HP и Salesforce.com вступают в схватку с лидером сервисно-ориентированных архитектур корпорацией IBM
Быстро развивающийся рынок сервисно-ориентированных архитектур (SOA) вызывает все больший интерес у производителей ПО, которые стремятся получить на нем свою долю. Подтверждением тому может служить ряд пакетов и сервисов, представленных в последнее время компаниями Hewlett-Packard и Salesforce.com. Однако лидирующее положение в этой области, как не раз подчеркивалось на конференции Impact, принадлежит все же IBM. Это мероприятие, проходившее в конце мая в Орландо и собравшее около 4000 клиентов корпорации, полностью подтвердило прозвучавшие ранее прогнозы исследователей рынка.
На какой бы сегмент ИТ-рынка мы не обратили внимание, IBM всегда рассматривается как главный конкурент, но в области SOA это видно особенно четко, — заявил в своем выступлении аналитик фирмы ZapThink Джейсон Блумберг. — Попросту говоря, эта корпорация имеет самый широкий и отличающийся глубиной спектр предложений, а ее планы показывают, насколько решительно она намерена интегрировать ПО с профессиональными сервисами. Другим же вендорам остается только равняться на IBM”.
Три этапа SOA
Как считают эксперты из Saugatuck Technology, мы сейчас находимся в самой середине 13-летнего цикла эволюции SOA.
Характеристики SOA
- Масштабы развертывания
- Ценность с точки зрения вендора
- Типичные проекты
Этап I (1999--2005)
- В подразделениях; в рамках отдельных проектов
- Интеграция посредством SOA и Web-сервисов
- Порталы; интеграция приложений и данных
Этап II (2003--2009)
- Несколько подразделений; на базе процессов
- Повышение гибкости бизнес-процессов за счет применения SOA
- Совместное использование сервисов; управление процессами и потоками работ
Этап III (2006--2012)
- Все предприятие; на базе программ
- SOA как фундаментальный ИТ-ресурс
- Сквозные бизнес-процессы; композитные приложения
Источник: Saugatuck.
В последнее время из ее штаб-квартиры в Армонке (шт. Нью-Йорк) то и дело поступают сообщения о новых продуктах, сервисах и образовательных программах, так или иначе связанных с SOA. От лидера стараются не отставать и другие производители ПО, включая НР и Salesforce.com. Такое соперничество основательно разогревает рынок, который аналитики оценивают в 160 млн. долл.
Под термином SOA понимается архитектура информационных систем, позволяющая создавать приложения на основе слабосвязанных, но активно взаимодействующих между собой сервисов. На конференции Impact руководители IBM сообщили, что корпорация уже развернула свыше 4,5 тыс. реализаций SOA по заказу сотни с лишним клиентов, включая Cardinal Health, Wachovia и Royal Caribbean International. Такие показатели в IBM считают явным признаком успешности выбранного курса.
В ходе конференции IBM анонсировала восемь новых дорожных карт развития SOA в шести различных отраслях. Параллельно с этим корпорация продолжает расширять спектр своих отраслевых инфраструктур в рамках программы SOA Industry Frameworks. Первой ласточкой здесь стала анонсированная в прошлом году система управления жизненным циклом продукции, которую теперь дополняют инфраструктуры для банков, здравоохранения, телекоммуникаций, розничной торговли и страхования. Все эти новинки IBM обещает сделать доступными уже в нынешнем году.
Интересные данные о положении на рынке SOA привел в своем выступлении Роберт ЛеБланк, генеральный менеджер по глобальным консалтинговым услугам и SOA-архитектурам IBM. По его словам, недавнее исследование фирмы Wintergreen Research показало, что корпорации принадлежит 53% рынка инфраструктур SOA, тогда как ее ближайшему сопернику — Microsoft — всего 8%. За ними следуют TIBCO Software, WebMethods, Sun Microsystems, SAP и Oracle, каждая из которых занимает около 3% рынка, а затем — BEA Systems и Sybase (по 2%).
При этом Hewlett-Packard и Cognos вообще попали в число “прочих”, контролирующих оставшиеся 20%. Ключевым фактором такого успеха IBM считает свой богатый опыт. Вот что сказал по этому поводу ее главный технолог SOA Джейсон Уэйссер: “К кому вы станете обращаться за помощью? К тому, кто развернул десяток таких систем, или к тому, у кого их число измеряется сотнями? Тут дело в опыте. И всюду мы обязательно учитываем запросы и нужды потребителя”.
Старший же вице-президент IBM Software Стив Миллз прямо назвал SOA двигателем развития корпорации и ее клиентов. По его мнению, именно богатое системное наследие помогло IBM обойти всех конкурентов в этой области, включая Microsoft, вместе с которой его корпорация разработала множество спецификаций для Web-сервисов, заложивших основу для реализации SOA. “Опыт, как известно, приходит со временем, — заявил он. — А IBM уже многие годы является крупнейшим в мире поставщиком инфраструктур промежуточного слоя. Поэтому нам гораздо проще выполнить свои обещания и достичь цели еще в нынешнем десятилетии, чем кому-либо ”.
О значении SOA рассказал на конференции Том Перин, вице-президент фирмы Cardinal Health — глобального поставщика медицинской продукции и сервисов с оборотом 81 млрд. долл.: “Это не язык следующего поколения. Данная технология помогает нам реализовывать бизнес-идеи и превращать их в программный код”. В качестве примера он привел случай, когда применение SOA помогло повысить производительность в 40 раз: процесс, который раньше выполнялся за 1200 ч, теперь занимает не больше 30.
А что же предлагают другие производители? Hewlett-Packard анонсировала в конце мая ряд продуктов и сервисов на базе SOA. Для управления сервисными инфраструктурами она предлагает программный пакет SOA Systinet 2.51 с новыми функциями управления жизненным циклом и потоками работ. Его главное назначение — улучшить контроль над сервисами. НР также обновила инструментарий Change Impact Testing, повысив эффективность тестирования при одновременном снижении расходов на него.
Кроме того, НР представила новую версию продукта Business Process Testing, позволяющего аналитикам проводить испытания бизнес-процессов в тех средах, где они будут исполняться. Другой новый пакет под названием HP Business Availability Center предназначен для мониторинга Web-сервисов в реальном времени и управления ими в условиях промышленной эксплуатации, расширенной диагностики проблем в приложениях и динамического отображения приложений на элементы инфраструктуры.
В дополнение к этому Hewlett-Packard анонсировала новую услугу SOA Center of Excellence, которая поможет компаниям подготовится к переходу от пилотного этапа к практическому применению технологии SOA. Благодаря ей, пообещали представители НР, клиенты смогут быстро приступить к развертыванию сервисно-ориентированной архитектуры в масштабе всего предприятия.
Вот только Миллз из IBM не относит Hewlett-Packard к числу серьезных конкурентов в этой области, так как у данной компании “нет достаточного программного наследия в деловой сфере”. Однако с таким утверждением согласны не все. Аналитик фирмы Burton Group Энн Томас Мэйнз, скажем, признавая, что НР не может сравниться с IBM широтой предложений, тем не менее указывает на активность этой компании по целому ряду направлений. “НР — серьезный соперник не только в области управления инфраструктурой и качеством предоставляемых услуг, но и на поле SOA, — считает Мэйнз. — Правда, предложения Hewlett-Packard охватывают лишь часть архитектуры SOA, а все необходимое для нее предлагает только IBM”.
Собственную концепцию SOA под названием Salesforce SOA предложила и фирма Salesforce.com. Ее разработка олицетворяет модель предоставления подобных архитектур во временное пользование. Она, как пояснили специалисты фирмы, позволяет включать сервисы Salesforce.com в потоки работ и бизнес-процессы клиентов и реализовывать на этой основе корпоративные приложения, доступ к которым осуществляется по требованию.
И наконец, фирма Telelogic представила Telelogic System Architect for SOA. Это решение, как рассказали сотрудники фирмы, рассчитано на организации, занимающиеся разработкой SOA. Оно помогает планировать и развертывать корпоративную архитектуру, а также производить анализ бизнес-процессов.