В августе правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 годы” *, на ее финансирование будет направлено 24,9 млрд. руб. бюджетных денег, еще 2,8 млрд. руб. планируется привлечь из частных источников.

Эти средства будут выделены в дополнение к 130 млрд. руб., которые государство в течение ближайших лет намерено передать в уставной капитал государственной корпорации нанотехнологий (ГК “Роснанотех”). Напомним, что Госдума одобрила ее создание в конце июня, а в июле был объявлен состав управляющего совета, который возглавил первый вице-премьер Сергей Иванов.

Нанотехнологии — очень широкое понятие, не имеющее четкого определения. Это играет на руку всем желающим попасть под широкий “нанозонтик”.

Как следует из названия программы, ее цель — построение современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития отечественной наноиндустрии. Для этого намечается, во-первых, оснастить научные и образовательные учреждения современным оборудованием, во-вторых, создать систему обмена информацией между участниками сети, в-третьих, сформировать методологию, регламентирующую безопасность применения нанотехнологий, и в четвертых, выработать методику для обеспечения соответствия отечественной нанопродукции международным стандартам.

В программе перечислены 42 организации, которые получат инвестиции в 2008—2010 гг., в их числе 31 вуз, где будут открыты научно-образовательные центры для подготовки специалистов. Головной организацией, выполняющей координацию исследований и разработок, назначен “Курчатовский институт”.

Для текущего управления реализацией программы будет создана дирекция, а для согласования действий участников сети — координационный совет, возглавит его министр образования и науки или его заместитель.

Конечным результатом программы должны стать новые наноматериалы и нанотехнологии, которые будут применяться в разных областях отечественной науки, техники и промышленности, послужат укреплению обороноспособности государства и найдут спрос за рубежом. Планы весьма амбициозные. Ожидается, что к 2015 г. объем продаж российской продукции наноиндустрии составит 250—300 млрд. руб., платежи от экспорта достигнут 70—75 млрд. руб.

Правда, что конкретно будет производить наноотрасль, пока неясно. В программе перечисляются лишь основные тематические направления: наноэлектроника, наноинженерия, функциональные наноматериалы и высокочистые вещества, функциональные наноматериалы для энергетики и космической техники, нанобиотехнологии, конструкционные и композитные наноматериалы, нанотехнологии для систем безопасности.

Непонятно и то, как данная программа будет связана с вышеупомянутой ГК “Роснанотех”. А ведь на финансирование этой корпорации уже в текущем году выделено 30 млрд. руб., т. е. гораздо больше, чем на всю российскую науку (бюджет РАН составляет около 20 млрд. руб.).

По объему эти инвестиции сопоставимы с зарубежными. Так, по оценкам экспертов, США в 2006—2007 гг. потратили на развитие нанотехнологий 2,74 млрд. долл., Евросоюз и Япония в 2004-м вложили примерно по 1 млрд. долл.

Работа “Роснанотеха” регулируется специальным законом, согласно которому корпорации разрешена любая предпринимательская деятельность с целью развития инноваций в области нанотехнологий, на управление дано право тратить не более 10% из бюджетного финансирования (хотя из прибыли можно расходовать сколько угодно), исключена возможность банкротства (корпорация выведена из-под действия соответствующего закона), отдельным пунктом предусмотрено, что РФ и корпорация не отвечают по обязательствам друг друга.

Таким образом, эта организация представляет собой огромный некоммерческий фонд, который подчиняется правительству и слабо ограничен в своих действиях, за исключением необходимости ежегодно проходить финансовый аудит.

Есть все основания опасаться, что нынешняя программа развития нанотехнологий может повторить судьбу других “великих” начинаний нашего государства, превратившихся в гигантскую финансовую дыру.

Что касается самих нанотехнологий, то в ответ на щедрость государства следует вскоре ожидать появления приставки “нано” у самых разных направлений науки и техники. Ведь нанотехнологии — очень широкое понятие, не имеющее четкого определения (точнее определения есть, но их великое множество). Это играет на руку всем желающим попасть под широкий “нанозонтик”.

И хотя солидную финансовую подпитку отечественной науки можно только приветствовать, специалисты предвидят возможность возникновения проблем, которые прежде всего связаны с коммерциализацией научных исследований. В программе подсчитана будущая прибыль, однако нигде не прописана стратегия превращения результатов разработок в реальные коммерческие нанопродукты. Эта задача осложняется и тем, что сейчас нанонаука находится на начальной стадии развития, многие открытия, предсказываемые в этой области, пока не сделаны, и какие появятся подводные камни, еще неизвестно. Поэтому есть все основания опасаться, что нынешняя программа развития нанотехнологий может повторить судьбу других “великих” начинаний нашего государства (хотя бы той же “Электронной России”), превратившихся в гигантскую финансовую дыру.

Эти опасения разделяет Сергей Карелов, председатель совета Лиги независимых экспертов в области ИТ: “Российское государство уже неоднократно демонстрировало свои способности безрезультатного освоения огромных средств, выделяемых на разнообразные национальные проекты. Теперь дело дошло до нанотехнологий. Пока никто не может четко объяснить, о чем идет речь, народ уже придумал свое объяснение этому термину — это “технологии, НА которые госсредства выделяются, НО делать ничего не нужно”. При таком низком качестве госуправления, как в России, трудно говорить о сколько-нибудь эффективном расходовании госсредств. Согласно последнему докладу Всемирного Банка о качестве государственного управления, среди первой десятки стран мира с самым большим ВВП Россия занимает по трем позициям из шести предпоследнее место, а по остальным трем — последнее”.

Есть и другие соображения по поводу “нанопрограммы” (см. статью Эдуарда Пройдакова ).

_______________________________________________________

См.www.government.gov.ru/government/governmentactivity/rfgovernmentplans/6c4bb86e80bc470f80bb0df0c56f5813.doc