представителями бизнес-класса являются CF-74 (защищенная модель), CF-W5 и CF-Y5. Из продуктовой линейки Lenovo можно отметить как классические ThinkPad со стандартным дисплеем 4:3 и модель high-end-серии Т — ноутбук T60 с диагональю экрана 14 дюймов и R60. У Toshiba интересна вся линейка Tecra, в частности Tecra A8 (защищенная модель), Satellite U300, Portege R400 (первый в мире ноутбук с оповещением о приходе электронной почты в реальном времени по сети 3G). Также стоит вспомнить C1 Express Dual от LG, Fujitsu Siemens LIFEBOOK P7120 и Amilo Pro V3205.
Типология корпоративных заказов
На сегодняшний день большая часть мобильных компьютеров поставляется коммерческим предприятиям — госсектору пока интереснее серверы и системы хранения, стационарные рабочие станции. Как отмечает Максим Меньшиков, коммерческий директор компании А11 (г. Владивосток), активно ноутбуки закупают софтверные фирмы, которые оснащают ими своих программистов (часто — работающих по удаленной схеме сотрудничества), а также предприятия самого разного профиля, но для конкретной категории сотрудников — администраторов локальных сетей, чтобы обеспечить им возможность удаленного управления сетью. Интересный пример из Владивостока: мобильный ноутбук вкупе с сотовым телефоном в стандарте CDMA2000 для автоматизации рабочего места автодилера. Основной массив данных по автомобилям (фотографии, технические параметры и т. д.) находится на жестком диске компьютера, а по беспроводной сети можно уточнить дату и время поставки той или иной машины, сравнить цены и отправить заказ на доставку.
Еще об одном решении рассказал Дмитрий Рубченко, директор компании “Компьютеры и сети” (г. Новосибирск): часто мобильные решения приобретают для инженеров, выполняющих проектные работы по заказу крупных иностранных или отечественных фирм.
Одними из основных потребителей мобильной техники являются банки. По словам Дмитрия Баранова, коммерческого директора “DVM-групп”, помимо решений, где подключение удаленных пользователей осуществляется по проводной сети, все больше заказчиков просят устанавливать в ноутбуки мобильные модемы в виде PCMCIA-карт или USB-модемов (последние, правда, значительно реже): в связи с продолжающимся кредитным бумом выносные точки продаж кредитных продуктов устанавливаются в торговых центрах, где может просто не быть каких-либо линий связи, кроме беспроводного подключения по каналам сотовой связи.
Подобные мобильные рабочие места, особенно оснащенные печатающими устройствами, по мнению Сергея Глущенко, руководителя направления по поддержке корпоративных продаж компании Brother, в скором времени будут одним из самых часто встречающихся заказов для интеграторов, работающих на корпоративном рынке. Они подойдут для небольших торговых павильонов — по продаже цифровой техники, табачной и газетной продукции, для интернет-кафе и т. д. В среднем, как отмечает Станислав Козлов, директор компании КРОСС (г. Челябинск), в настоящее время стоимость рабочего места для sale-менеджера составляет около 700—800 долл.; за эти деньги можно получить как стационарное, так и мобильное решения, которые будут примерно равнозначными по классу решаемых задач и производительности. Однако при прочих равных в случае использования мобильной техники есть возможность избавить рабочие места от нагромождения системного блока и монитора, плюс появляется известная мобильность. Подобный вариант подойдет для компаний малого и среднего бизнеса, сервисных фирм, которым важна экономия офисных площадей. В последнем случае можно оперативно инсталлировать мобильный офис — 5—10 ноутбуков для сотрудников, несколько точек доступа, маршрутизатор ADSL/Wi-Fi, а также голосовые гарнитуры или USB-телефоны для общения по VoIP.
Интересны мобильные решения и государственным учреждениям — но не в офисном варианте, а в виде защищенной техники для управления специальными проектами и персоналом компетентных органов по обеспечению законности. Коммерческие компании тоже используют защищенные компьютеры (см. PC Week/RE, № 42/2006, с. 24) для экстремальных условий работы, но это специфический рынок с собственными хитами продаж.
Тенденции развития миниатюрных устройств
Еще год назад, когда были обнародованы первые данные о проекте Origami корпорации Microsoft, казалось, что никакого рынка ультрамобильных ПК никогда не будет — “гибрид” между смартфоном и ноутбуком занимал слишком небольшую рыночную нишу. Однако с тех пор устройства этого класса, работающие под управлением ОС Windows (большинство — пока под XP и только отдельные новинки — под Vista) и сочетающие в себе широкие коммуникационные возможности и развитые мультимедийные функции, стали появляться в продуктовых линейках многих крупных производителей компьютерных устройств. Правда, споры о перспективах распространения подобных устройств не утихают и по сей день.
Как и было задумано, в настоящее время платформа Ultra-Mobile PC (UMPC) представляет собой нечто среднее между КПК и ультрапортативным ноутбуком — в базовом варианте это моноблок с сенсорным дисплеем без клавиатуры, хотя в последнее время появляются устройства-“раскладушки”, а также модели, где QWERTY-клавиатура вынесена на лицевую панель компьютера. Экран при этом остается сенсорным. Эти изделия, по замыслу вендоров, объединяют все сильные стороны ноутбуков, смартфонов, КПК и ноутбуков, но в отличие от последних могут быть всегда включены, чтобы пользователь имел доступ к электронной почте и сервисам мгновенных сообщений. Также подобные изделия должны поддерживать максимальное количество стандартов беспроводной связи, в том числе сети третьего поколения. При этом они существенно легче ноутбука — весят не больше 1 кг.
Однако первые появившиеся на рынке компьютеры класса UMPC наглядно продемонстрировали, что в этом подсегменте главная задача на сегодня заключается в уменьшении тепловыделения и габаритов этой техники без снижения ее производительности. Эти цели преследовались при создании анонсированной на последнем IDF платформы Ultra Mobile Platform 2007 (кодовое имя McCaslin). Основу ее составляют процессоры А100 и А110 (Stealey), чипсет 945GU Express (Little River) и контроллер устройств ввода-вывода Intel CH7U. Как заявляют сотрудники Intel, она позволяет в три раза уменьшить габариты устройств по сравнению с современными аналогами и в два раза снизить их энергопотребление. Уже нынешним летом коммерческие продукты на базе этой платформы намерены представить компании Asus, HTC, Fujitsu, Samsung и др.
Не секрет, что одна из тенденций рынка бизнес-ноутбуков — все более интенсивный переход на мобильную платформу. По мнению Дмитрия Лукина, UMPC — это отдельный и специфичный сегмент рынка со своей клиентурой и пока говорить о нем, как о реальном рынке, преждевременно: “Да, несомненно, он будет расти количественно, но не такими же темпами как, например, сегмент SоHо- или Business-решений. Главное в данном случае для вендоров — создавать инновационные системы, которые будут сочетать в себе всю мощь решений, предлагаемых КПК и ноутбуками”.
Поддерживает мнение о том, что сегмент UMPC будет активно развиваться и Олег Корчагин: “Само появление UMPC оказало и оказывает серьезное влияние на рынок ноутбуков, КПК и других мобильных устройств. Однако наиболее ощутимо это влияние будет проявляться именно в секторе КПК. Что касается ноутбуков, то пока UMPC вряд ли составят им серьезную конкуренцию: во-первых, у них очень небольшое время автономной работы, во-вторых, работать за UMPC все же менее комфортно, чем за ноутбуком, тем более что и функциональность UMPC оставляет желать лучшего”.
Более оптимистичен Константин Исаакян, старший менеджер отдела информационных систем компании Samsung, он считает, что устройства UMPC демонстрируют стабильный уровень продаж с момента их появления на рынке и уже сейчас можно сказать, что рынок растет. Безусловно, определенная часть продаж приходится и на корпоративный сегмент, где UMPC составляют конкуренцию традиционным планшетным ПК. “В корпоративном сегменте устройства класса UMPC находят самое разнообразное применение, — рассказывает г-н Исаакян. — Удобство работы “на ходу” в сочетании с беспроводными средствами коммуникации Wi-Fi и Bluetooth делают UMPC незаменимыми помощниками в складской, логистической сфере (например, ввод данных в складскую базу при нахождении вне стен офиса, непосредственно на складском терминале), образовании, научной и медицинской сферах и даже в оперативной работе соответствующих служб обеспечения порядка и безопасности. Растут продажи решений типа “умный дом”, где ноутбуки этого класса выполняют роль средства визуализации или, проще говоря, центрального пульта управления всей системой”.
В целом в сегменте UMPC в обозримом будущем, на взгляд Дмитрия Коломийца, бренд-менеджера компании Lenovo EE/A, самым популярным форм-фактором бизнес-машин будут модели с диагональю 12 дюймов (в силу невозможности обеспечения продуктивной работы более компактными форматами UMPC); кроме того, широкую популярность должен завоевать относительно новый формат 13,3 дюйма, сочетающий в себе наименьший размер и массу при наличии полноразмерной клавиатуры.
Типичные недостатки UMPC в настоящее время — это так называемая “болезнь роста”. К примеру, весь 2006 г. программная часть устройств от Microsoft подвергалась активной правке. У многих моделей нельзя было переключить экран в портретный режим работы, наблюдались явные сложности с элементами интерфейса. Большинство производителей UMPC только готовится перейти на флэш-память вместо традиционных жестких дисков, поэтому пользователям заранее надо быть готовыми к заметному шуму системы охлаждения практически при любом режиме работы.
Несмотря на вполне адекватные возможности для общения с информационными системами и сетями (минимальным набором адаптеров для UMPC являются Wi-Fi- и Bluetooth-модули, USB-порт), порт для локальной сети (Ethernet) во многих устройствах подобного класса отсутствует, как, впрочем, и поддержка нового беспроводного протокола передачи данных 802.11n, который позволяет передавать данные со скоростью в 450 Мбит/с. Новый протокол Wi-Fi уже утвержден организацией IEEE, но пока массово не используется, хотя для него и производится значительное количество точек доступа.
Будущее сегмента UMPC, особенно для корпоративных пользователей, по мнению Василия Мочара, целиком зависит от их цены. Первые выпущенные модели (R2H и Q1) оказались по стоимости в два раза и более дороже, чем предполагали специалисты Microsoft во время анонса концепции Origami. Вопрос в их будущей цене, особенно в соотношении с обычными мини-ноутбуками и КПК, текущая же стоимость неадекватна их реальному, пока весьма скромному, функционалу. “Хотя, — продолжает эксперт, — спрос со стороны новаторов на столь новое решение достигает 7—10% от рынка ноутбуков с диагональю 12 дюймов и менее, что в общем не так уж плохо, учитывая тот факт, что их поставляют всего два вендора (Sony UX в официальном канале пока не видно). Показатели, скажем, компьютеров-трансформеров Tablet PC зачастую даже хуже, хотя они известны на рынке давным-давно”.
В настоящий момент рынок находится в самом начале развития подобных устройств. “Когда новая технология выходит на рынок, — сказал Олег Буравцов, директор Intel в России по развитию бизнеса в государственном секторе, — она всегда дорогая. Спрос на подобные устройства будет существенным при их цене в 500—700 долл. при массовом производстве, к 2010-му мы прогнозируем объем рынка в 200 млн. шт”.
Модельный ряд UMPC
В настоящее время модели UMPC создают как крупные компании, так и небольшие начинающие фирмы. Совсем недавно компания Vulcan, финансируемая одним из основателей Microsoft Полом Алленом, представила на выставке CTIA Wireless 2007 ультракомпактный компьютер Flipstart. Новый UMPC весит всего около 800 г, но по производительности сравним с современными ноутбуками. Flipstart работает на процессоре Intel Pentium-M с частотой 1,1 ГГц, оснащен 512 Мб оперативной памяти, часть из которых выделена для видеокарты. Кроме того, новинка оборудована 30-Гб ударопрочным жестким диском и модулями Bluetooth, WiFi 802.11 b/g и EVDO. Дисплей устройства с диагональю 5,6 дюйма имеет разрешение 1024×600 точек на дюйм, а на крышке компьютера расположен еще один 1,8-дюймовый экран, на котором отображается информация о входящих электронных сообщениях, списке музыкальных файлов или другие не менее ценные данные.
Популярный формат UMPC активно поддержала ASUS. На CeBit 2007 была представлена модель T83 с клавиатурой QWERTY и поворотным экраном. Разрешение 7-дюймовой матрицы составляет 800×480, процессор Via C7-M работает с частотой 1 ГГц, объем оперативной памяти — 512 Мб. Не самые высокие характеристики, зато впечатляет время автономной работы T83 — 6 ч. Еще одна новинка CeBit — изделие Digital Cube G43 с процессором AMD Geode LX800/900 500MHz, который позволяет запустить ОС WinXP или Linux. Отличительная особенность устройства — его небольшой экран, всего 4,3 дюйма (разрешение — 800×480 точек на дюйм). На российском рынке уже представлена модель R2H — она имеет встроенный GPS-модуль, что очень важно для бизнес-путешественников, которым часто приходится в одиночку ориентироваться в незнакомом городе во время заграничных поездок или проводить много времени за рулем. С помощью криптографической защиты можно заблокировать как доступ в операционную систему вообще, так и к отдельным папкам и документам. Это критически важно для корпоративных пользователей — подавляющее большинство случаев утечки секретных данных и персональной информации клиентов во всем мире связано с потерей или кражами ноутбуков и других портативных устройств.
Также стоит отметить и Samsung Q1 Ultra (см. PC Week/RE, № 10/2007, с. 1), который помимо всего прочего снабжен семидюймовым WSVGA-дисплеем (1024×600 точек на дюйм), QWERTY-клавиатурой и встроенным сканером отпечатков пальцев для защиты доступа. Технические характеристики устройства вполне приемлемы для работы со всеми возможными офисными документами, а также для обработки и просмотра мультимедийных файлов.
Компания Gigabyte в своем представлении о UMPC пошла несколько другим путем и выпустила устройство со встроенной клавиатурой. Изделие, получившее индекс U60, выполнено в форм-факторе слайдера: встроенная клавиатура при необходимости выдвигается из корпуса устройства. Новинка оснащена 6,5-дюймовым цветным сенсорным дисплеем. К слову, идея с дополнительной клавиатурой была использована чуть раньше — компания Sony еще в феврале, за три недели до анонса U60, рассказала о своем новом устройстве UX390, которое будет выпущено под брендом Vaio. Нам удалось поработать с этим концептом, который произвел самое благоприятное впечатление, в продаже он пока не появился.
Одной из самых интересных новинок можно cчитать первый ультрамобильный ПК компании HTC под названием Shift. От большинства решений, представленных сегодня на рынке, новинка отличается полноценной поддержкой мобильных сетей 3G — три диапазона сети UMTS и протокол скоростной передачи данных HSDPA. Не забыты и пользователи в странах со слаборазвитой инфраструктурой сотовых сетей третьего поколения — в устройстве реализована поддержка сетей GSM 850/900/1800/1900 МГц. UMPC работает на процессоре VIA С7 ULV, 1,2 ГГц, обладает широкоформатным сенсорным дисплеем с диагональю в семь дюймов и жестким диском в 30 Гб.