В РЕСПУБЛИКЕ САХА ДЕЙСТВУЕТ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Для принятия обоснованных управленческих решений органам государственной власти необходимо обладать полной информацией о динамике макроэкономических и территориальных индикаторов социального и бюджетно-финансового развития подведомственных территорий и иметь средства для проведения анализа, моделирования и прогнозирования этих параметров. Именно поэтому, как рассказал нам Анатолий Бравин, генеральный директор Информационного центра при Президенте Республики Саха (Якутия), еще в 2002 г. в республике пришли к выводу о необходимости внедрения системы поддержки принятия управленческих решений. “Наша цель состояла в том, чтобы повысить эффективность государственного управления социально-экономическим развитием региона”, — пояснил он.

Краткая информация о заказчике

Образованное в 2001 г. государственное учреждение “Национальное агентство «Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутия)»” координирует деятельность участников процесса внедрения ИТ в местных органах государственной власти, выполняет функции государственного заказчика республиканских целевых программ информатизации, а также осуществляет поддержку информационно-аналитического обеспечения деятельности руководства Якутии.

В рамках проекта требовалось предоставить руководителям и специалистам органов исполнительной власти республики комплексную систему, обеспечивающую поддержку процессов подготовки и принятия стратегических и оперативных управленческих решений в бюджетной, социальной и экономической сферах. Это, в свою очередь, способствовало бы объединению госорганов региона в едином информационном пространстве, а также упрощению и повышению оперативности взаимодействия между ними.

Выбор решения и этапы реализации проекта

Создание системы поддержки принятия управленческих решений (СППР) началось на базе Министерства экономического развития республики в 2002 г. В ходе планирования программы информатизации на очередной год специалисты министерства совместно с сотрудниками агентства проанализировали рынок решений, предлагаемых в данной сфере. Ими был изучен опыт Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока и других крупных городов России.

На основе полученной информации было разработано техническое задание на создание первого элемента СППР в Минэкономразвития Якутии — системы мониторинга, анализа и прогноза социально-экономического развития. По итогам проведенного в том же году закрытого конкурса был определен разработчик системы — им стала компания “Прогноз” из Перми. А ее продукт — комплекс “ПРОГНОЗ” — был положен в основу создаваемой системы. Это ПО поддерживает широкий класс методов моделирования, в том числе эконометрических, балансовых, оптимизационных и нейросетевых, и позволяет строить динамические модели бизнес-процессов и выполнять вариантные сценарные (“что будет, если…?”) и целевые (“что необходимо для…?”) прогнозные расчеты. Кроме того, комплекс предоставляет возможности интеграции с многомерными хранилищами данных и инструментами оперативного анализа данных, а также расширения набора методов и моделей благодаря подключению внешних библиотек.

Работы по организации системы мониторинга, анализа и прогноза социально-экономического развития были завершены к концу 2002-го, и пользователи получили возможность с ее помощью анализировать текущую ситуацию и прогнозировать параметры социально-экономического развития республики в зависимости от воздействующих факторов (см. рис. 1).

Второй этап проекта занял два года (2002—2003 гг.). За это время был создан Информационный центр при Президенте Республики Саха (Якутии), предназначенный для проведения мониторинга социально-экономической и общественно-политической обстановки с целью проведения ее анализа и выработки предложений высшим должностным лицам при принятии решений (см. рис. 2).

Центр осуществляет поддержку проведения совещаний на уровне высшего руководства республики, обеспечивая визуальное представление информации и результатов ее анализа на видеостене. Кроме того, в нем реализована возможность передачи информации в онлайновом режиме из информационных центров МЧС, территориального подразделения Росстатистики и ряда республиканских органов исполнительной власти — Минэкономразвития, Минприроды и др.

Третий этап проекта (2003 г.) завершился созданием централизованного хранилища показателей о социально-экономическом развитии региона. Эта подсистема СППР обеспечивает централизованное накопление и хранение статистических данных и их предоставление пользователям в органах государственной власти, а также отображение в табличной и графической формах, в том числе и в Интернете (см. рис. 3).

По завершении этого этапа в республике начался совместный с Минэкономразвития РФ проект, предусматривающий создание элементов СППР. В основу данного решения также был положен комплекс “ПРОГНОЗ”. В результате в регионе в конце 2005 г. были введены в действие система объединенных государственных информационных ресурсов “Мониторинг — Аналитика — Прогноз” (МАП) и ситуационный центр Минэкономразвития Якутии. Благодаря внедрению системы МАП пользователи получили инструментарий, который позволяет отслеживать тенденции по показателям социально-экономического развития республики и ее муниципальных образований, проводить стандартные и аналитические операции над этими показателями, а также осуществлять статистическое прогнозирование по ним. А ситуационный центр помогает проводить мониторинг показателей социально-экономического и финансово-бюджетного развития республики как в территориальном и отраслевом разрезе, так и по важнейшим предприятиям, выполнять сценарные и статистические прогнозные расчеты социально-экономического развития, формировать и вырабатывать рекомендации по принятию управленческих решений (см. рис. 4).

Особенности выполнения проекта

Рассказывая о реализации проекта, Анатолий Бравин отметил, что, несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться агентству, им удалось их успешно преодолеть. Так, ПО “ПРОГНОЗ” не учитывало в полной мере особенности социально-экономического развития республики, занимающей 1/5 территории России. В связи с этим на первом этапе потребовалась доработка решения, которая была выполнена совместными усилиями специалистов Минэкономразвития Якутии и компании “Прогноз”. Кроме того, в большинстве районов республики отсутствовала стабильная связь и, следовательно, возможность передачи данных в онлайновом режиме в Минэкономразвития. Всё это вкупе с необходимостью соблюдения установленных проектом сроков поставило исполнителей в жесткие условия.

На третьем этапе, по словам Анатолия Бравина, пришлось столкнуться с проблемой координации показателей, так как в республике не было их единой классификации. В результате довольно много времени было потрачено на согласование перечня статистических показателей между Минэкономразвития, территориальным органом федеральной статистики и информационным центром.

В ходе выполнения четвертого этапа главной целью стала интеграция различных информационных ресурсов республики и унификации форматов обмена данными, что должно было обеспечить построение единого информационного пространства органов власти. Проект реализовывался совместно с Минэкономразвития России, которое выдвинуло требование о выработке типового решения, опыт создания которого можно было бы использовать в других регионах. Более того, проект предполагал задействовать практически все республиканские органы исполнительной власти, что вызывало необходимость решения массы организационных вопросов.

Что сделано к сегодняшнему дню

К настоящему времени в республике внедрен комплекс ПО, действующий в Информационном центре при Президенте Якутии, а также в 16 ключевых министерствах и ведомствах, среди которых министерства экономического развития, сельского хозяйства, промышленности, финансов, имущественных отношений и территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). На всех этих объектах к системе подключено около 350 рабочий станций.

Пользователями центрального хранилища данных как элемента СППР являются все министерства и администрация президента и правительства республики.

Подсистемы СППР установлены на двух серверах: на одном из них находится “Централизованное хранилище данных”, а на втором — “Ситуационный центр” и система МАП.

Анатолий Бравин также рассказал, что с недавних пор агентство начало практиковать схему обслуживания информационных ресурсов республики по принципу аутсорсинга, и это, по его мнению, пока полностью себя оправдывает.

Преимущества проекта

Главным результатом внедрения СППР в Якутии считают уменьшение бюджетных затрат на составление прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований и почти трехкратный выигрыш по срокам их подготовки, что стало возможным благодаря переходу на электронные средства и сокращению количества командировок специалистов.

Среди других преимуществ использования системы поддержки принятия решений он выделил ведение единой электронной базы данных показателей социально-экономического развития республики и автоматическое формирование таблиц, графиков и диаграмм. Это помогает экономить время при всестороннем анализе информации и тем самым повышает эффективность принятия решений.

В целом, подводя итоги реализации проекта, Анатолий Бравин отметил, что для того, чтобы он стал успешным, необходимо выполнение четырех условий. Во-первых, без соответствующей организационной проработки всех вопросов вероятность благополучного завершения проекта представляется весьма сомнительной. Во-вторых, главная движущая сила любого проекта — это руководство организации-заказчика. В-третьих, во главе проекта должны стоять профессионалы, способные обеспечить нужную направленность работ и должное качество полученных результатов. И в-четвертых, при выборе компании-исполнителя очень важно тщательно проанализировать накопленный опыт других регионов, потенциальные возможности команды исполнителей и их способности сотрудничать с заказчиком. Причем, как показывает российская практика, успех проекта во многом зависит именно от исполнителя работ.

Планы на будущее

Архитектура СППР базируется на концепции открытых систем, предусматривающей возможность независимой разработки и включения в систему дополнительных функциональных модулей (комплексов задач, новых источников данных и т. д.), а также обеспечения настраиваемого информационного взаимодействия с другими системами. Для этих целей в составе комплекса “ПРОГНОЗ” имеется специальный инструментальный блок для настройки, модификации и развития функциональности системы. Кроме того, агентство может проводить обновление и репликацию данных между взаимодействующими информационными системами с учетом сохранения их внутренних структур.

“Но мы на этом не останавливаемся”, — сказал в заключение Анатолий Бравин. В самое ближайшее время агентство планирует реализовать совместный с Мининформсвязи РФ проект “Информационная система планирования и мониторинга социально-экономического развития субъекта Российской Федерации”. Победу в конкурсе за право участвовать в этом проекте, предусмотренном в рамках ФЦП “Электронная Россия (2002—2010 гг.)”, Республика Саха одержала в марте нынешнего года.

Помимо этого, по словам Анатолия Бравина, необходимо провести ряд организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования элементов СППР министерствами республики. Следует согласовать со всеми министерствами перечень показателей, размещаемых в централизованном хранилище данных, установить решением республиканского правительства перечень оперативных показателей и периодичность внесения всеми министерствами данных в систему МАП, а также изменить технологию ее администрирования.

В целом, как считают в Якутии, все проводимые мероприятия направлены не только на то, чтобы предоставить управленцам эффективный инструмент их основной деятельности, но и на формирование нового уровня управленческой культуры и практики. Внедренная система уже организует региональное управленческое пространство вокруг себя, предъявляя новые требования к ее участникам. Одним из таких требований является вовлечение в процесс субъектов управления муниципального уровня.

И наконец, еще одна задача, которая была поставлена руководством республики перед информационным центром, — расширить объем информационных ресурсов до уровня муниципальных образований.