Интернет-магазин программного обеспечения SoftKey обнародовал результаты опроса своих клиентов, позволяющие получить представление о портрете современного отечественного компьютерного пользователя, а также о сегодняшней ситуации на российском рынке ПО. Важно и то, что это уже второе подобное исследование (первое выполнялось два года назад), а потому эти сведения дают возможность увидеть динамику развития ситуации в данной сфере.
В ходе исследования, проведенного в нынешнем мае, на вопросы ответило более 20 тыс. человек, из них 44% из Москвы и 8% - из Санкт-Петербурга.
Кто же он - сегодняшний покупатель софта? Прежде всего, это человек с определенным жизненным опытом: из принявших участие в опросе от 26 до 37 лет составляют 50%, младше - 14%, старше - 36% (из них 9% приходится на людей в возрасте более 50-ти лет). И с весьма высоким социальным статусом: 41% - это руководители - от начальника отдела до директора компании (в 2005 г. - 37%). А вот доля ИТ-специалистов сократилась с 25 до 21%. Респонденты работают в самых разных сферах. Примечательно, что если в 2005-м заметно преобладала доля людей, представлявших ИТ-отрасль и торговлю (соответственно 14 и 15%), то теперь она по-прежнему самая высокая (11 и 10%), но разрыв с другими сегментами существенно сократился.
16% опрошенных оказались представительницами прекрасного пола. Это в несколько раз меньше, чем доля американских женщин, приобретающих ПО в интернет-магазинах (по данным аналогичных опросов в США). Можно посетовать на данный факт, но на самом деле он демонстрирует большой потенциал развития онлайновой торговли софтом в нашей стране.
Опрос позволил также определить структуру ПО, используемого на домашних компьютерах (рис. 1) и в организациях (рис. 2).
Если же говорить о тенденциях на рынке российского ПО, то главная среди них - переход к использованию легального софта. Так, 62% опрошенных считают, что всё или почти всё ПО на домашнем компьютере должно быть лицензионным (54% в 2005 г.), при этом только 1% частных пользователей до сих пор хочет видеть на своем ПК только пиратский софт. Что касается корпоративного сектора, то здесь 58% клиентов готовы сегодня приобретать лицензионное ПО (два года назад - 46%).
При этом четко видно общее отношение компании к вопросу легализации в зависимости от ее размера: чем крупнее предприятие, тем более оно готово к покупке лицензионных программ. Помимо финансовых аспектов такая картина во многом объясняется еще и тем, что малые фирмы, с одной стороны, не имеют выделенных ИТ-специалистов, которые могли бы заняться закупкой ПО, а с другой - риски, связанные с применением пиратского ПО, для них еще не очень велики.
Любопытен и такой момент: за два последних года заметно увеличилась доля приверженцев лицензионного ПО среди ИТ-специалистов - с 25 до 63%. Изменилось отношение к использованию легальных программ и в зависимости от сферы деятельности компании. Так, в 2005 г. с тезисом о том, что все имеющееся ПО должно быть лицензионным, согласились в первую очередь специалисты таких отраслей (в порядке рейтинга): банковская сфера, связь и телекоммуникации, финансы (кроме банков), ИТ и энергетика. Сегодня пятерка лидеров выглядит иначе: ИТ-отрасль, производство, торговля, связь и телекоммуникации, банковская сфера. По этому поводу на пресс-конференции ее участники обратили внимание, что в число наиболее активных сторонников легального ПО пока не входят представители государственных структур.