К внедрению сетей третьего поколения (3G) российский рынок связи подходит с хорошим результатами: пользователи отлично представляют себе преимущества скоростной передачи данных по радиоканалу, а примерно 10% аудитории мобильных абонентов (по оценке аналитической компании J’Son & Partners) готово платить за оперативный доступ к корпоративным или своим персональным информационным ресурсам.
Услуги сетей 3G — это не только новое поколение мобильной связи, это совокупность технологий, причем основная задача операторов в данном случае — не повторить опыт европейских коллег, которые получили на рубеже 2000-х годов лицензии для сетей 3G и разочаровали множество потребителей качеством предоставляемых сервисов — абоненты получили незрелую услугу вместо отлаженного преднастроенного сервиса.
Развитию мобильного доступа в Интернет в сетях 3G способствуют следующие факторы: уже сейчас в России скоростную передачу данных по технологии GPRS/EDGE или EV-DO используют 10 млн. человек; интернет-блоги (многие записи осуществляются с помощью мобильных устройств) — 1 млн.; интернет-коммуникаторы, объединяющие сервис быстрых сообщений, чат, видеосвязь, VoIP и передачу файлов, — 5 млн.; кроме того, вовлечено в многопользовательские игры полмиллиона человек, самые дальновидные из которых имеют программы-клиенты для доступа с мобильного терминала.
Сами по себе технологии доступа не привлекают внимание операторов и пользователей до тех пор, пока условия, которые предоставляет рынок, не становятся рентабельными и доступными. В настоящее время операторы мобильной связи зарабатывают на голосе и данных, очень небольшая часть доходов приходится на информационно-развлекательные сервисы. С внедрением новых скоростных сетей 3G рост рентабельности подобных проектов будет возможен только при переходе от обеспечения оплачиваемого “соединения” к оплачиваемой “сессии”, что предполагает взимание платы не за предоставление доступа к услуге, а за саму услугу. Помимо услуг направленной рекламы, электронной коммерции, пользовательского контента возможно появление сервисов по мобильному поиску, интерактивным аудио-, видеосервисам (к примеру, для “живого” спорта или музыки), видеотелефонии (не только клипы и подкасты, но и видеотрансляция, скажем, из учебного класса или детского сада) и т. д. Отметим, что уже сейчас мировые контент-провайдеры, работающие с пользовательским контентом, такие как YouTube, выходят в сотовые сети — именно с помощью HSDPA и EDGE каждые 80 секунд там размещается новый видеоролик. При этом необходимо отметить, что выбор технологий для радиодоступа будет широк — кроме сетей 3G это и EV-DO rev. A и B для сетей CDMA2000, а также мобильный WiMAX, которые по техническим параметрам могут обеспечить высокую скорость доступа в Интернет. Использование той или иной технологии будет зависеть от потребностей оператора в скоростной передаче данных, а также от наличия частот на той или иной географической территории — для каждой технологии они различны.