В условиях летнего затишья в процессе выпуска-обновления продуктов Microsoft главным “ньюсмейкером” стал пакет Works, который породил в начале августа очередную волну обсуждений в западных СМИ о перспективах конкуренции на рынке офисного ПО. Напомним, Works — это интегрированный офисный продукт Microsoft почти с двадцатилетней историей, недорогой и ориентированный на невзыскательных пользователей, преимущественно домашних, а также “выходцев” из среды малого бизнеса и системы образования.

Розничная цена Microsoft Works 8.0, выпущенного три года назад, составляет около 50 долл. В 2006 г. появилась обновленная версия 8.5, распространяемая только в OEM-варианте. Этот продукт включает адресную книгу, календарь, базу данных, словарь, средство просмотра файлов PowerPoint, базовый вариант Word и набор шаблонов. При этом Works — это не усеченный вариант MS Office, а совершенно самостоятельное решение: все его функции реализованы в одном приложении, с единым интерфейсом, более того, его “родной” формат хранения данных отличается от документов Office.

Наверное, самое любопытное в истории Works — то, что он вообще до сих пор не исчез, не затерялся на фоне “старшего офисного брата”, тем более что за последние 15 лет Microsoft не прикладывала каких-либо заметных усилий к его продвижению. По крайней мере в России об этом продукте все эти годы корпорация фактически вообще публично не вспоминала. Это вполне понятно — низкая цена изначально делала его неинтересным и для самой Microsoft, и для ее партнеров. Поэтому судьба Works была связана преимущественно с предустановкой на ПК категории “low-end”, что, впрочем, в нашей стране тоже почти не практиковалось.

Но 2007 г. стал, похоже, моментом повышения интереса к Works в связи с некоторым обострением конкуренции на поле офисного ПО и поиском корпорацией Microsoft новых моделей продвижения своих продуктов. В начале года компания объявила о новой схеме поставок OEM-версий офисного семейства, и в поставку для домашнего применения и малого бизнеса Works вошел в качестве базового, почти бесплатного, варианта (см. PC Week/RE, № 6/2007, с. 20). Но потом рост интереса к Works уже был связан с резким повышением активности Google, которая стала быстро наращивать (в том числе покупая известных игроков и startup-разработчиков в этой области) возможности своего онлайнового сервиса Google Docs&Spreadsheets, многие офисные функции которого стали доступны бесплатно (по крайней мере пока).

В свою очередь, Microsoft активизировала свою деятельность в сервисном направлении, но, что характерно, уже традиционную для ИТ-рынка модель soft-as-a-service (SaaS) она представила в более подходящем для себя формате Soft-plus-Service (SpS). При этом корпорация подразумевает не замену продаж традиционных программных продуктов онлайновыми сервисами, а дополнение функционала устанавливаемых на ПК приложений расширенными внешними сервисами. Или же хостинг ПО (в корпоративной и интернет-конфигурациях), который всё равно не отменяет поставки настольных решений.

Подход SpS в офисном направлении выражался, в частности, в том, что онлайновые средства Office Live никогда не рассматривались компанией как альтернатива собственно набору MS Office, а лишь как вспомогательные функции, расширяющие возможности данного пакета.

Однако офисная активность Google продолжала нарастать, и независимые аналитики начали обсуждать, почему бы Microsoft не создать аналогичный собственный онлайн-сервис, и лучшим кандидатом в качестве его основы назывался именно Works. В июле всплеск таких разговоров был инициирован прошедшей всемирной партнерской конференцией Microsoft, где ее CIO Стив Балмер опять подтвердил намерение корпорации двигаться по пути развития онлайновых сервисов Windows/Office/Dynamics Live (см. PC Week/RE, № 26/2007, с. 1).

Но всё же нужно определенно сказать, что интернет-сервисы — это пока не та сфера, где Microsoft чувствует себя хозяином положения. Одно из подтверждений этого тезиса — тот факт, что MSN-направление корпорации (которое теперь называется Online Services Business), несмотря на постоянный рост доходов, все последние годы является убыточным. Впрочем, вряд ли стоит упрекать в этом Microsoft: бизнес-модель компании изначально построена на базе продаж продуктов, и сервисы пока играют тут, скорее, вспомогательную роль — своеобразной обороны от агрессивных интернет-конкурентов.

В этой ситуации неудивительно, что и в офисной сфере Microsoft решила сыграть на своем поле, не повторяя ходов противников. В конце июля недавно назначенный вице-президент группы Search & Advertising Platform (поисковая и рекламная платформа) Сатя Наделла (Satya Nadella) — он пришел сюда с поста одного из руководителей подразделения бизнес-приложений — сообщил, что новая версия Works 9.0, которая должна выйти до конца текущего года, будет продвигаться на рынок по принципиально новой для Microsoft бизнес-модели. Works станет первым ad-funded-продуктом корпорации — бесплатным продуктом, окупаться он будет за счет включенной в него (и регулярно обновляемой через Интернет) рекламы.

Вообще-то такая модель поставок не является новинкой на ИТ-рынке*, и топ-менеджеры Microsoft говорили о возможности ее использования еще два-три года назад, но, похоже, только сейчас корпорация решилась на практический эксперимент, чтобы определиться, насколько рекламная схема подходит для продвижения ее продуктов.

Наблюдатели в данных планах Microsoft сразу увидели ответный шаг корпорации на активизацию в офисной сфере Google и поставщиков Open Source. Наверное, в какой-то степени это верно, но всё же на данную проблему нужно посмотреть и с другой стороны.

Предположим, ad-funded Works победит своих бесплатных конкурентов или хотя бы обеспечит надежный заслон на их пути в сторону офисных пользователей (хотя это очень сомнительно, так как, например, онлайновая модель имеет свои преимущества по сравнению с установкой приложений на настольные ПК). А что дальше? Здесь трудно строить прогнозы, особенно учитывая то, что MS Office сегодня контролирует порядка 90% данного рынка и, что еще важнее, приносит корпорации более четверти всех доходов и третью часть прибыли.

Не двинется ли Works далее в сторону MS Office, оттягивая на себя его сегодняшних пользователей? Такая возможность представляется вполне вероятной, ведь многим сегодняшним офисным пользователям для текущей работы функций Works вполне достаточно. Но сможет ли в этом случае оплата рекламы заменить поступления от продаж? И как среагирует на это партнерский канал, лишившийся существенной части своих реселлерских доходов?

При этом может произойти и другой, не очень приятный для Microsoft поворот событий. На какие продукты будут переходить пользователи, когда увидят, что возможностей Works им уже не хватает? Дело в том, что на сегодняшний день многие пользователи, особенно корпоративные, избегают применения бесплатных продуктов, помня поговорку про бесплатный сыр в мышеловке. Но если они на опыте убедятся в том, что бесплатное ПО вполне годится для реальной работы, то не захотят ли они расширить функциональность своих средств за счет, скажем, Open Source-продуктов?

В любом случае очень любопытно посмотреть, как будет развиваться эксперимент Microsoft по продвижению ее первого рекламно-бесплатного продукта. И как всё это отразится на рыночной ситуации в сегменте офисного ПО.

_______________________________________________________

* “1С” с прошлого года также начала включать рекламные вставки в свои бизнес-продукты (например, в обновляемые формы отчетности для бухгалтерских программ). При этом пользователь может отключить режим показа рекламных окон. Разумеется, в данном случае ни о какой бесплатной поставке ПО нет и речи: чистой воды получение дополнительной прибыли.