Термин "юзабилити" стал модным, в том числе и в России. В апреле, например, в Москве прошли четыре конференции, на которых тема юзабилити была выделена в отдельную секцию. Возникает вопрос — это еще один чрезмерно разрекламированный термин, о котором забудут через год, или его популярность отражает требования сегодняшнего дня?
Кратко остановимся на определении. По международному стандарту ISO 9241-11 “Руководство по юзабилити”, юзабилити — это эффект от использования технологии определенными пользователями в определенных условиях при достижении ими определенных целей. Эффект этот измеряется в эффективности (качество результата), продуктивности (затраты для достижения результата) и удовлетворенности (субъективное отношение к процессу работы и продукту). Вероятно, в следующей версии стандарта к юзабилити будет добавлен еще один показатель — безопасность, дабы явно выделить эту характеристику.
Чтобы разобраться, какое место занимает юзабилити в инженерии, обратимся к теории трех волн, которая создана около десяти лет назад для описания развития компьютерных технологий. Теория объясняет, почему сегодня юзабилити становится одним из важнейших показателей качества. Согласно этой теории, в процессе развития компьютерных технологий выделяются три волны:
- первая, “аппаратная” волна пришлась на начало 50-х годов XX века, когда компьютеры стали использоваться для промышленных целей;
- вторая, “программная” волна совпала с широким распространением ПК в 1980-х годах, когда компьютерные технологии появились на многих рабочих местах и в домах;
- третья волна “человеческих факторов“ возникла в середине 1990-х, когда компьютерные технологии стали широко использоваться в разнообразных устройствах.
При определении этапов в теории трех волн рассматривались как технические изменения, так и их влияние на человека и общество. Поэтому периоды не совпадают с техническими этапами появления новых поколений компьютеров (см. рисунок).
Первая волна
На первом этапе, когда компьютеры начали использоваться в промышленных целях, наибольшие затраты приходились на закупку и обслуживание аппаратной части (см. таблицу).
Поскольку самым дорогостоящим было аппаратное обеспечение, именно в его развитие вкладывались значительные ресурсы. Инженерия аппаратных средств была молодой дисциплиной, в ней ожидались открытия, которые позволили бы значительно повысить эффективность и снизить стоимость работы систем. На первой волне аппаратного обеспечения поднялись такие компании, как IBM, Bell, Sun и др.
Вторая волна
Усилиями инженеров компьютерные системы становились мощнее, меньше и дешевле. И к началу 1980-х годов эта тенденция качественно изменила рынок: если в течение 1970-х только приступали к разработке персональных компьютеров, то теперь уже широко продавались и конкурировали друг с другом успешные модели фирм Apple и IBM. Получила распространение новая форма компьютерной техники — персональные компьютеры. В это же время был создан программный продукт VisiCalc, предшественник современных офисных систем, который позволил производить вычисления без знания языков программирования. Количество и разнообразие пользователей росло, потребовались программные продукты для выполнения широкого круга задач. Начала набирать силу волна программного обеспечения. Распределение затрат на работу с компьютерными системами изменилось (см. таблицу).
Новым направлением в создании компьютерных технологий стала промышленная разработка программных систем. Еще не было объектно-ориентированного метода программирования, языков высокого уровня, но начали появляться новые методы управления программными проектами. Аппаратное обеспечение, как и прежде, играло важную роль, но методы и средства его проектирования были уже известны, а производство поставлено на поток. В области же ПО специалисты только искали методы промышленной разработки, и именно здесь теперь ожидалось появление множества новых эффективных решений. На второй волне поднялись такие компании, как Microsoft, Apple, Adobe, Oracle и др. По объему денежных средств, вовлеченных в создание и приобретение компьютерных систем, вторая волна превосходила первую.
Третья волна
В начале 1990-х можно было встретить утверждения, что лидеры в компьютерной сфере уже определились, рынок разделен и новых крупных компаний не возникнет. Однако количество вновь переросло в качество. Компьютерные технологии стали настолько распространенными и разнообразными, что растворились в нашей жизни, стали незаметными и привычными. Сегодня мы встречаемся с компьютерами не только на рабочем месте. Все стало компьютером, от зубной щетки до автомобильной карты, а каждый человек сегодня — оператор. При этом у городского жителя не возникает вопроса, использовать ли новые технологии, он вынужден с ними работать, чтобы жить в общепринятом темпе.
Что в наше время требует наибольших вложений при общении с техникой? Сам пользователь (см. таблицу). Эти вложения складываются из затрат на подбор и обучение сотрудников, организацию и оплату их труда, исправление ошибок, восстановление после утомления. Отметим, что теперь производительность пользователя в большинстве случаев не повысится, если увеличить скорость работы аппаратного или программного обеспечения. Например, установим Microsoft Office на компьютер, который в десять раз мощнее современного офисного ПК, — работа пользователя заметно не ускорится. Чтобы добиться повышения качества и производительности необходимо оптимизировать саму рабочую деятельность человека, т. е. интерфейс пользователя, который эту деятельность во многом определяет. Поэтому в центре внимания сегодня находятся вопросы взаимодействия человека и техники. Дисциплиной, занимающейся этими вопросами, является эргономика, в частности выделившееся в ней направление — юзабилити. Прибавим, что многими компьютерными технологиями сегодня вынуждены овладевать непрофессионалы, для которых помимо эффективности важны комфорт и удовольствие от работы. Эти вопросы также всегда рассматривались в эргономике.
Согласно приведенному выше определению, в юзабилити внимание уделяется каждой составляющей — технической, экономической и человеческой. Такая комплексная оценка выражает основной принцип эргономического подхода. Для инженерии она нова, поэтому для ее обозначения и приняли термин “usability”, который ранее широко не использовался. По той же причине “usability” лучше не переводить, а использовать кальку с английского. Такие переводы, как “удобство, практичность, приемлемость для пользователей, готовность к использованию, эргономичность”, либо неточно отражают суть комплексного подхода, либо уже использовались для обозначения других понятий.
Юзабилити не отрицает важности технического совершенства, поскольку эффективность и экономичность достигается в том числе и техническими средствами. Юзабилити-подход лишь устраняет перекос в одну из областей — техническую, экономическую или субъективную, эстетическую. Посмотрим вокруг, нас окружают предметы, в которых такой перекос присутствует. Например, телевизоры и DVD-проигрыватели, технически совершенные, но имеющие пульт управления, похожий на элемент центра управления полетами. Стильные мобильные телефоны, которые неудобно открывать и закрывать одной рукой, а поиск нужного пункта меню является задачей на сообразительность. Существуют также удобные, но некрасивые предметы.
Исторически сложилось так, что техническое развитие происходило быстрее, чем исследование вопросов человеко-машинного взаимодействия. Поэтому, чтобы восстановить баланс, сегодня необходимо активно изучать человека, использующего технологии. Вероятно, из-за такого повышенного внимания к человеческой составляющей юзабилити часто некорректно воспринимается как “наука об удобстве”. Из-за проявлявшегося ранее недостаточного внимания к вопросам человеко-машинного взаимодействия эффект от их проработки сегодня оказывается весьма ощутимым. Пример из высоких технологий: Алонсо Вера, специалист по эргономике в исследовательском центре NASA, описывал, что планирование задач для марсохода на день занимало около 7 ч. После эргономического перепроектирования интерфейса это время сократилось до 1 ч, а в аппарате Phoenix, который планируется запустить в июле, — уменьшится до 10 мин.
Вера охарактеризовал современную особенность развития техники так: “Теперь дизайн определяет, выиграем мы или проиграем. Еще несколько лет назад, чтобы выиграть, нам достаточно было иметь более совершенный алгоритм”. Пример из повседневных задач — после эргономического перепроектирования авторами статьи абонентского портала московского оператора сотовой связи скорость выполнения некоторых типичных задач повысилась в 11 раз и в 3 раза увеличилось количество людей, которые смогли успешно закончить эту задачу. Сегодня мы можем видеть, как преимущества третьей волны используют Google, Microsoft и другие компании.
Итак, теория трех волн говорит, что внимание к вопросам эргономики является особенностью нынешней эпохи развития технических систем. Мы находимся на подъеме третьей, “человеческой” волны, и именно вопросы взаимодействия человека и техники сегодня являются ключевыми и во многом определяют направление развития инженерии.
Можно ожидать, что интерес к юзабилити будет возрастать. Это подтверждается расширением области применения юзабилити, которое входит в систему стандартов качества как критерий проектирования и оценки самых разнообразных промышленных изделий. Помимо области инженерии программных средств сегодня уже утверждены международные стандарты по юзабилити детских сидений в автомобилях, юзабилити медицинских зданий и др.