Summit+CIO+Санкт-Петербург+белые ночи - какие ассоциации у вас вызывает такое сочетание? У меня самые приятные - этакое изысканное блюдо для компьютерного гурмана: немного праздника, обилие встреч с уникальными людьми, острые обсуждения наболевших проблем и неожиданное ощущение значимости ИТ-специалиста в российском бизнесе. Все это происходило в течение трех дней с 30 июня по 2 июля на конференции CIO White Nights. В нынешнем году она объединила открытое заседание SPb CIO Club, конференцию CIO Summit St. Petersburg и выставку “Информационные системы”, которая входит в перечень мероприятий, поддерживаемых администрацией Санкт-Петербурга. Организаторами форума выступили маркетинговое агентство “Форт-Росс” и клуб SPb CIO Club.
Осмыслению деятельности ИТ-директора, роли CIO в компании так или иначе были посвящены все выступления петербургского саммита. Обсуждались даже разнообразные названия, применяемые для обозначения самого главного в компании ИТ-специалиста. И все-таки позвольте мне назвать их настоящими полевыми ИТ-командирами, потому что только полное погружение этих людей в реализованные ими проекты обеспечивает победу в решении сложнейших бизнес-задач. В одном из заключительных выступлений конференции было отмечено, что в рассказах CIO о выполненных под их руководством проектах очень часто обсуждение не доходило до конкретных технических нюансов. Это еще раз подтверждает тот факт, что в современном бизнесе меняется роль ИТ-директора: его задачи все больше смещаются в сторону стратегических вопросов, связанных напрямую с бизнесом компании. Технические аспекты осуществления проектов отошли на второй план, и присутствовавших на саммите CIO больше интересовали способы достижения стратегических целей (и именно в интерпретации ИТ-директора).
Очень важно, что практически во всех рассмотренных примерах руководители компаний обращались к CIO не столько для выполнения чисто технических проектов, сколько для реализации ключевых предпринимательских задач. Более того, как раз стратегические вопросы в каждом случае являлись основой для постановки технического задания ИТ-подразделению.
Приведу несколько ярких примеров. По мнению Святослава Афанасьева, заместителя генерального директора по развитию ЗАО “Вагонмаш”, информационные технологии являются основным фактором, двигателем изменений в организации бизнеса. Им придавалось главное значение при решении конкретных задач по реформированию предприятия и повышению ответственности топ-менеджеров. А если рассмотреть оценочную формулу, определяющую необходимость и своевременность изменений (A·B·C>D, где A - уровень неудовлетворенности вовлеченных в процесс людей состоянием дел в компании; B - разделяемое видение заинтересованных лиц о лучшем будущем, обеспечиваемое предполагаемыми изменениями; C - приемлемость, безопасность первого шага на пути к изменениям; D - затраты на изменение), то у информационных технологий есть еще одна немаловажная роль: именно они могут стать первым, самым безопасным шагом на пути к преобразованиям, вызывающим наименьшее сопротивление участников.
В проекте, представленном ИТ-директором Группы ЛСР Денисом Сушко, высокие технологии должны были помочь предприятию выйти на товарный рынок бетона и завоевать на нем лидерские позиции. Объединение бизнес- и ИТ-стратегий в одно целое обеспечило выход в непререкаемые лидеры рынка стройматериалов Санкт-Петербурга. Теперь Группа ЛСР собирается осваивать рынок товарного бетона Москвы. Валерию Белоусову, представляющему компанию “Петрозолото”, пришлось осуществить уникальные задачи по организации информационной системы, охватывающей весь процесс выпуска ювелирных изделий. Первоначальной причиной, послужившей стимулом для старта проекта, стала банальная недостача, однако в ходе работ были решены самые разнообразные проблемы - от систематизации артикулов изделий до поддержки всего технологического процесса.
Успех внедрения системы на базе mySAP ERP в группе “Илим” во многом был обеспечен лидерскими качествами ее ИТ-директора Ирины Пироговой и руководителя направления “Найм, оценка и кадровый резерв” Анны Иншаковой. Сложности проекта определялись его географическим размахом (в состав группы входят предприятия Санкт-Петербурга, Архангельской и Иркутской областей, а также республики Коми) и количеством охватываемого персонала (в проекте участвовало 14 юридических лиц, а численность всего кадрового состава корпорации превышает 30 тыс. человек). Тесное сотрудничество ИТ-директора и руководителя кадровой службы при реализации технической программы (что само по себе уже удивительно) позволило решить сложнейшие кадровые задачи, вопросы эффективной мотивации, сплочения коллектива в движении к общей цели.
Главным выводом конференции стала констатация того, что связь ИТ и бизнеса переходит на принципиально новый уровень. Как было написано в заголовке слайда одной из презентаций: “Бизнес-стратегия и ИТ-стратегия - две части одного целого”. Участники саммита подчеркивали, что внедрение сложной информационной системы в компании прежде всего направлено на стратегические цели, поэтому бизнес-структуры не должны отстраняться от участия в таких проектах, сваливая всё на ИТ-подразделения. Хорошо, если во главе ИТ-подразделения стоит человек, обладающий способностями предпринимателя, эмоционального лидера, риск-менеджера, - тогда он сумеет правильно расставить приоритеты, сплотить команду, эффективно реализовать задачу. А если это просто хороший ИТ-профессионал? Да, он может обеспечить добротное решение технических вопросов, но вряд ли справится со стратегическими вопросами развития бизнеса, напрямую связанными с внедрением сложных ИТ-систем. Как ИТ-директор все более вовлекается в проблемы бизнеса, так и руководители бизнеса должны активно участвовать в разработке ИТ-стратегии и реализации задач по внедрению в компании ИТ-решений.
Вопросы, затронутые участниками конференции, безусловно будут еще неоднократно обсуждаться на самых разных площадках. Есть возможность поговорить о них и на следующей встрече российских CIO: 14-16 октября состоится 5-й Российский съезд ИТ-директоров в Москве (Russian CIO Summit).