Одним из последних крупных игроков сегмента middleware, оценивших потенциал российского рынка и открывших здесь свое представительство, стала компания TIBCO Software. Как пояснил ее старший вице-президент по региону EMEA Фабио Пулидори, отдельные внедрения решений TIBCO в нашей стране начались еще десять лет назад, но регулярная работа через местных партнеров ведется лишь последние три года. В это время стартовали, в частности, крупные проекты в компаниях “Ренессанс Капитап” и “ТрансТелеком”. Своими конкурентными преимуществами в TIBCO считают стабильное положение на мировом ИТ-рынке, финансовую устойчивость и наличие инновационных решений. Однако если вспомнить основных ее соперников, уже давно работающих в России (BEA, IBM, Oracle, SAP), то по первым двум пунктам фирма с годовым оборотом в 540 млн. долл. явно им уступает.
Если же говорить об инновационности решений, то таковая несомненно есть, что признано ведущими мировыми экспертами из Gartner, IDC и Forrester. Идея программной шины для обмена сообщениями и организации через нее взаимодействия отдельных приложений была положена в основу разработок прародительницы TIBCO - компании Teknekron Software Systems - еще в 1985 г. Созданный ею продукт The Information Bus (TIB) получил широкое распространение в финансовых учреждениях Уолл-стрит, а выделившаяся из нее в 1997 г. фирма выбрала себе название, в какой-то мере сохраняющее популярный тогда бренд (TIB Co). Сегодня TIBCO позиционирует себя как поставщика ПО для решения трех основных задач: построения сервисно-ориентированной архитектуры (SOA), управления бизнес-процессами и оптимизации бизнеса на основе мониторинга и анализа ключевых его параметров. В ее портфеле -- широкий спектр продуктов для интеграции приложений и данных, управления бизнес-процессами и их мониторинга, интеллектуальной обработки сложных событий, обмена сообщениями, управления мастер-данными, построения порталов, разработки полнофункциональных Web-приложений и т. п.
По мнению главы представительства TIBCO в России, странах СНГ и Балтии Дерека Мак-Доннела, приоритетными для его компании в нашей стране будут отрасли финансов и телекоммуникаций. Проекты в них смогут осуществлять и глобальные (Accenture, BearingPoint, Deloitte), и местные (“Ай-Теко”, “Аскейт”, “Айтекс”, EPAM) партнеры, причем продажи лицензий будут производиться как напрямую, так и через реселлерский канал. Одну из своих главных задач г-н Мак-Доннел видит в развитии партнерской сети, в которую, по его словам, могут входить и тактические и стратегические партнеры. Вероятно, это некая их качественная оценка, поскольку на сайте TIBCO все они разбиты на пять категорий совсем по иному принципу: Software Partners - создают приложения, дополняющие решения TIBCO или взаимодействующие с ними; Technology Partners - поставляют базовые технологии, поддерживающие ПО TIBCO; Consulting Partners - оказывают услуги по консалтингу и внедрению; Distribution Partners - осуществляют продажи лицензий и техническую поддержку; OEM Partners - продают решения TIBCO в комплекте с продуктами собственной разработки. Судя по всему, в России будут партнеры только двух из указанных категорий (Consulting и Distribution). Во всяком случае таковы те, что имеют партнерский статус сегодня.
Что можно сказать о перспективах TIBCO в России? Как считает менеджер компании Accenture Артем Асанов, развертывание любых инфраструктурных проектов в нашей стране сдерживается из-за того, что они требуют больших начальных инвестиций, возврат которых растягивается на многие годы. Среди других факторов такого рода, отмеченных директором исследовательской консалтинговой группы КОННАСИ Владиславом Боркусом, -- недоверие заказчиков к массированной пропаганде архитектуры SOA, склонность их к точечной интеграции приложений и опасения в достаточной безопасности подобных инфраструктур с точки зрения отечественного законодательства.
Пока Дерек Мак-Доннел - единственный сотрудник московского офиса. По его словам, в ближайшее время в штате появится по паре менеджеров по продажам и предпродажной подготовке.