Министерство информационных технологий и связи РФ подготовило для правительства отчет о своей работе в 2006 г. И хотя ИКТ-сектор в нашей стране развивается значительно быстрее и успешнее отраслей традиционной экономики, тем не менее в документе признается, что по нескольким показателям деятельности достичь намеченных результатов не удалось.
Таких показателей в отчете набралось в общей сложности пять из восьми, контролируемых правительством, но по одному из них ведомство дает вполне вразумительное объяснение: достигнутый уровень плотности телефонных аппаратов фиксированной связи на 100 человек (31,1) оказался ниже оптимистичного прогноза (32,2), но все же превысил прогноз инерционный (30,0).
Среди четырех других показателей есть и не особенно важные для отрасли виды деятельности (например, почтовая связь), и не полностью зависящие от нее (доля ИКТ в структуре ВВП и доля радиочастотного спектра, используемого для гражданских целей), но есть и такой пункт, от которого при любых условиях ведомству не спрятаться: темпы роста рынка ИКТ оказались значительно меньше плановых.
Объем услуг почтовой связи в стране вырос до 53,7 млрд. руб., существенно превысив годовой план (51,6 млрд. руб.) за счет роста новых сервисов. Но количество исходящей письменной корреспонденции на одного жителя, которое контролируется вышестоящими инстанциями, составило 10 единиц при плане 10,3.
Мининформсвязи РФ признало, что в 2006 г. не смогло обеспечить достижение намеченных рубежей по четырем из восьми контролируемых правительством показателей развития отрасли ИКТ.
При том уровне почтовой связи, который существует в России, довольно трудно рассчитывать на особую активность населения. Ведь с конца восьмидесятых годов прошлого века эта сфера переживала очень тяжелые времена: инвестиции долгие годы поступали незначительные, техническая база сильно устарела, количество отделений сократилось, заработная плата почтовиков была одной из самых низких в стране.
Если сто лет назад письмо из Ясной Поляны Тульской губернии, отправленное графом Л. Н. Толстым, доходило до адресата в Первопрестольной за сутки, то сегодня только по столице оно ходит два-три дня. Так что теперь придется наверстывать упущенное и развивать почтовую связь на основе новейших технологий, доводя её до уровня мировых стандартов.
В Европе, например, 95% писем доставляется на следующий день при отправке внутри страны и 80% -- через три дня при отправке в другие страны ЕС. В России же контрольный срок внутренней доставки в 20 дней выполняется только для 78% писем! Так что до западного уровня нам пока далеко.
Темпы прироста объема реализации продукции и услуг — критический для сферы инфокоммуникаций параметр. И он опять понизился, оказавшись вместо плановых 27% на уровне 23,1%. А причина, по мнению Мининформсвязи, в насыщении отдельных сегментов рынка ИКТ в России и в удешевлении продукции и услуг отрасли “в результате развития конкуренции и демонополизации рынка”. Выходит, надо не ругать министерство на снижение темпов, а хвалить за развитие рыночной конкуренции!
Одна беда только: пресловутая демонополизация дальней связи пока не дала пользователям сколько-нибудь заметного снижения расходов на междугородные и международные переговоры (см. PC Week/RE, № 27-28/2006, с. 3). А насыщение рынка мобильной связи совсем не уменьшило издержки абонентов и лишь привело к росту ARPU.
И причина тут скорее всего в отсутствии хорошо проработанной стратегии развития отрасли. Долгое время основным фактором роста здесь были мобильные коммуникации. Но при первых признаках снижения инвестиций в сотовую связь министерству следовало быстро предложить достойную по масштабам и интересную для бизнеса альтернативу — проводить конкурсы на 3G, начинать развертывание проекта “Тетрарус” и т. д. Своевременных стратегических шагов по привлечению инвестиций в другие секторы ИКТ сделано не было — отсюда и результат.
Примерно такова же ситуация и с конверсией радиочастотного спектра (РЧС): была запланирована доля РЧС гражданского назначения в 7%, фактически же достигли 5%. Это серьезно мешает внедрению перспективных радиотехнологий в сетях подвижной связи, абонентского радиодоступа и цифрового телевещания. Договориться с силовыми структурами не так просто — расставаться со своими привилегиями они не спешат. Поэтому особых успехов на этом поприще Мининформсвязи ожидать не стоит.
Доля отрасли в структуре ВВП при плановых показателях 2006 г. в 5% составила только 4,5%, что объясняется замедлением темпов роста ИКТ с одной стороны, и некоторым дополнительным увеличением объема ВВП, связанным с ростом цен на энергоносители с другой. Вместе с тем не очень понятен и сам подход Мининформсвязи к формированию этого показателя, поскольку реально он даже больше требуемых 5%. В соответствии с международными стандартами и рекомендациями, разработанными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Статистической службой ЕС (Евростат), сектор ИКТ охватывает компании, которые занимаются экономической деятельностью, связанной с производством, распространением и применением информационных и коммуникационных технологий. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), гармонизированным с международными аналогами, в состав ИКТ входит 16 укрупненных направлений, включая деятельность в области электросвязи, использование вычислительной техники и информационных технологий, производство передающей аппаратуры, оборудования для проводной связи и радиокомпонентов, оптовую торговлю радио- и телеустройствами и т. д. Тем не менее по отчетам Мининформсвязи объем сектора ИКТ (45,4 млрд. долл. в 2006 г.) складывается из доходов от основной деятельности операторов связи (31,7 млрд. долл.) и объема рынка информационных технологий (13,7 млрд. долл.). Последний включает три составляющих — рынки услуг, программных и аппаратных средств. В то же время по телекоммуникационному сектору берется одна только сфера услуг без учета продаж оборудования связи и ПО, радиоэлектронных компонентов и пр. И здесь оказываются “зарытыми” весьма большие объемы.
По оценке J’son & Partners, российский рынок операторского оборудования для фиксированных и мобильных сетей составил в 2006-м около 3,5 млрд. долл. Рынок оборудования для корпоративных систем связи iKS-Consulting оценивает в 1,1 млрд. долл. Велики и масштабы продаж терминальных устройств — только сотовых телефонов реализовано на сумму около 5 млрд. долл. Список неучтенных статей телекоммуникационного профиля можно продолжить, а связанные с ним объемы явно превышают 10 млрд. долл. Такая надбавка способна на четверть увеличить данный коэффициент и дать реальное представление о масштабах сектора ИКТ в стране.
Наконец, хотелось бы отметить еще один экономико-политический просчет, который не нашел отражения в формах отчета отрасли, но существенным образом влияет на состояние сектора. Это отсутствие достойной национальной промышленности средств связи (ПСС) в стране. Возьмите любое экономически развитое государство, там обязательно найдется сильный производитель ИКТ, и не один. В Китае это Huawei и ZTE, в Германии — Siemens, в Швеции — Ericsson и т. д. А что в России? Почему правительство не заботит деградация национальной ПСС и ориентация Мининформсвязи на зарубежных поставщиков телекоммуникационного оборудования и ПО? Почему бы в отчетных формах не появиться показателю “Доля отечественного оборудования и ПО в сетях связи страны”?