Интерес российских компаний к построению хранилищ данных и интеграции информации из различных источников в последние годы неуклонно растет. Тем не менее по настоящему крупных проектов такого рода не так уж много. Определенное представление о текущей ситуации в этой сфере дала конференция, проведенная в середине июня эксклюзивным дистрибьютором корпорации Informatica в России — фирмой Data Integration Software.
За два года, прошедшие с момента создания Data Integration Software, она смогла заключить более 20 партнерских соглашений и начать проекты у 10 заказчиков, в числе которых “ВымпелКом”, СОГАЗ, банк “УралСиб”, Альфа-Банк и “ING Банк”. По словам генерального директора Data Integration Software Павла Лихницкого, чаще всего интеграция данных востребована при решении задач операционной отчетности и бизнес-анализа на базе единого хранилища данных, а также при построении систем нормативно-справочной информации. Кроме того, инструменты ETL (Extract, Transform, Load) находят применение в тех случаях, когда необходимо осуществлять синхронизацию и консолидацию данных, контролируемых разными приложениями, или переносить информацию из одной прикладной системы в другую при смене платформы корпоративного управления.
Как считает г-н Лихницкий, спрос на интеграционную платформу Informatica PowerCenter мог бы быть и выше, если бы не ряд особенностей российского рынка ИТ. Некоторые крупные заказчики по-прежнему предпочитают промышленным решениям собственные разработки, у многих из них не накоплен достаточно большой массив исторических данных, а иногда отсутствуют современные ERP-, SCM-, CRM- и иные учетно-управленческие системы.
Чаще всего интеграция данных востребована при решении задач операционной отчетности и бизнес-анализа на базе единого хранилища данных, а также при построении систем нормативно-справочной информации
Об одном из наиболее успешных на нашем рынке проектов рассказал Сергей Федечкин, заместитель директора “ВымпелКома” по архитектуре систем управленческой информации и отчетности. Этому оператору мобильной связи приходится решать задачи формирования новых тарифных планов, организации маркетинговых кампаний и удержания абонентов на основе всей информации о клиентской базе. Для этого необходимо консолидировать в едином хранилище данные из 23 приложений, эксплуатируемых в “ВымпелКоме”. Делается это с помощью упомянутой выше платформы компании Informatica. Ежедневно в хранилище загружаются данные о трафике, генерируемом всеми 50 млн. абонентов. Для оперативной аналитической обработки используется информация за последние 13 месяцев, более старая выгружается в архив. Объем хранилища в настоящее время составляет 128 Тб.
BI-контур “ВымпелКома” построен на продуктах самых разных вендоров. Наряду с платформой Informatica PowerCenter компания использует системы хранения Hewlett-Packard, СУБД Oracle на серверах Sun, а также BI-инструменты Business Objects (бизнес-аналитика и отчетность), SAS (управление маркетинговыми кампаниями), SPSS (data mining). Проект стартовал три года назад и сегодня к созданной в его рамках системе обращаются более 1000 менеджеров сотового оператора. Если сразу же после ввода в эксплуатацию хранилища данных в 2005 г. на его основе решались главным образом задачи сегментации клиентской базы, то сейчас строятся также поведенческие модели абонентов, которые позволяют, в частности, формировать новые критерии для более тонкой сегментации клиентов. Особое внимание уделяется качеству данных, за которым постоянно следит выделенная группа специалистов: определены характеризующие его показатели KPI и после того, как был организован их постоянный мониторинг, число инцидентов такого рода существенно снизилось. Как считают в “ВымпелКоме”, данный проект окупится за три года.
Некоторые крупные заказчики по-прежнему предпочитают промышленным решениям собственные разработки
Технический директор банка “Ренессанс Капитал” Вольфганг Хайнрих обратил внимание аудитории на важность стандартизации и унификации инфраструктуры интеграции данных. Это кредитное учреждение активно развивает свой розничный бизнес и планирует довести его годовой оборот до 1,5 млрд. долл. Для этого ему необходимо построить ряд BI-систем: для управления рисками (продукт SAS Analytics), анализа клиентской базы (Siebel Analytics), противодействия отмыванию денег (Kastle 3i for AML), генерации отчетности (Hyperion). И поскольку реализация указанных решений возлагается на разных подрядчиков, банку пришлось взять на себя выработку общих стандартов, регламентов и процедур, лежащих в основе инфраструктуры интеграции, поддерживаемой Informatica PowerCenter.
Сегодня в штате фирмы Data Integration Software всего 20 сотрудников, поэтому основная нагрузка по выполнению проектов ложится на ее партнеров. Среди них есть и глобальные партнеры компании Informatica, такие как IBM и Hewlett-Packard, и российские фирмы (AT Consulting, ISG, Neoflex, ЛАНИТ). Как сообщил вице-президент Informatica по EMEA Марк Сигер, в целом по региону на долю партнеров приходится около 25% продаж лицензий. А это означает, что зарабатывают они в основном на консалтинге. Как известно, главная проблема консалтингового бизнеса в нашей стране — кадровый дефицит. По мнению Павла Лихницкого, в какой-то мере ее решает программа обучения, в рамках которой подготовлено 150 специалистов (из них 80 работают у партнеров). Думается, эта программа, в случае ее успешного продолжения, будет способствовать и росту данного сегмента отечественного ИТ-рынка.